1.6. Документирование хозяйственных операций
Бухгалтерским документом называется письменное свидетельство, которое подтверждает факт совершения хозяйственных операций, право на их совершение или устанавливает материальную ответственность работников за доверенные им ценности. Хозяйственные операции отражаются на бумажных и машиночитаемых носителях информации (перфокартах, перфолентах, магнитных лентах и др.). Следовательно, документ - это любой носитель информации, с помощью которого хозяйственные операции подвергаются первичной регистрации.
Бухгалтерскими документами оформляются любые хозяйственные операции в той последовательности, в какой они совершаются. Это обеспечивает сплошной, непрерывный учет всех объектов учета; юридическое обоснование бухгалтерских записей, которые делают на основании документов, имеющих доказательную силу; использование документов для текущего контроля и оперативного руководства хозяйственной деятельностью организаций; контроль за сохранностью собственности, так как документами подтверждается материальная ответственность работников за доверенные им ценности; укрепление законности, поскольку документы служат основными источниками сведений для последующего контроля правильности, целесообразности и законности каждой хозяйственной операции при документальных ревизиях.
Формы и реквизиты документов. Форма документа определяется совокупностью показателей (реквизитов) и их расположением в документах. Наименование показателей и их количество в документах зависят в основном от содержания отражаемой хозяйственной операции. Некоторые реквизиты являются основными (обязательными) для каждого документа. Они определяют содержание отражаемых операций и придают документу доказательную силу. К таким реквизитам относят: наименование документа (формы); код формы; дату составления; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении); наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи указанных лиц. Перечень должностей лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером.
В зависимости от характера операции и технологии обработки данных в первичные документы могут быть включены дополнительные реквизиты.
Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно по окончании операции.
Ответственность за своевременное и доброкачественное создание документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, за достоверность содержащихся в документах данных несут лица, создавшие и подписавшие эти документы.
В учреждениях все бухгалтерские документы, связанные с исполнением смет доходов и расходов по бюджетным средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных источников, подписываются руководителем учреждения и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами.
В централизованных бухгалтериях указанные бухгалтерские документы подписываются руководителем и главным бухгалтером учреждения, при котором создана централизованная бухгалтерия, или уполномоченными ими на то лицами.
Документы без подписи главного бухгалтера или его заместителя считаются недействительными и не принимаются к исполнению.
Своевременное и достоверное создание первичных документов, передача их в установленном порядке и сроки для отражения в бухгалтерском учете производятся в соответствии с утвержденным в организации графиком документооборота.
Единую форму документов в России разрабатывают централизованно. Разработка таких форм для однородных хозяйственных операций в организациях называется унификацией. В России унифицированы формы кассовых документов, почти все банковские документы и некоторые другие. Они обязательны для всех отраслей народного хозяйства.
Все операции, проводимые учреждениями, оформляются первичными документами, приведенными в приложении N 2 к Инструкции.
Наряду с унификацией важное значение имеет стандартизация документов, под которой понимают установление одинаковых стандартных размеров бланков типовых документов.
Порядок составления и обработки документов. Документы следует составлять на бланках установленной формы с заполнением всех реквизитов. Если некоторые реквизиты не заполнены, то свободное место прочеркивают.
Запись в документах делают чернилами, шариковой ручкой или при помощи пишущих машин и средств автоматизации. В денежных документах сумму указывают цифрами и прописью. Документы должны быть оформлены аккуратно, текст и цифры написаны четко и разборчиво. Если в тексте или цифрах допущена ошибка, ее следует зачеркнуть (так, чтобы можно было прочесть зачеркнутое) и написать сверху правильный текст или сумму. Затем правильный текст или сумму повторяют на полях документа и заверяют подписью лица, оформляющего документ. Текст оговорки таков:
"Написанному в исправление _________________________ верить"
(новый текст или сумма)
Дата Подпись
В некоторых документах, например в кассовых и банковских, исправления делать не разрешается.
