3.3. Логический уровень
На логическом уровне информационная технология представляется совокупностью формализованных моделей преобразования информации. Процессу формирования информационного ресурса на концептуальном уровне соответствует разработка модели предметной области на логическом уровне. Предметной областью называется часть объективной реальности, являющаяся объектом исследования. Разработка модели предметной области завершается разработкой формальной модели решаемой задачи.
На логическом уровне представления описываются те же основные информационные процессы, что и на концептуальном уровне:
обработки данных,
накопления данных;
обмена данными;
представления данных.
Их описание выполняется в форме формализованных моделей.
Модель обработки данных состоит из формализованного описания следующих процедур.
1. Процедур организации вычислительного процесса .
Под организацией вычислительного процесса понимается управление ресурсами компьютера (память, процессор, внешние устройства). Эти процедуры формализуются в виде алгоритмов и программ операционной системы компьютера.
2. Процедур преобразования данных.
Эти процедуры описываются в виде алгоритмов и программ обработки данных и их структур, таких как сортировка, поиск, создание и преобразование статистических и динамических структур данных (массивы, списки, деревья и пр.).
3. Процедур отображения данных.
Процедуры отображения данных представляются в виде алгоритмов и программ преобразования данных из внутреннего представления в ЭВМ в воспринимаемую человеком форму. Данные могут отображаться в виде текстов, графических изображений и звука.
Модель накопления данных представляет собой формализованное описание процедур создания, хранения и поддержания в актуальном состоянии информационных ресурсов, необходимых для решения конкретных задач управления. Эта модель реализуется на компьютере в виде базы данных. Описание процедур создания структур данных, хранения, актуализации, извлечения и удаления данных осуществляется в виде программ системы управления базами данных.
При создании базы данных в настоящее время используются реляционный, иерархический, сетевой и объектно-ориентированный подходы.
Модель обмена данными включает в себя формализованное описание процедур, с помощью которых осуществляется функционирование вычислительной сети. Работа сети основывается на формализованных соглашениях между её пользователями, которые называются протоколами сетевого обмена.
В настоящее время в качестве международного стандарта принята базовая эталонная модель взаимодействия открытых систем OSI – Open System Interconnection.
Модель представления знаний. Под моделью представления знаний понимается соглашение о том, как описываются понятия и отношения реальной предметной области. Модель представления знаний выбирается в зависимости от предметной области и вида решаемой задачи. В настоящее время в качестве моделей представления знаний используются логические схемы, продукционные модели, семантические сети и фреймы.
Логические схемы представляют знания в виде формул, которые состоят из констант, переменных, функций, предикатов, логических связок и кванторов. В основе логических схем лежит понятие формальной системы или формальной аксиоматической теории.
В продукционных моделях знания представляются в виде выражений вида
ЕСЛИ условие ТО действие,
которые называются продукционными правилами. Они фиксируют информацию о последовательности целенаправленных действий.
В семантических сетях знания представляются в виде графа, в вершинах которого находятся понятия данной предметной области, а ребрам графа соответствуют отношения между понятиями.
Фрейм является разновидностью семантической сети. Это некоторая структура данных для представления стереотипной ситуации. С фреймом связываются три типа информации:
как использовать фрейм;
чего следует ожидать в данной ситуации;
что следует сделать, если ожидания не оправдались.
- Челябинский государственный университет
- 1.2. Информация и информационная система
- 1.3. Шенноновский подход к определению количества информации
- 1.4. Ценность информации
- Система
- 2.1. Понятие системы и её свойства
- 2.2. Классификация систем
- 2.3. Системы управления
- 2.4. Процесс принятия решения
- 2.5. Описание систем с помощью информационных моделей
- 3. Базовая структура информационной технологии
- 3.1. Основные информационные процессы и уровни их представления
- 3.2. Концептуальный уровень
- 3.3. Логический уровень
- 3.4. Физический уровень
- 3.5. Преобразование информации в данные
- 4. Информационная технология в управлении предприятием
- 4.1. Автоматизированная система управления технологическими процессами
- 4.2. Автоматизированная система управления производством
- 4.3. Фазы планирования производства
- 4.4. Фаза планирования.
- 4.5. Фаза учета.
- 4.6. Фаза анализа
- 4.7. Фаза регулирования.
- 5. Офисная информационная технология
- 5.1. Офис как информационная система
- 5.2. Электронный офис
- 5.3. Автоматизация документооборота
- 5.4. Автоматизированное рабочее место руководителя
- 5.5. Автоматизированное рабочее место экономиста
- 5.6. Автоматизированное рабочее место бухгалтера
- 6. Локальные компьютерные сети
- 6.1. Компьютерные сети
- 6.2. Топология локальных сетей
- 6.3. Организация компьютерной сети предприятия
- 7. Глобальная компьютерная сеть Интернет
- 7.1. Глобальные сети
- 7.2. Модель взаимодействия открытых систем
- 7.2. Методы передачи сообщений в сети
- 7.3. Службы Интернет
- 1. Служба удаленного управления компьютером Telnet
- 2. Электронная почта (e-mail)
- 3. Телеконференции (Usenet)
- 3. Служба World Wide Web (www).
- 4. Служба файловых архивов ftp
- 7.4. Адресация пользователей и файлов в Интернет
- 192.45.9.150
- 7.5. Коммерческие возможности Интернет
- 8. Основные типы финансово-экономических программ
- 8.1. Классификация финансово-экономических программ
- 8.2. Минибухгалтерии
- 8.3. Интегрированная бухгалтерская система
- 8.4. Бухгалтерский конструктор
- 8.5. Бухгалтерский комплекс
- 8.6. Бухгалтерия-офис
- 8.7. Финансово-аналитические системы
- 8.8. Правовые системы и базы данных
- Литература