logo
kondrakov

7.4. Учет расчетов по платежам в бюджет

Налоги и платежи, уплачиваемые бюджетными учреждениями. Бюджетные учреждения могут являться плательщиками налога на добавленную стоимость, налога на прибыль, налога на добычу полезных ископаемых, земельного налога, платежей за пользование лесным долгом. Они являются плательщиками единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, налога на доходы физических лиц, налога на имущество организаций, транспортного налога.

Налог на добавочную стоимость (НДС). Бюджетные учреждения признаются плательщиками налога на добавленную стоимость и налога на прибыль, если они не перешли на уплату единого сельскохозяйственного налога, единого налога на внесенный доход для отдельных видов деятельности и не применяют упрощенную систему налогообложения.

Объектом обложения по НДС являются следующие операции, связанные с осуществлением предпринимательской и иной приносящей доход деятельности:

- реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации (включая передачу товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе);

- передача товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации для собственных нужд, расходы по которым принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль;

- выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления.

НДС взимается также с сумм:

- авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг;

- полученных за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

Передача бюджетным учреждениям имущества на осуществление основной непредпринимательской деятельности НДС не облагается. Не подлежит налогообложению реализация (передача товаров, работ, услуг для собственных нужд) на территории Российской Федерации:

- медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством РФ;

- ряда медицинских услуг, оказываемых медицинскими учреждениями;

- продуктов питания, непосредственно произведенных школьными столовыми, столовыми учебных заведений, детских дошкольных учреждений и реализуемых ими в указанных учреждениях, а также продуктов питания, непосредственно произведенных организациями общественного питания и реализуемых ими указанным столовым или указанным учреждениям;

- услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях, проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях и ряда других услуг, оказываемых бюджетными учреждениями;

- реализация товаров (за некоторым исключением) работ, услуг (в том числе передача для собственных нужд), производимых мастерскими при противотуберкулезных, психиатрических, психоневрологических учреждениях, учреждениях социальной защиты или социальной реабилитации населения;

- реализация изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства (за исключением подакцизных товаров), образцы которых зарегистрированы в установленном порядке;

- реализация товаров (работ, услуг), произведенных для собственных нужд организациями и учреждениями уголовно-исправительной системы;

- выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджетов, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей внебюджетных фондов министерств, ведомств и ассоциаций; выполнение указанных работ учреждениями образования и науки на основе хозяйственных договоров.

Бюджетные учреждения могут быть освобождены от уплаты НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) не превысила в совокупности 1 млн руб. Для использования права на освобождение от НДС по перечисленным выше операциям бюджетные учреждения должны представить в налоговый орган по месту своего учета письменное уведомление установленной формы, выписки из бухгалтерского баланса и книги продаж и копию журнала полученных и выставленных счетов-фактур.

Налогообложение бюджетных учреждений производится по ставкам 10 и 18%. Налоговый период по НДС устанавливается как календарный месяц, а для учреждений с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС, не превышающими 1 млн руб., - как квартал.

С 1 января 2006 г. в соответствии с Законом N 119-ФЗ "О внесении изменении в главу 21 части второй Налогового кодекса и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства РФ о налогах и сборах" все организации должны перейти на уплату НДС "по отгрузке".

По-новому трактуется и сам момент определения налоговой базы. Учитывать операцию по реализации для начисления НДС нужно в наиболее раннюю из двух дат: либо в момент отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав, либо в день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок. Тем самым устранены все споры, касающиеся исчисления НДС с авансов.

В Законе N 119-ФЗ оговорены случаи, когда НДС с авансов не уплачивается. Это касается прежде всего авансов, полученных в счет предстоящей поставки на экспорт.

НДС не взимается также с оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев. Данное положение действует при соблюдении следующих условий:

- товары (работы, услуги) должны быть поименованы в перечне, определяемом Правительством РФ;

- изготовитель указанных товаров (работ, услуг) должен осуществлять раздельный учет осуществляемых операций и сумм налога по приобретаемым товарам (работам, услугам), в том числе по приобретаемым основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, использованным для осуществления операций по производству товаров (работ, услуг) длительного производственного цикла и других операций;

- одновременно с налоговой декларацией изготовитель товаров (работ, услуг) должен представить в налоговые органы контракт или копию контракта, заверенную подписями руководителя и главного бухгалтера, а также документ, подтверждающий длительность производственного цикла товаров (работ, услуг) с указанием их наименования, организации-изготовителя, выданный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере промышленного, оборонно-промышленного и топливно-энергетического комплексов, подписанный уполномоченным лицом и заверенный печатью.