Поступающие в бухгалтерию документы обязательно проверяют. Прежде всего производят проверку по форме, в процессе которой устанавливают необходимое количество заполненных реквизитов, наличие и правильность подписей, четкость и разборчивость заполнения документа. Затем осуществляют арифметическую проверку, при которой определяют правильность подсчетов в документе. После этого документы проверяют по существу, устанавливают законность и целесообразность хозяйственных операций.
Проверенные и принятые бухгалтерией документы подвергают бухгалтерской обработке, под которой понимают их расценку, группировку и разметку (контировку).
Под расценкой, или таксировкой, документов понимают денежную оценку указанных в документе материальных ценностей. Группировка - это подбор однородных документов в пачки, что позволяет делать записи общими итогами. На основе групп первичных документов часто составляют сводные. Разметка, или контировка, заключается в определении и записи корреспондирующих счетов по каждой хозяйственной операции, отраженной в документах.
По истечении каждого отчетного месяца первичные учетные документы, относящиеся к соответствующим журналам операций, должны быть подобраны в хронологическом порядке и сброшюрованы. При незначительном количестве документов брошюровку можно производить за несколько месяцев в одну папку (дело). На обложке следует указать: наименование учреждения; название и порядковый номер папки (дела); отчетный период - год и месяц; начальный и последний номера журналов операций; количество листов в папке (деле).
Использованные документы сдают в архив. Путь, который проходят документы от момента выписки до сдачи на хранение в архив, называют документооборотом.
Перед сдачей документов в архив их необходимо соответствующим образом подготовить. С этой целью однородные первичные документы формируются в дела, содержащие обычно до 250 листов при толщине не более 4 см.
При формировании дел необходимо соблюдение следующих требований: документы постоянного и временного сроков хранения необходимо группировать в дела раздельно: подлинники должны быть отделены от копий; годовые планы и отчеты - от квартальных и месячных; в дело должно быть включено по одному экземпляру каждого документа.
Каждый документ, помещенный в дело, должен быть оформлен в соответствии с требованиями государственных стандартов и других нормативных актов.
В дело группируются документы одного периода - месяца, квартала, календарного года, кроме переходящих дел (например, личные дела, не закрывающиеся при окончании календарного года). При наличии в деле документов за несколько месяцев документы помесячно разделяются листами бумаги с указанием месяца.
Приложения к документам независимо от даты их утверждения или составления присоединяются к документам, к которым они относятся.
Сложились определенные правила группировки в дела по видам и хронологии. Уставы, положения, инструкции, утвержденные распорядительными документами, являются приложениями к ним и группируются вместе с указанными документами. Приказы по основной деятельности группируются отдельно от приказов по личному составу; подлинные экземпляры приказов по основной деятельности систематизируются и подшиваются в дела вместе с приложениями в порядке их номеров. Документы к приказам по основной деятельности группируются и подшиваются отдельно.
Приказы по личному составу группируются в дела в соответствии с установленными сроками их хранения. Документы, являющиеся основанием для издания приказа по личному составу, подшиваются в личные дела сотрудников или образуют самостоятельное дело приложений к данным приказам.
Плановые и отчетные документы хранятся в делах того года, к которому они относятся по своему содержанию, независимо от времени их составления или даты поступления. Например, отчет за 2006 г., составленный в 2007 г., должен быть отнесен к 2006 г.
Документы в отчетах необходимо располагать в определенной последовательности. Например, документы отчета о финансовой деятельности организации, состоящего из баланса, объяснительной записки и приложений к балансу, располагают в таком порядке: объяснительная записка к отчету, затем баланс и в конце - приложения. Лицевые счета сотрудников организации по заработной плате группируются в самостоятельные дела и располагаются в них в порядке алфавита фамилий.
Переписка группируется за календарный год и систематизируется в хронологической последовательности: документ-ответ помещается за документом-запросом. Обзоры, докладные записки, акты, справки и другие документы, отражающие основное содержание деятельности организации, группируются в одном деле при условии, что они касаются одного и того же вопроса.
