1.1. Реформирование бюджетного учета
Постановлением Правительства РФ от 22 мая 2004 г. N 249 утвержден план мероприятий по реализации Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 гг. Составной частью данного плана является реформирование учета в бюджетных организациях.
Основополагающие документы по реформированию бюджетного учета:
- Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 120-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений";
- Инструкция по бюджетному учету, утвержденная приказом Минфина России от 10 февраля 2006 г. N 25н;
- приказ Минфина России от 27 августа 2004 г. N 72н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации при составлении и исполнении бюджетов всех уровней, начиная с бюджетов на 2005 год";
- Методические указания по внедрению Инструкции по бюджетному учету, утвержденные приказом Минфина России от 24 февраля 2005 г. N 26н;
- Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности, утвержденная приказом Минфина России от 21 января 2005 г. N 5н (в ред. приказа Минфина России от 11 ноября 2005 г. N 137н).
В соответствии с данными нормативными документами начиная с 1 января 2005 г. лимиты бюджетных обязательств, ассигнования, сметы необходимо составлять, а кассовые и фактические расходы необходимо вести в разрезе новой бюджетной классификации. Новые коды бюджетной классификации необходимо указывать также и в платежных документах.
С изменением бюджетной политики возникла необходимость анализа эффективности использования бюджета, оценки его воздействия на экономику, рационального управления финансами. Для решения данных задач нужны принципиально новые сведения, на получение которых должна ориентировать новая система учета. К таким сведениям относят прежде всего данные о рентабельности финансовых вложений.
Для получения сведений о рентабельности финансовых вложений новой системой учета предусмотрено использование метода начисления, широко применяемого в коммерческих организациях. Этот метод позволяет оценивать реальный финансовый результат деятельности бюджетной организации и обеспечивать динамику исполнения обязательства распорядителей и получателей бюджетных средств.
Применение метода начислений позволяет не только учитывать денежные остатки, но и контролировать движение активов и обязательств. При его использовании меняется значение понятий "доходы" и "расходы". Доходом признается не зачисление денег на счет, а увеличение стоимости чистых активов. Под расходом понимается уменьшение стоимости чистых активов.
Новая система учета, в отличие от старой, предусматривает внедрение в нее кодов Бюджетной классификации (КБК), что позволит объединить учет у исполнителей бюджета и у бюджетных организаций, а также осуществлять контроль за движением бюджетных средств от источников доходов до конечных получателей.
Новая система учета первоначально была изложена в Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 26 августа 2004 г. N 70н. Однако в процессе применения данной Инструкции был выявлен ряд существенных недостатков, устраненных новой Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10 февраля 2006 г. N 25н.
Новая Инструкция по бюджетному учету устанавливает единый порядок ведения бухгалтерского учета в органах государственной власти, органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органах местного самоуправления, бюджетных учреждениях.
Государственная учетная политика реализуется Инструкцией через:
- План счетов бюджетного учета;
- порядок отражения операций по исполнению бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на счетах бюджетного учета;
- порядок отражения органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов, операций по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов на счетах бюджетного учета;
- корреспонденцию счетов бюджетного учета (приложение N 1 к Инструкции);
- иные вопросы организации бюджетного учета.
Все операции, проводимые учреждениями, оформляются первичными документами, приведенными в приложении N 2 к Инструкции.
Для ведения бюджетного учета в учреждениях применяются регистры, содержащие обязательные реквизиты и показатели, приведенные в приложении N 3 к Инструкции.
Формы регистров бюджетного учета, учитывающие специфику исполнения соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также правила их ведения, утверждаются органом, организующим исполнение соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Инструкция по бюджетному учету введена в действие с 1 января 2006 г.
Инструкция по бюджетному учету состоит из четырех частей. В первой части изложены основы организации бюджетного учета, дано его определение, выражены требования по оформлению и систематизации первичных документов и учетных регистров, даны указания о порядке исправления ошибок, допущенных при заполнении учетных регистров, указывается на необходимость осуществления инвентаризации имущества, финансовых активов и обязательств, автоматизации бюджетного учета.
Во второй части Инструкции отражен новый План счетов бюджетного учета, в третьей - порядок применения Плана счетов, а в четвертой - порядок учета операций при централизованном снабжении материальными ценностями бюджетных учреждений. Инструкция содержит три приложения. В приложении N 1 изложены корреспонденции счетов бюджетного учета по основным хозяйственным операциям, приложении N 2 - унифицированные формы первичных учетных документов и указания по их применению, а в приложении N 3 - перечень рекомендуемых регистров бюджетного учета с указанием обязательных реквизитов и показателей.
