1.7. План счетов бюджетного учета
Планом счетов называют систематизированный по установленным принципам перечень синтетических счетов бухгалтерского учета.
В бюджетных учреждениях для бухгалтерского учета операций по исполнению смет доходов и расходов по бюджетным средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных источников, а также операций по централизованному снабжению материальными ценностями применяется План счетов, утвержденный Минфином России в составе Инструкции по бюджетному учету.
Номер счета Плана счетов бюджетного учета состоит из 26 разрядов. При формировании номера счета Плана счетов бюджетного учета используется следующая структура:
1-17-й разряд - код классификации доходов, ведомственной, функциональной классификации расходов бюджетов, классификации источников финансирования дефицита бюджетов;
18-й разряд - код вида деятельности:
бюджетная деятельность - 1;
приносящая доход деятельность - 2;
деятельность со средствами, находящимися во временном распоряжении, - 3;
19-21-й разряд - код синтетического счета Плана счетов бюджетного учета;
22-23-й разряд - код аналитического счета Плана счетов бюджетного учета;
24-26-й разряд - код классификации операций сектора государственного управления (приложение N 5).
Разряды 18-23 образуют Код счета бюджетного учета.
Органам государственной власти, органам управления государственных внебюджетных фондов, органам управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органам местного самоуправления разрешается введение в код аналитического счета Плана счетов разрядов для получения дополнительной информации, необходимой внутренним пользователям.
Кроме того, при отсутствии в корреспонденции счетов бюджетного учета (приложение N 1) операций, отражающих деятельность учреждений, главные распорядители средств бюджета имеют право определять необходимую для отражения в бюджетном учете корреспонденцию счетов в части, не противоречащей настоящей Инструкции.
При завершении отчетного финансового года обороты по счетам, отражающим увеличение и уменьшение активов и обязательств, в регистры бюджетного учета следующего финансового года не переходят.
В новый План счетов включено около 2000 счетов. Столь значительное количество счетов обусловлено структурой нового бюджетного учета.
Следует отметить, что, в сущности, большинство счетов нового Плана счетов являются субсчетами первого, второго и третьего порядка. Например, если не принимать во внимание первые 17 символов, которые отводятся для КБК, то номер счета по учету основных средств бюджетной деятельности составит 110100000.
Первый знак "1" указывает вид деятельности (бюджетная). Следующие три знака (101), по существу, указывают номер счета "Основные средства". Последующие два знака показывают наименование объекта основных средств (жилые помещения - 10101, нежилые помещения - 10102, сооружения - 10103, машины и оборудование - 10104 и т.д.). Седьмой и восьмой знаки указывают характер движения объекта основных средств - увеличение машин и оборудования отражают на счете 10104310, а уменьшение - на счете 10104410. Многие счета нового Плана счетов предназначены для распорядителей бюджета и казначейств. Ниже приведены наиболее применяемые счета в бюджетных организациях, сгруппированные в пять разделов.
Раздел 1 "Нефинансовые активы" включает в себя сведения об основных средствах, о непроизведенных и нематериальных активах, начислении амортизации, материалах, готовой продукции и о капитальных вложениях. В данный раздел включены счета:
010100000 "Основные средства";
010200000 "Нематериальные активы";
010300000 "Непроизведенные активы";
010400000 "Амортизация";
010500000 "Материальные запасы";
010600000 "Вложения в нефинансовые активы";
010700000 "Нефинансовые активы в пути".
Раздел 2 "Финансовые активы" объединяет информацию обо всех денежных средствах и документах учреждения, о его финансовых вложениях (депозиты, акции других предприятий, ценные бумаги), а также обо всех видах дебиторской задолженности, включая бюджетную. Для учета данной информации предназначены счета:
020100000 "Денежные средства учреждения";
020400000 "Финансовые вложения";
020500000 "Расчеты с дебиторами по доходам";
020600000 "Расчеты по выданным авансам";
020700000 "Расчеты с дебиторами по бюджетным кредитам";
020800000 "Расчеты с подотчетными лицами";
020900000 "Расчеты по недостачам";
021000000 "Расчеты с прочими дебиторами".
