logo search
Аудит (практическое пособие)

3. Аудит удержаний из заработной платы

Аудитор проверяет удержания из оплаты труда, как правило, выборочно на основе тех же лицевых счетов, по которым проверялось начисление оплаты труда.

Необходимо установить документальную обоснованность удержаний из заработной платы работников, законность и их санкционирование. Суммы могут удерживаться по исполнительным документам (алименты, штрафы, возмещение материального ущерба); поручениям-обязательствам за товары, купленные в кредит; заявлению работника (перечисление квартплаты, за содержание ребенка в дошкольном учреждении, плата за обучение, профсоюзные взносы и т.п.).

Особого внимания требует проверка правильности удержания налога на доходы физических лиц. Следует установить, не превышала ли общая сумма удержаний 50% месячного заработка.

При проверке правильности удержаний НДФЛ следует руководствоваться главой 23 Налогового кодекса РФ. В соответствии со ст.218 главы 23 НК РФ организации налогоплательщику могут предоставлять стандартные налоговые вычеты. Для установления законности предоставления стандартных налоговых вычетов необходимо убедиться в наличии и правильности оформления документов, подтверждающих право на предоставление соответствующих вычетов:

Затем необходимо проверить правильность определения налогооблагаемого дохода физических лиц, применения налоговых вычетов и ставок налога в разрезе штатных работников, совместителей, лиц, получающих выплаты на основании договоров гражданско-правового характера. С этой целью аудитор сопоставляет данные включенных в выборку лицевых счетов и налоговых карточек с расчетно-платежными или расчетными ведомостями.

При проверке достоверности налоговой базы устанавливается правомерность отнесения полученных доходов к доходам для целей налогообложения (в соответствии со ст.208 гл.23 НК РФ) и правильность определения налоговой базы по каждому виду дохода. Особое внимание уделяется получению доходов в натуральной форме, в виде материальной выгоды, от долевого участия в организации.

После проверки процедуры расчета заработной платы (сумм начисленной оплаты труда, сумм удержаний и подлежащих выдаче на руки) необходимо установить правильность обобщения и группировки расходов по оплате труда по счетам, центрам ответственности, объектам калькуляции.

Особое внимание уделяется проверке обоснованности отнесения оплаты труда на счета затрат (20 «Основное строительство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 44 «Расходы на продажу»), а также вопросу, имеют ли место случаи отнесения сумм оплаты труда, связанного с заготовлением МПЗ и капитальных работ, на счета учета затрат. Это может быть установлено методом прослеживания данных первичных документов (наряд на выполнение работ) в расчетных ведомостях и регистре по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».