- Бухгалтерский учет в бюджетных организациях Глава 1. Основы бухгалтерского учета
- 1.1. Реформирование бюджетного учета
- 1.2. Определение и основные задачи бюджетного учета
- 1.3. Основные нормативные документы, определяющие методологическиеосновы, порядок организации и ведения бухгалтерского учетав бюджетных организациях Российской Федерации
- 1.4. Основные правила (принципы) бухгалтерского учета
- 1.5. Оценка имущества и обязательств
- 1.6. Документирование хозяйственных операций
- 1.7. План счетов бюджетного учета
- 1.8. Учетные регистры
- Способы исправления ошибок в учетных регистрах
- 1.9. Организация бухгалтерского учета
- 1.10. Права, обязанности и ответственность главного бухгалтера
- 1.11. Инвентаризация имущества и финансовых обязательств
- Глава 2. Учет основных средств, нематериальныхи непроизведенных активов
- 2.1. Основные нормативные документы
- 2.2. Задачи, классификация и оценка основных средств
- 2.3. Документальное оформление движения основных средств
- 2.4. Аналитический учет основных средств
- 2.5. Синтетический учет наличия и движения основных средств
- 2.6. Учет ремонта основных средств
- 2.7. Учет непроизведенных активов
- 2.8. Учет нематериальных активов
- 2.9. Учет амортизации основных средств и нематериальных активов
- 2.10. Учет вложений в нефинансовые активы
- 2.11. Учет нефинансовых активов в пути
- 2.12. Инвентаризация основных средств, непроизведенныхи нематериальных активов
- 2.13. Корреспонденции счетов по учету основных средств,непроизведенных и нематериальных активов
- Глава 3. Учет материальных запасов
- 3.1. Основные нормативные документы
- 3.2. Материальные запасы, их классификация, задачи учета
- 3.3. Документальное оформление поступления и расходаматериальных запасов
- 3.5. Синтетический учет материальных запасов
- 3.6. Аналитический учет материальных запасов
- 3.7. Учет вложений в материальные запасы
- 3.8. Учет материалов в пути
- 3.9. Инвентаризация материальных запасов
- 3.10. Контроль за состоянием и рациональным использованиемматериальных запасов и основные направления совершенствования их учета
- 3.11. Особенности учета драгоценных металлов, медикаментов, топлива,горюче-смазочных материалов, малоценных предметов
- 3.12. Корреспонденции счетов по учету материальных запасов
- Глава 4. Учет труда и его оплаты
- 4.1. Основные нормативные документы
- 4.2. Виды, формы и системы оплаты труда, порядок ее начисления Основные понятия и определения
- Формы оплаты труда
- Системы оплаты труда
- 4.3. Документы по учету личного состава, труда и его оплаты
- 4.4. Синтетический учет расчетов по оплате труда и стипендиям
- 4.5. Учет удержаний из заработной платы
- 4.6. Учет расчетов по обязательному социальному страхованиюи социальной защите населения
- 4.7. Корреспонденция счетов по учету труда и его оплаты
- Глава 5. Учет денежных средств и финансовых вложений
- 5.1. Основные нормативные документы
- 5.2. Учет денежных средств учреждений на банковских счетах
- 5.3. Учет денежных средств учреждения во временномраспоряжении и в пути
- 5.4. Учет кассовых операций
- 5.5. Учет денежных документов
- 5.6. Учет аккредитивов
- 5.7. Учет денежных средств учреждения в иностранной валюте
- 5.8. Учет средств на счетах бюджетов
- 5.9. Учет денежных средств на счетах органов, осуществляющихкассовое обслуживание исполнения бюджетов
- 5.10. Учет финансовых вложений
- 5.11. Инвентаризация денежных средств и финансовых вложений
- 5.12. Корреспонденции счетов по учету денежных средстви финансовых вложений
- Глава 6. Учет расчетов с дебиторами
- 6.1. Основные нормативные документы
- 6.2. Учет расчетов с дебиторами по доходам
- 6.3. Учет расчетов по выданным авансам
- 6.4. Учет расчетов с дебиторами по бюджетным кредитам
- 6.5. Учет расчетов с подотчетными лицами
- 6.6. Учет расчетов по недостачам
- 6.7. Учет расчетов с прочими дебиторами
- 6.8. Учет внутренних расчетов по поступлениям в бюджети выбытиям из бюджета
- 6.9. Корреспонденции счетов по учету расчетов с дебиторами
- Глава 7. Учет обязательств
- 7.1. Основные нормативные документы
- 7.2. Учет расчетов с кредиторами по долговым обязательствам