В разделе 3 "Обязательства" учитываются все виды кредиторской задолженности учреждения. Для учета данной задолженности используют счета:
030100000 "Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам";
030200000 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками";
030300000 "Расчеты по платежам в бюджеты";
030400000 "Прочие расчеты с кредиторами".
Раздел 4 "Финансовый результат" предназначен для отражения разницы между доходами и расходами учреждения за текущий год. В этом разделе показываются также финансовые итоги предыдущих лет, доходы будущих периодов и сведения по кассовому исполнению бюджета.
Основными счетами этого раздела являются:
040100000 "Финансовый результат учреждения";
040101000 "Финансовый результат текущей деятельности";
040102000 "Финансовый результат по резервному фонду";
040103000 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов";
040104100 "Доходы будущих периодов".
В разделе 5 "Санкционирование расходов бюджетов" отражается информация о лимитах полученных и переданных бюджетных обязательств, а также о бюджетных ассигнованиях. Вести учет на счетах этого раздела будут главным образом распорядители бюджетных средств и казначейства. В бюджетных учреждениях по данному разделу используется счет 050100000 "Лимиты бюджетных обязательств".
Учет ценностей, временно находящихся в учреждении и не принадлежащих ему, осуществляется на забалансовых счетах. В этом разделе появилось несколько новых позиций (предусмотрены счета для учета обеспечений исполнения обязательств, государственных и муниципальных гарантий, расчетных документов, ожидающих исполнения, и т.д.).
Следует отметить, что новой Инструкцией существенно изменен порядок отражения операций на синтетических счетах. Если раньше хозяйственные операции по увеличению и уменьшению соответствующих активов и обязательств отражались на разных сторонах одного и того же счета, то в новой Инструкции для учета операций по движению каждого вида активов и обязательств предусмотрено использование разных счетов. Например, операции по увеличению запасов продуктов питания отражаются по дебету счета 010502340 "Увеличение стоимости продуктов питания", а операции по уменьшению запасов продуктов питания - по кредиту другого счета - 010502440 "Уменьшение стоимости продуктов питания".
Вместе с тем по некоторым счетам бюджетного учета применяется обычный порядок отражения операций на счетах. Например, на счете 040100000 "Финансовый результат учреждения" доходы учреждения отражаются по кредиту счета, а расходы - по дебету. Сопоставлением дебетового и кредитового оборотов по данному счету определяют конечный финансовый результат деятельности учреждения.
Порядок ведения аналитического учета бюджетные организации устанавливают сами исходя из Плана счетов и нормативных актов по объектам учета.
План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений приведен в приложении.