Папки с документами переплетаются. На титульном листе указываются наименование организации, название и порядковый номер в деле с начала года, отчетный период (год, месяц), номер ведомости, общее количество листов в деле, срок хранения дела.
Срок хранения отдельных первичных документов, ведомостей, отчетов и других материалов определен Перечнем типовых документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения, утвержденным Федеральной архивной службой России 6 октября 2000 г.
В соответствии с этим Перечнем к документам со сроком хранения 1 год относят месячные отчеты организаций о выполнении перспективных и текущих планов, анализы отчетов, материалы переписки с органами государственной статистики о составлении, представлении и проверке статистической отчетности.
Три года должны храниться квартальные отчеты, инвентарные карточки и книги учета основных средств, реестры договоров, материалы переписки об организации и совершенствовании учета и отчетности.
В течение пяти лет хранят первичные документы и приложения к ним, расчетные и расчетно-платежные ведомости, учетные регистры (Главная книга, журналы-ордера, разработочные таблицы и др.); полугодовые отчеты организаций.
Десять лет хранят годовые отчеты организаций, передаточные, разделительные, ликвидационные балансы и приложения, обязательные записки к ним.
Паспорта зданий, сооружений и оборудования хранят до списания с баланса указанных ценностей. Лицевые счета рабочих и служащих должны храниться (75 - В) лет, где В - возраст лиц на момент прекращения ведения лицевого счета. При отсутствии лицевых счетов расчетные ведомости на выдачу заработной платы должны храниться в течение 75 лет. При прекращении деятельности организации документы, связанные с начислением и выплатой заработной платы работникам, подлежат обязательной сдаче в государственные архивы.
Изъятие первичных документов у организации разрешается только органам дознания, предварительного следствия и прокуратуры, судам, налоговым инспекциям на основании постановлений в соответствии с действующим законодательством. Изъятие оформляется протоколом, копия которого вручается под расписку соответствующему должностному лицу учреждения.
С разрешения и в присутствии представителей органов, производящих изъятие, соответствующие должностные лица учреждения могут снять копии с изымаемых документов с указанием оснований и даты их изъятия.
Если изымаются недооформленные тома документов (неподшитые, непронумерованные и т.д.), то с разрешения и в присутствии представителей органов, производящих изъятие, соответствующие должностные лица учреждений могут дооформить эти тома (сделать опись, пронумеровать листы, прошнуровать, опечатать, заверить своей подписью, печатью).
В случае пропажи или уничтожения первичных учетных документов и регистров бюджетного учета руководитель учреждения назначает приказом комиссию по расследованию причин их пропажи или уничтожения.
В необходимых случаях для участия в работе комиссии приглашаются представители следственных органов, охраны и государственного пожарного надзора.
Результаты работы оформляются актом, который утверждается руководителем учреждения. Копия акта направляется в вышестоящее учреждение.
