2.2. Классификация систем
Классификацию систем можно проводить по различным признакам. В наиболее общем плане системы можно разделить на материальные и абстрактные.
Материальные системы представляют собой совокупность материальных объектов. Среди материальных систем можно выделит неживые системы (физические, химические, технические и т.п.), живые или биологические системы и системы, содержащие в своем составе как неживые, так и биологические элементы. Важное место среди материальных систем занимают социально-экономические системы, в которых связями между элементами являются общественные отношения людей в процессе производства.
Абстрактные системы – это продукты человеческого мышления: знания, теории, гипотезы и т.п.
В зависимости от изменения состояния системы во времени различают статические и динамические системы. В статических системах с течением времени состояние не изменяется, в динамических системах происходит изменение состояния в процессе функционирования.
По степени определенности состояния системы делятся на детерминированные и стохастические (вероятностные). В детерминированное системе состояние её элементов в любой момент времени полностью определяется их состоянием в предшествующие моменты времени. Поведение детерминированной системы всегда можно точно предсказать. Состояние стохастической системы можно предсказать только с некоторой вероятностью.
По способу взаимодействия системы с внешней средой различают замкнутые и открытые системы. Замкнутые системы не взаимодействуют с внешней средой, все процессы, кроме энергетических, замыкаются внутри системы. Открытые системы активно взаимодействуют с внешней средой, что позволяет им развиваться и усложнять свою структуру.
По степени сложности системы делятся на простые и сложные.
Под сложностью системы часто понимается количество ее элементов и связей между ними. Такое определение сложности не отражает качественных изменений, происходящих в поведении систем при их усложнении. Под сложной системой будем понимать систему, способную управлять своим поведением. Системы, не обладающие таким свойством, отнесем к простым. В соответствии с этим определением атом и солнечную систему следует отнести к простым системам. Любые технические системы, взятые сами по себе, вне зависимости от человека, также являются простыми. Действительно сложными системами, способными управлять своим поведением, являются человеко-машинные системы. В строгом смысле сложные системы появляются только с появлением жизни.
Среди сложных систем можно выделить системы, существенной особенностью которых является наличие разумной деятельности. Примерами таких систем являются экономическая система, любые виды социальных систем, эколого-экономическая система. Характерной особенностью таких систем является целенаправленность их поведения.
Под целенаправленностью понимается способность системы к выбору поведения в зависимости от внутренней цели. Для обозначения такого рода систем с высшим типом сложности в общей теории систем вводится понятие целеустремленной системы.
Целеустремленной системой называется система, осуществляющая целенаправленное поведение и способная к самосохранению и развитию посредством самоорганизации и самоуправления на основе переработки информации. Способность системы формировать цель своего поведения предполагает присутствие в ней человека, обладающего свободой выбора при принятии решений. Все социальные и экономические системы являются целеустремленными, поскольку в них присутствуют люди, ставящие перед собой определенные цели.
Целенаправленная система должна обладать следующими свойствами, позволяющими ей моделировать и прогнозировать свое поведение во внешней среде:
воспринимать и распознавать внешнее воздействие, формирую образ внешней среды;
обладать априорной информацией о среде, хранимой в виде ее образов;
обладать информацией о самой себе и о своих свойствах, хранимой в виде морфологического и функционального образов, образующих информационное описание системы.
- Челябинский государственный университет
- 1.2. Информация и информационная система
- 1.3. Шенноновский подход к определению количества информации
- 1.4. Ценность информации
- Система
- 2.1. Понятие системы и её свойства
- 2.2. Классификация систем
- 2.3. Системы управления
- 2.4. Процесс принятия решения
- 2.5. Описание систем с помощью информационных моделей
- 3. Базовая структура информационной технологии
- 3.1. Основные информационные процессы и уровни их представления
- 3.2. Концептуальный уровень
- 3.3. Логический уровень
- 3.4. Физический уровень
- 3.5. Преобразование информации в данные
- 4. Информационная технология в управлении предприятием
- 4.1. Автоматизированная система управления технологическими процессами
- 4.2. Автоматизированная система управления производством
- 4.3. Фазы планирования производства
- 4.4. Фаза планирования.
- 4.5. Фаза учета.
- 4.6. Фаза анализа
- 4.7. Фаза регулирования.
- 5. Офисная информационная технология
- 5.1. Офис как информационная система
- 5.2. Электронный офис
- 5.3. Автоматизация документооборота
- 5.4. Автоматизированное рабочее место руководителя
- 5.5. Автоматизированное рабочее место экономиста
- 5.6. Автоматизированное рабочее место бухгалтера
- 6. Локальные компьютерные сети
- 6.1. Компьютерные сети
- 6.2. Топология локальных сетей
- 6.3. Организация компьютерной сети предприятия
- 7. Глобальная компьютерная сеть Интернет
- 7.1. Глобальные сети
- 7.2. Модель взаимодействия открытых систем
- 7.2. Методы передачи сообщений в сети
- 7.3. Службы Интернет
- 1. Служба удаленного управления компьютером Telnet
- 2. Электронная почта (e-mail)
- 3. Телеконференции (Usenet)
- 3. Служба World Wide Web (www).
- 4. Служба файловых архивов ftp
- 7.4. Адресация пользователей и файлов в Интернет
- 192.45.9.150
- 7.5. Коммерческие возможности Интернет
- 8. Основные типы финансово-экономических программ
- 8.1. Классификация финансово-экономических программ
- 8.2. Минибухгалтерии
- 8.3. Интегрированная бухгалтерская система
- 8.4. Бухгалтерский конструктор
- 8.5. Бухгалтерский комплекс
- 8.6. Бухгалтерия-офис
- 8.7. Финансово-аналитические системы
- 8.8. Правовые системы и базы данных
- Литература