9.Основные правила (принципы) ведения бухгалтерского учета: допущения и требования бухгалтерского учета.
Допущения
1. Имущественная обособленность означает, что активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций. В системном бухгалтерском учете и на балансе организации может быть отражено лишь то имущество, которое согласно законодательству признается его собственностью, или контролируемое имущество (например, долгосрочная аренда). Все прочие материальные ценности, денежные средства и обязательства должны учитываться на забалансовых счетах.
2. Непрерывность деятельности организаций означает, что организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке.
3. Последовательность применения учетной политики означает, что принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому. Как правило, имеется в виду неизменность принятой методики отражения хозяйственных операций, оценки имущества и обязательств в течение отчетного года, а также от одного отчетного года к другому. Однако это не следует понимать как запрет на внесение изменений в учетную политику. Учетная политика является производной от хозяйственной ситуации, в которой действует организация, поэтому с изменением законодательства должна измениться и учетная политика.
4. Допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности состоит в том, что все доходы и расходы, полученные или понесенные в отчетном периоде, считаются доходами и расходами отчетного периода независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств. Доходы и расходы, не относящиеся к отчетному периоду, не признаются доходами и расходами отчетного периода, даже если деньги по ним поступили или перечислены в данном периоде.
Требования к ведению бухгалтерского учета
1. Требование полноты учета означает исчерпывающее отражение за отчетный период всех хозяйственных операций, имущества, результатов его инвентаризации, конечных финансовых результатов хозяйствования.
Если в статистике обобщающие сводки (отчеты) могут основываться на выборочных данных, то в бухгалтерском учете регистрация экономических фактов ведется в текущем порядке (по мере их возникновения), т.е. сплошным и непрерывным порядком.
2. Требование осмотрительности (осторожности) предполагает, что используемые организацией способы оценки должны обеспечивать большую готовность к отражению в бухгалтерском учете потерь (расходов) и пассивов, чем доходов и активов. Это означает, что к учету принимаются лишь те доходы, которые уже получены, либо существует твердая гарантия их получения.
3. Требование приоритета содержания над формой предполагает, что избранные способы должны быть ориентированы на отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не только из их правовой формы, но и экономического содержания и хозяйственной ситуации, в которой они возникли. Данное требование особенно важно в условиях рыночного хозяйства, когда законодательство, как правило, отстает от развития хозяйственной реальности. Например, сам по себе факт выдачи руководителю организации крупных ссуд не является незаконным, однако если выдача этих сумм осуществляется в период неустойчивого финансового состояния организации, особенно при задержке выплат начисленной оплаты труда из-за отсутствия денежных средств, то данную хозяйственную операцию следует признать неправомерной.
4. Требование непротиворечивости обусловливает необходимость тождества данных аналитического учета оборотам и остаткам по синтетическим счетам на 1-е число каждого месяца, показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического учета, а также показателей отчетности на начало и конец периода.
5. Требование рациональности означает, что учетная политика строится таким образом, чтобы бухгалтерский учет велся рационально и экономично, сообразно размерам организации и масштабам ее деятельности. Выбор тех или иных способов учета подразумевает сопоставление затрат и выгод, связанных с их применением. Например, использование каких-либо сложных способов распределения косвенных расходов на малом предприятии ведет лишь к большим затратам, но не дает никаких выгод потребителям финансовой отчетности с точки зрения ее достоверности.
Правила ведения бухгалтерского учета
1. Метод двойной записи означает, что в бухгалтерском учете все хозяйственные операции получают двойное отражение.
2. Правило денежного выражения (стоимостной оценки). Согласно этому правилу в бухгалтерском учете отражаются только те объекты учета, которые можно выразить в денежном эквиваленте. Это правило вводит ограничения на элементы, отражаемые в бухгалтерском учете.
3. Правило раздельной оценки стоимости (индивидуальной оценки). Каждая имущественная ценность и каждое обязательство оценивается в бухгалтерском учете отдельно. Практика допускает групповую оценку отдельных объектов, если она вызвана только принципом экономичности учета.
4. Правило документирования неразрывно связано с принципом полноты бухгалтерского учета и отчетности, что и закреплено в Законе «О бухгалтерском учете» (ст. 9). Каждая бухгалтерская запись в своей основе должна иметь документ, и каждый документ определяет бухгалтерскую запись. Отсюда требование срока хранения документов. Организация согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации обязана хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет.
5. Правило периодичности в бухгалтерской отчетности дополняет принцип полноты учета, так как периодизация операционного и делового цикла организации существенно влияет на достоверность информации. Это правило также называют принципом даты, т.е. все хозяйственные операции отражаются в момент их совершения и в учетных регистрах накапливаются в хронологическом порядке по учетным циклам (месяц, квартал, нарастающим итогом за год, год).
- 1.Понятие бухгалтерского хозяйственного учета.
- 2.Эволюция бухгалтерского хозяйственного учета.
- 3.Краткая характеристика современного бухгалтерского учета, как экономической науки.
- 5.История хозяйственного учета. Понятие о хозяйственных операциях.
- 6.Виды хозяйственного учета: статистический, оперативно технический (оперативный) и бухгалтерский, их взаимосвязь.
- 7.Задачи бухгалтерского учета в условиях рыночной экономики.
- 8.Объекты бухгалтерского учета и их классификация.
- 9.Основные правила (принципы) ведения бухгалтерского учета: допущения и требования бухгалтерского учета.
- 10.Финансовый и управленческий учет.
- 11.Бухгалтерские счета. Счета активные, пассивные и активно-пассивные.
- 12. Корреспонденция счетов. Понятие о бухгалтерских проводках. Двойная запись операций на счетах и ее контрольное значение.
- 13. Синтетические и аналитические счета.
- 14. План счетов бухгалтерского учета, его значение и принципы построения.
- 15.Учет основных средств.
- 16. Оценка материально-производственных запасов в бухгалтерском учете.
- 17. Понятие издержек, затрат и расходов производства, себестоимости продукции в бухгалтерском учете.
- 18. Понятие элементов затрат.
- 19. Понятие статьи калькуляции.
- 20. Классификация производственных затрат.
- 21.Учет затрат основного производства.
- 22.Учет затрат вспомогательного производства.
- 23.Учет незавершенного производства.
- 24. Учет брака в производстве.
- 25. Учет затрат обслуживающих производств и хозяйств.
- 26. Учет полуфабрикатов.
- 27. Особенности учета затрат торговыми организациями.
- 28. Оценка необходимости учета готовой продукции, ее отгрузки и реализации.
- 29. Количественный учет готовой продукции по видам и местам хранения.
- 30. Оценка готовой продукции.
- 31.Учет готовой продукции, ее отгрузки, выполненных работ и оказанных услуг.
- 32. Учет реализации продукции, работ, услуг.
- 33. Учет фондов и резервов.
- 34. Учет финансовых результатов от реализации продукции (работ, услуг).
- 35. Понятие первичных учетных документов.
- 36. Реквизиты документов. Проверка и обработка документов.
- 37. Понятие бухгалтерского баланса, его структуры и содержания.
- Раздел 2. Оборотные активы.
- Раздел 2. Долгосрочные обязательства.
- Раздел 3. Краткосрочные обязательства.
- 38. Виды бухгалтерских балансов.
- 39. Изменение в балансе под воздействием хозяйственных операций.
- 40. Порядок составления бухгалтерского баланса. Экономический анализ бухгалтерского баланса.