- Бухгалтерский учет в бюджетных организациях Глава 1. Основы бухгалтерского учета
- 1.1. Реформирование бюджетного учета
- 1.2. Определение и основные задачи бюджетного учета
- 1.3. Основные нормативные документы, определяющие методологическиеосновы, порядок организации и ведения бухгалтерского учетав бюджетных организациях Российской Федерации
- 1.4. Основные правила (принципы) бухгалтерского учета
- 1.5. Оценка имущества и обязательств
- 1.6. Документирование хозяйственных операций
- 1.7. План счетов бюджетного учета
- 1.8. Учетные регистры
- Способы исправления ошибок в учетных регистрах
- 1.9. Организация бухгалтерского учета
- 1.10. Права, обязанности и ответственность главного бухгалтера
- 1.11. Инвентаризация имущества и финансовых обязательств
- Глава 2. Учет основных средств, нематериальныхи непроизведенных активов
- 2.1. Основные нормативные документы
- 2.2. Задачи, классификация и оценка основных средств
- 2.3. Документальное оформление движения основных средств
- 2.4. Аналитический учет основных средств
- 2.5. Синтетический учет наличия и движения основных средств
- 2.6. Учет ремонта основных средств
- 2.7. Учет непроизведенных активов
- 2.8. Учет нематериальных активов
- 2.9. Учет амортизации основных средств и нематериальных активов
- 2.10. Учет вложений в нефинансовые активы
- 2.11. Учет нефинансовых активов в пути
- 2.12. Инвентаризация основных средств, непроизведенныхи нематериальных активов
- 2.13. Корреспонденции счетов по учету основных средств,непроизведенных и нематериальных активов
- Глава 3. Учет материальных запасов
- 3.1. Основные нормативные документы
- 3.2. Материальные запасы, их классификация, задачи учета
- 3.3. Документальное оформление поступления и расходаматериальных запасов
- 3.5. Синтетический учет материальных запасов
- 3.6. Аналитический учет материальных запасов
- 3.7. Учет вложений в материальные запасы
- 3.8. Учет материалов в пути
- 3.9. Инвентаризация материальных запасов
- 3.10. Контроль за состоянием и рациональным использованиемматериальных запасов и основные направления совершенствования их учета
- 3.11. Особенности учета драгоценных металлов, медикаментов, топлива,горюче-смазочных материалов, малоценных предметов
- 3.12. Корреспонденции счетов по учету материальных запасов
- Глава 4. Учет труда и его оплаты
- 4.1. Основные нормативные документы
- 4.2. Виды, формы и системы оплаты труда, порядок ее начисления Основные понятия и определения
- Формы оплаты труда
- Системы оплаты труда
- 4.3. Документы по учету личного состава, труда и его оплаты
- 4.4. Синтетический учет расчетов по оплате труда и стипендиям
- 4.5. Учет удержаний из заработной платы
- 4.6. Учет расчетов по обязательному социальному страхованиюи социальной защите населения
- 4.7. Корреспонденция счетов по учету труда и его оплаты
- Глава 5. Учет денежных средств и финансовых вложений
- 5.1. Основные нормативные документы
- 5.2. Учет денежных средств учреждений на банковских счетах
- 5.3. Учет денежных средств учреждения во временномраспоряжении и в пути
- 5.4. Учет кассовых операций
- 5.5. Учет денежных документов
- 5.6. Учет аккредитивов
- 5.7. Учет денежных средств учреждения в иностранной валюте
- 5.8. Учет средств на счетах бюджетов
- 5.9. Учет денежных средств на счетах органов, осуществляющихкассовое обслуживание исполнения бюджетов
- 5.10. Учет финансовых вложений
- 5.11. Инвентаризация денежных средств и финансовых вложений
- 5.12. Корреспонденции счетов по учету денежных средстви финансовых вложений
- Глава 6. Учет расчетов с дебиторами
- 6.1. Основные нормативные документы
- 6.2. Учет расчетов с дебиторами по доходам
- 6.3. Учет расчетов по выданным авансам
- 6.4. Учет расчетов с дебиторами по бюджетным кредитам
- 6.5. Учет расчетов с подотчетными лицами
- 6.6. Учет расчетов по недостачам
- 6.7. Учет расчетов с прочими дебиторами
- 6.8. Учет внутренних расчетов по поступлениям в бюджети выбытиям из бюджета
- 6.9. Корреспонденции счетов по учету расчетов с дебиторами
- Глава 7. Учет обязательств
- 7.1. Основные нормативные документы
- 7.2. Учет расчетов с кредиторами по долговым обязательствам