- 7.3. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками
- 7.4. Учет расчетов по платежам в бюджет
- Оценка материалов по методам средней себестоимости - фифо и лифо
- Транспортный налог
- Учет местных налогов и сборов
- Налог на рекламу
- 7.5. Учет прочих расчетов с кредиторами
- 7.6. Учет расчетов в органах, осуществляющих кассовоеобслуживание исполнения бюджетов
- 7.7. Инвентаризация обязательств и расчетов с дебиторами
- 7.8. Корреспонденции счетов по учету обязательств
- Глава 8. Учет финансового результата
- 8.1. Основные нормативные документы
- 8.2. Учет финансового результата учреждения
- 8.3. Учет результатов по кассовому исполнению бюджетов
- 8.4. Корреспонденции счетов по учету финансового результата
- В органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов,и органах, организующих исполнение бюджетов
- Глава 9. Учет предпринимательской и иной деятельности,приносящей доход
- 9.1. Основные нормативные документы
- 9.2. Учет расходов по выпуску продукции, выполненным работами оказанным услугам
- 9.3. Готовая продукция и ее оценка.Учет поступления готовой продукции
- 9.4. Учет реализации продукции, выполненных работ и оказанных услуг
- 9.5. Корреспонденции счетов по учету предпринимательскойи иной деятельности, приносящей доход
- Глава 10. Учет санкционирования расходов
- 10.1 Основные нормативные документы
- 10.2. Учет лимитов бюджетных обязательств
- 10.3. Учет принятых бюджетных обязательств текущего годаи бюджетных ассигнований
- 10.4. Корреспонденции счетов по учету санкционированиярасходов бюджетов
- Глава 11. Учет операций по централизованному снабжениюматериальными ценностями учреждений, состоящих на бюджете
- 11.1. Основные нормативные документы
- 11.2. Учет операций по централизованному снабжению вышестоящимиучреждениями (заказчиками)
- 11.3. Учет операций по централизованному снабжениюматериальными ценностями учреждениями (грузополучателями)
- 11.4. Корреспонденции счетов по учету операций по централизованномуснабжению материальными ценностями учреждений, состоящих на бюджете
- Глава 12. Учет отдельных ценностей, не принадлежащих организации
- 12.1. Основные нормативные документы
- 12.2. Общие положения
- 12.3. Учет арендованных основных средств
- 12.4. Учет материальных ценностей, принятыхна ответственное хранение
- 12.5. Учет бланков строгой отчетности
- 12.6. Учет списанной задолженности неплатежеспособных дебиторов
- 12.7. Учет материальных ценностей, оплаченныхпо централизованному снабжению
- 12.8. Учет задолженности учащихся и студентов за невозвращенныематериальные ценности
- 12.9. Учет прочих ценностей на забалансовых счетах
- Учет залоговых операций
- Учет операций, связанных с удержанием имущества
- Учет операций, связанных с поручительством
- Учет операций, связанных с банковской гарантией
- Глава 13. Отчетность бюджетных учреждений
- 13.1. Основные нормативные документы
- 13.2. Общие положения
- 13.3. Виды и формы бюджетной отчетности
- 13.4. Порядок составления балансов исполнения бюджета,по поступлению и выбытию средств бюджета и по операциямкассового исполнения бюджетов
- 13.5. Порядок составления отчетов об исполнении бюджета
- 13.6. Порядок составления отчета о финансовыхрезультатах деятельности
- 13.7. Порядок составления отчета о кассовых поступленияхи выбытиях денежных средств
- 13.8. Порядок составления ежемесячной справочнойбюджетной отчетности
- 13.9. Порядок составления отдельных разделов пояснительной запискик годовой бюджетной отчетности
- Общие вопросы организации деятельности бюджетного учреждения
- Результаты деятельности бюджетного учреждения в отчетном периоде
- Анализ финансовой отчетности бюджетного учреждения
- Прочие вопросы деятельности бюджетного учреждения
- 13.10. Налоговая отчетность бюджетных учреждений
- Отчетность по налогу на прибыль
- Отчетность по транспортному налогу
- Отчетность по земельному налогу
- План счетов бюджетного учета
- Перечень форм годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетностии сроки ее представления(в ред. Приказа Минфина России от 14 ноября 2005 г. N 137н)
- Использованная литература