- Бухгалтерский учет в бюджетных организациях Глава 1. Основы бухгалтерского учета
- 1.1. Реформирование бюджетного учета
- 1.2. Определение и основные задачи бюджетного учета
- 1.3. Основные нормативные документы, определяющие методологическиеосновы, порядок организации и ведения бухгалтерского учетав бюджетных организациях Российской Федерации
- 1.4. Основные правила (принципы) бухгалтерского учета
- 1.5. Оценка имущества и обязательств
- 1.6. Документирование хозяйственных операций
- 1.7. План счетов бюджетного учета
- 1.8. Учетные регистры
- Способы исправления ошибок в учетных регистрах
- 1.9. Организация бухгалтерского учета
- 1.10. Права, обязанности и ответственность главного бухгалтера
- 1.11. Инвентаризация имущества и финансовых обязательств
- Глава 2. Учет основных средств, нематериальныхи непроизведенных активов
- 2.1. Основные нормативные документы
- 2.2. Задачи, классификация и оценка основных средств
- 2.3. Документальное оформление движения основных средств
- 2.4. Аналитический учет основных средств
- 2.5. Синтетический учет наличия и движения основных средств
- 2.6. Учет ремонта основных средств
- 2.7. Учет непроизведенных активов
- 2.8. Учет нематериальных активов
- 2.9. Учет амортизации основных средств и нематериальных активов
- 2.10. Учет вложений в нефинансовые активы
- 2.11. Учет нефинансовых активов в пути
- 2.12. Инвентаризация основных средств, непроизведенныхи нематериальных активов
- 2.13. Корреспонденции счетов по учету основных средств,непроизведенных и нематериальных активов
- Глава 3. Учет материальных запасов
- 3.1. Основные нормативные документы
- 3.2. Материальные запасы, их классификация, задачи учета
- 3.3. Документальное оформление поступления и расходаматериальных запасов
- 3.5. Синтетический учет материальных запасов
- 3.6. Аналитический учет материальных запасов
- 3.7. Учет вложений в материальные запасы
- 3.8. Учет материалов в пути
- 3.9. Инвентаризация материальных запасов
- 3.10. Контроль за состоянием и рациональным использованиемматериальных запасов и основные направления совершенствования их учета
- 3.11. Особенности учета драгоценных металлов, медикаментов, топлива,горюче-смазочных материалов, малоценных предметов
- 3.12. Корреспонденции счетов по учету материальных запасов
- Глава 4. Учет труда и его оплаты
- 4.1. Основные нормативные документы
- 4.2. Виды, формы и системы оплаты труда, порядок ее начисления Основные понятия и определения
- Формы оплаты труда
- Системы оплаты труда
- 4.3. Документы по учету личного состава, труда и его оплаты
- 4.4. Синтетический учет расчетов по оплате труда и стипендиям
- 4.5. Учет удержаний из заработной платы
- 4.6. Учет расчетов по обязательному социальному страхованиюи социальной защите населения
- 4.7. Корреспонденция счетов по учету труда и его оплаты
- Глава 5. Учет денежных средств и финансовых вложений
- 5.1. Основные нормативные документы
- 5.2. Учет денежных средств учреждений на банковских счетах
- 5.3. Учет денежных средств учреждения во временномраспоряжении и в пути
- 5.4. Учет кассовых операций
- 5.5. Учет денежных документов
- 5.6. Учет аккредитивов
- 5.7. Учет денежных средств учреждения в иностранной валюте
- 5.8. Учет средств на счетах бюджетов
- 5.9. Учет денежных средств на счетах органов, осуществляющихкассовое обслуживание исполнения бюджетов
- 5.10. Учет финансовых вложений
- 5.11. Инвентаризация денежных средств и финансовых вложений
- 5.12. Корреспонденции счетов по учету денежных средстви финансовых вложений
- Глава 6. Учет расчетов с дебиторами
- 6.1. Основные нормативные документы
- 6.2. Учет расчетов с дебиторами по доходам
- 6.3. Учет расчетов по выданным авансам
- 6.4. Учет расчетов с дебиторами по бюджетным кредитам
- 6.5. Учет расчетов с подотчетными лицами
- 6.6. Учет расчетов по недостачам
- 6.7. Учет расчетов с прочими дебиторами
- 6.8. Учет внутренних расчетов по поступлениям в бюджети выбытиям из бюджета
- 6.9. Корреспонденции счетов по учету расчетов с дебиторами
- Глава 7. Учет обязательств
- 7.1. Основные нормативные документы
- 7.2. Учет расчетов с кредиторами по долговым обязательствам