- 7.3. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками
- 7.4. Учет расчетов по платежам в бюджет
- Оценка материалов по методам средней себестоимости - фифо и лифо
- Транспортный налог
- Учет местных налогов и сборов
- Налог на рекламу
- 7.5. Учет прочих расчетов с кредиторами
- 7.6. Учет расчетов в органах, осуществляющих кассовоеобслуживание исполнения бюджетов
- 7.7. Инвентаризация обязательств и расчетов с дебиторами
- 7.8. Корреспонденции счетов по учету обязательств
- Глава 8. Учет финансового результата
- 8.1. Основные нормативные документы
- 8.2. Учет финансового результата учреждения
- 8.3. Учет результатов по кассовому исполнению бюджетов
- 8.4. Корреспонденции счетов по учету финансового результата
- В органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов,и органах, организующих исполнение бюджетов
- Глава 9. Учет предпринимательской и иной деятельности,приносящей доход
- 9.1. Основные нормативные документы
- 9.2. Учет расходов по выпуску продукции, выполненным работами оказанным услугам
- 9.3. Готовая продукция и ее оценка.Учет поступления готовой продукции
- 9.4. Учет реализации продукции, выполненных работ и оказанных услуг
- 9.5. Корреспонденции счетов по учету предпринимательскойи иной деятельности, приносящей доход
- Глава 10. Учет санкционирования расходов
- 10.1 Основные нормативные документы
- 10.2. Учет лимитов бюджетных обязательств
- 10.3. Учет принятых бюджетных обязательств текущего годаи бюджетных ассигнований
- 10.4. Корреспонденции счетов по учету санкционированиярасходов бюджетов
- Глава 11. Учет операций по централизованному снабжениюматериальными ценностями учреждений, состоящих на бюджете
- 11.1. Основные нормативные документы
- 11.2. Учет операций по централизованному снабжению вышестоящимиучреждениями (заказчиками)
- 11.3. Учет операций по централизованному снабжениюматериальными ценностями учреждениями (грузополучателями)
- 11.4. Корреспонденции счетов по учету операций по централизованномуснабжению материальными ценностями учреждений, состоящих на бюджете
- Глава 12. Учет отдельных ценностей, не принадлежащих организации
- 12.1. Основные нормативные документы
- 12.2. Общие положения
- 12.3. Учет арендованных основных средств
- 12.4. Учет материальных ценностей, принятыхна ответственное хранение
- 12.5. Учет бланков строгой отчетности
- 12.6. Учет списанной задолженности неплатежеспособных дебиторов
- 12.7. Учет материальных ценностей, оплаченныхпо централизованному снабжению
- 12.8. Учет задолженности учащихся и студентов за невозвращенныематериальные ценности
- 12.9. Учет прочих ценностей на забалансовых счетах
- Учет залоговых операций
- Учет операций, связанных с удержанием имущества
- Учет операций, связанных с поручительством
- Учет операций, связанных с банковской гарантией
- Глава 13. Отчетность бюджетных учреждений
- 13.1. Основные нормативные документы
- 13.2. Общие положения
- 13.3. Виды и формы бюджетной отчетности
- 13.4. Порядок составления балансов исполнения бюджета,по поступлению и выбытию средств бюджета и по операциямкассового исполнения бюджетов
- 13.5. Порядок составления отчетов об исполнении бюджета
- 13.6. Порядок составления отчета о финансовыхрезультатах деятельности
- 13.7. Порядок составления отчета о кассовых поступленияхи выбытиях денежных средств
- 13.8. Порядок составления ежемесячной справочнойбюджетной отчетности
- 13.9. Порядок составления отдельных разделов пояснительной запискик годовой бюджетной отчетности
- Общие вопросы организации деятельности бюджетного учреждения
- Результаты деятельности бюджетного учреждения в отчетном периоде
- Анализ финансовой отчетности бюджетного учреждения
- Прочие вопросы деятельности бюджетного учреждения
- 13.10. Налоговая отчетность бюджетных учреждений
- Отчетность по налогу на прибыль
- Отчетность по транспортному налогу
- Отчетность по земельному налогу
- План счетов бюджетного учета
- Перечень форм годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетностии сроки ее представления(в ред. Приказа Минфина России от 14 ноября 2005 г. N 137н)
- Использованная литература