С 1 января 2006 г. право на освобождение от уплаты НДС появилось у налогоплательщиков (организаций и индивидуальных предпринимателей), выручка которых не превышает 2 млн руб. за три месяца. При этом максимальный порог будет определяться по начислению. Не подлежат обложению НДС также рекламные подарки, стоимость которых не превышает 100 руб. за единицу.

В ст. 170 НК РФ прописаны случаи восстановления НДС:

- при передаче имущества, нематериальных активов и имущественных прав в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или паевых взносов в паевые фонды кооперативов. При этом НДС будет подлежать вычету у принимающей стороны;

- при дальнейшем пользовании товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, нематериальных активов и имущественных прав для осуществления операций, местом реализации которых не признается территория Российской Федерации;

- при переходе на уплату единого налога на вмененный доход или упрощенную систему налогообложения.

Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету, а по основным средствам и нематериальным активам - в размере суммы пропорциональной остаточной стоимости без учета переоценки.

Организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся капитальным строительством, смогут принять к вычету НДС, предъявленный подрядчиками и поставщиками материалов в обычном порядке, не дожидаясь момента окончания стройки. При этом они должны будут исчислять НДС по окончании каждого налогового периода.

С 1 января 2007 г. изменится порядок выплаты НДС по неденежным сделкам. Если организация будет проводить взаимозачет или рассчитываться ценными бумагами, то НДС будет подлежать вычету только в случае уплаты отдельным платежным поручением.

Экспортерам с 1 января 2007 г. разрешительный порядок применения вычетов будет заменен на уведомительный.

Налог на прибыль. Объектом обложения по налогу на прибыль является прибыль, исчисляемая в виде разницы между полученными доходами и произведенными расходами, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ. Налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год, отчетными периодами - I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года. Прибыль, подлежащая налогообложению, определяется нарастающим итогом с начала налогового периода.

Общая налоговая ставка по налогу на прибыль составляет 24% от суммы прибыли.

Доходы учреждений для целей налогообложения подразделяются:

- на доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (доходы от реализации);

- внереализационные доходы.

Доходом от реализации считается выручка от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства и ранее приобретенных и выручка от реализации имущественных прав. Все остальные доходы бюджетного учреждения считаются внереализационными (от сдачи имущества в аренду (субаренду), доходы прошлых лет, выявленные в отчетном году, стоимость материалов, полученных при ликвидации основных средств, и др.).

При определении налоговой базы не учитываются доходы, полученные в виде:

- имущества, имущественных прав, в форме залога или задатка в качестве обеспечения обязательств;

- имущества, полученного по решению органов исполнительной власти всех уровней;

- имущества, имущественных прав, работ, услуг, полученных от других лиц в порядке предварительной оплаты товаров (работ, услуг), доходы и расходы по методу начисления;

- имущества, полученного в рамках целевого финансирования.

Расходы учреждения подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы. Расходы, связанные с производством и реализацией, подразделяются:

- на материальные расходы;

- расходы на оплату труда;

- суммы начисленной амортизации;

- прочие расходы.

При определении материальных расходов израсходованные в производстве сырье и материалы оценивают следующие методы оценки:

- по стоимости единицы запасов;

- по средней стоимости;

- по стоимости первых по времени приобретения материальных запасов (метод ФИФО);

- по стоимости последних по времени приобретения материальных запасов (метод ЛИФО).

При методе ФИФО применяют правило: первая партия - на приход, первая - в расход. Это означает, что независимо от того, какая партия материалов отпущена в производство, сначала списывают материалы по цене (себестоимости) первой закупленной партии, затем по цене второй партии и т.д. в порядке очередности, пока не будет получен общий расход материалов за месяц.

При методе ЛИФО применяют другое правило: последняя партия - на приход, первая - в расход, т.е. сначала списываются материалы по себестоимости последней партии, затем по себестоимости предыдущей и т.д.