logo
kondrakov

2.3. Документальное оформление движения основных средств

Движение основных средств связано с осуществлением хозяйственных операций по поступлению, внутреннему перемещению и выбытию основных средств. Указанные операции оформляются следующими формами первичной учетной документации.

Поступление и внутреннее перемещение основных средств оформляются первичными документами:

актом о приемке-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001), кроме объектов основных средств стоимостью до 1000 руб. и библиотечного фонда, драгоценностей и ювелирных изделий независимо от стоимости;

актом о приемке-передаче здания (сооружения) (ф. 0306030), с приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию объектов недвижимости в установленных законодательством случаях;

актом о приемке-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306031);

накладной на внутреннее перемещение объектов основных средств (ф. 0306032);

актом о приемке-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (ф. 0306002);

требованием-накладной (ф. 0315006);

ведомостью выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210).

В актах ф. 0306001, 0306030, 0306031 указывают наименование объекта, год постройки или выпуска заводом, краткую характеристику объекта, первоначальную стоимость, присвоенный объекту инвентарный номер, место использования объекта и другие сведения, необходимые для аналитического учета основных средств.

Если объект основных средств принадлежит нескольким учреждениям, то в справочном отделе акта указывают участников долевой собственности и их доли. В случае выражения стоимости купленного объекта в иностранной валюте указывают вид валюты и ее сумму по курсу Центрального банка РФ на дату принятия объекта к учету.

После оформления акты о приемке-передаче основных средств передают в бухгалтерию учреждения. К акту прилагают техническую документацию, относящуюся к данному объекту (паспорт, чертежи и т.п.).

На основании этих документов бухгалтерия производит соответствующие записи в инвентарные карточки основных средств, после чего техническую документацию передают в технический или другой отделы предприятия.

Акт утверждает руководитель организации. При передаче основных средств другой организации акт составляют в двух экземплярах (для организации сдающей и организации, принимающей основные средства).

Внутреннее перемещение основных средств, а также их передачу из запаса (со склада) в эксплуатацию оформляют накладной на внутреннее перемещение объектов основных средств (ф. 0306032). Накладную выписывает в трех экземплярах работник цеха (отдела) сдатчика. Первый экземпляр передают в бухгалтерию для записи в инвентарной карточке, второй остается у сдатчика для отметки о выбытии соответствующего объекта в инвентарном списке основных средств, третий передается получателю.

Приемку законченных работ по ремонту, реконструкции и модернизации объекта оформляют актом о приемке-сдаче отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств (ф. 0306002). В акте указывают изменение в технической характеристике и первоначальной стоимости объекта, вызванное реконструкцией и модернизацией (стоимость выполненных работ - по договору и фактическую). Акт подписывают работник цеха (отдела) или комиссия, уполномоченные на приемку основных средств, и представитель цеха (предприятия), производящего реконструкцию и модернизацию, после чего сдают в бухгалтерию организации, которая производит соответствующие записи в инвентарной карточке по учету основных средств. Если ремонт, реконструкцию и модернизацию осуществляет сторонняя организация, акт составляют в двух экземплярах (по экземпляру обеим сторонам).

Выдача основных средств в эксплуатацию оформляется следующими документами: стоимостью до 1000 руб. - на основании Ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210); стоимостью свыше 1000 руб., а также библиотечного фонда, независимо от стоимости, - на основании требований-накладных (ф. 0315006) с изменением материально ответственного лица в регистрах аналитического учета объектов основных средств.

Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения применяется для оформления выдачи материальных ценностей в эксплуатацию для хозяйственных научных и учебных целей, а также предметов основных средств стоимостью до 1000 рублей за единицу. Записи производятся по каждому материально ответственному лицу (графа 1) с указанием выдаваемых материальных ценностей (графы 3-12).

Ведомость утверждается руководителем учреждения и служит основанием для списания материальных ценностей и предметов основных средств стоимостью до 1000 руб. за единицу в установленном порядке с баланса учреждения.

Выбытие основных средств оформляется следующими первичными документами:

актом о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306003);

актом о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306033);

актом о списании автотранспортных средств (ф. 0306004);

актом о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143);

актом о списании исключенной из библиотеки литературы (ф. 0504144) с приложением списков исключенной литературы.

Разборка и демонтаж основных средств до утверждения актов об их списании не допускаются.

Акты о списании объектов основных средств составляет комиссия, назначаемая руководителем организации, в двух экземплярах (первый передается в бухгалтерию, второй остается у сотрудника, ответственного за сохранность объекта).

В актах на списание основных средств указывают техническое состояние и причину списания объекта, первоначальную стоимость, сумму амортизации, затраты на списание, стоимость материальных ценностей (запасных частей, металлолома и т.п.), полученных от ликвидации объекта (выручки от ликвидации), результат от списания.

Акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря применяется для списания мягкого инвентаря, независимо от стоимости, и однородных предметов хозяйственного инвентаря стоимостью от 1000 до 10 000 руб.

Акт составляется комиссией, назначенной приказом (распоряжением), и утверждается руководителем учреждения. Списание производится при полной изношенности предметов. Акт оформляется в двух экземплярах, первый сдается в бухгалтерию, а второй остается у материально ответственного лица.

В акте указывают: наименование списываемых объектов, их количество, время нахождения их в эксплуатации, цену, стоимость, шифры дебетуемого и кредитуемого счетов, а также наименование, единицу измерения, количество, цену, стоимость материалов, полученных в результате списания мягкого и хозяйственного инвентаря с указанием цели их использования.

Акт о списании исключенной из библиотеки литературы составляется постоянно действующей комиссией, назначаемой руководителем учреждения. Акт оформляется в двух экземплярах и утверждается руководителем учреждения. Первый экземпляр акта с приложением списка (списков) с указанием причин на исключение литературы из библиотеки передается в бухгалтерию, второй остается у материально ответственного лица. Списки устаревшей по содержанию литературы, пришедшей в ветхость (изношенность книг, утеря страниц, восстановление которых не представляется возможным, и т.п.), морально устаревшей составляются раздельно. Списание литературы с баланса производится и оформляется на основании утвержденного акта и квитанции о сдаче ее в макулатуру.

В списках на исключение из библиотеки литературы, устаревшей по содержанию (пришедшей в ветхость), указываются инвентарный номер издания, автор книги, ее название, цена, количество списываемых книг и их стоимость.