- 7.3. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками
- 7.4. Учет расчетов по платежам в бюджет
- Оценка материалов по методам средней себестоимости - фифо и лифо
- Транспортный налог
- Учет местных налогов и сборов
- Налог на рекламу
- 7.5. Учет прочих расчетов с кредиторами
- 7.6. Учет расчетов в органах, осуществляющих кассовоеобслуживание исполнения бюджетов
- 7.7. Инвентаризация обязательств и расчетов с дебиторами
- 7.8. Корреспонденции счетов по учету обязательств
- Глава 8. Учет финансового результата
- 8.1. Основные нормативные документы
- 8.2. Учет финансового результата учреждения
- 8.3. Учет результатов по кассовому исполнению бюджетов
- 8.4. Корреспонденции счетов по учету финансового результата
- В органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов,и органах, организующих исполнение бюджетов
- Глава 9. Учет предпринимательской и иной деятельности,приносящей доход
- 9.1. Основные нормативные документы
- 9.2. Учет расходов по выпуску продукции, выполненным работами оказанным услугам
- 9.3. Готовая продукция и ее оценка.Учет поступления готовой продукции
- 9.4. Учет реализации продукции, выполненных работ и оказанных услуг
- 9.5. Корреспонденции счетов по учету предпринимательскойи иной деятельности, приносящей доход
- Глава 10. Учет санкционирования расходов
- 10.1 Основные нормативные документы
- 10.2. Учет лимитов бюджетных обязательств
- 10.3. Учет принятых бюджетных обязательств текущего годаи бюджетных ассигнований
- 10.4. Корреспонденции счетов по учету санкционированиярасходов бюджетов
- Глава 11. Учет операций по централизованному снабжениюматериальными ценностями учреждений, состоящих на бюджете
- 11.1. Основные нормативные документы
- 11.2. Учет операций по централизованному снабжению вышестоящимиучреждениями (заказчиками)
- 11.3. Учет операций по централизованному снабжениюматериальными ценностями учреждениями (грузополучателями)
- 11.4. Корреспонденции счетов по учету операций по централизованномуснабжению материальными ценностями учреждений, состоящих на бюджете
- Глава 12. Учет отдельных ценностей, не принадлежащих организации
- 12.1. Основные нормативные документы
- 12.2. Общие положения
- 12.3. Учет арендованных основных средств
- 12.4. Учет материальных ценностей, принятыхна ответственное хранение
- 12.5. Учет бланков строгой отчетности
- 12.6. Учет списанной задолженности неплатежеспособных дебиторов
- 12.7. Учет материальных ценностей, оплаченныхпо централизованному снабжению
- 12.8. Учет задолженности учащихся и студентов за невозвращенныематериальные ценности
- 12.9. Учет прочих ценностей на забалансовых счетах
- Учет залоговых операций
- Учет операций, связанных с удержанием имущества
- Учет операций, связанных с поручительством
- Учет операций, связанных с банковской гарантией
- Глава 13. Отчетность бюджетных учреждений
- 13.1. Основные нормативные документы
- 13.2. Общие положения
- 13.3. Виды и формы бюджетной отчетности
- 13.4. Порядок составления балансов исполнения бюджета,по поступлению и выбытию средств бюджета и по операциямкассового исполнения бюджетов
- 13.5. Порядок составления отчетов об исполнении бюджета
- 13.6. Порядок составления отчета о финансовыхрезультатах деятельности
- 13.7. Порядок составления отчета о кассовых поступленияхи выбытиях денежных средств
- 13.8. Порядок составления ежемесячной справочнойбюджетной отчетности
- 13.9. Порядок составления отдельных разделов пояснительной запискик годовой бюджетной отчетности
- Общие вопросы организации деятельности бюджетного учреждения
- Результаты деятельности бюджетного учреждения в отчетном периоде
- Анализ финансовой отчетности бюджетного учреждения
- Прочие вопросы деятельности бюджетного учреждения
- 13.10. Налоговая отчетность бюджетных учреждений
- Отчетность по налогу на прибыль
- Отчетность по транспортному налогу
- Отчетность по земельному налогу
- План счетов бюджетного учета
- Перечень форм годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетностии сроки ее представления(в ред. Приказа Минфина России от 14 ноября 2005 г. N 137н)
- Использованная литература