logo
бух учет

9.Основные правила (принципы) ведения бухгалтерского учета: допущения и требования бухгалтерского учета.

Допущения

1. Имущественная обособленность означает, что активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обяза­тельств других организаций. В системном бухгалтерском учете и на балансе организации может быть отражено лишь то имущест­во, которое согласно законодательству признается его собственностью, или контролируемое имущество (например, долгосроч­ная аренда). Все прочие материальные ценности, денежные средства и обязательства должны учитываться на забалансовых сче­тах.

2. Непрерывность деятельности организаций означает, что органи­зация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обяза­тельства будут погашаться в установленном порядке.

3. Последовательность применения учетной политики означает, что принятая организацией учетная политика применяется последова­тельно от одного отчетного года к другому. Как правило, имеется в виду неизменность принятой ме­тодики отражения хозяйственных операций, оценки имущества и обязательств в течение отчетного года, а также от одного отчетного года к другому. Однако это не следует понимать как запрет на вне­сение изменений в учетную политику. Учетная политика является производной от хозяйственной ситуации, в которой действует орга­низация, поэтому с изменением законодательства должна изме­ниться и учетная политика.

4. Допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности состоит в том, что все доходы и расходы, полученные или понесенные в отчетном периоде, считаются доходами и расхо­дами отчетного периода независимо от фактического времени по­ступления или выплаты денежных средств. Доходы и расходы, не относящиеся к отчетному периоду, не признаются доходами и расходами отчетного периода, даже если деньги по ним поступили или перечислены в данном периоде.

Требования к ведению бухгалтерского учета

1. Требование полноты учета означает исчерпывающее отражение за отчетный период всех хозяйственных операций, имущества, ре­зультатов его инвентаризации, конечных финансовых результатов хозяйствования.

Если в статистике обобщающие сводки (отчеты) могут основы­ваться на выборочных данных, то в бухгалтерском учете регистра­ция экономических фактов ведется в текущем порядке (по мере их возникновения), т.е. сплошным и непрерывным порядком.

2. Требование осмотрительности (осторожности) предполагает, что используемые организацией способы оценки должны обеспечивать большую готовность к отражению в бухгалтерском учете потерь (расходов) и пассивов, чем доходов и активов. Это означает, что к учету принимаются лишь те доходы, которые уже получены, либо существует твердая гарантия их получения.

3. Требование приоритета содержания над формой предполагает, что избранные способы должны быть ориентированы на отраже­ние в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не только из их правовой формы, но и экономического содержания и хозяйственной ситуации, в которой они возникли. Данное требование особенно важно в условиях рыночного хозяй­ства, когда законодательство, как правило, отстает от развития хозяйственной реальности. Например, сам по себе факт выдачи руководителю организации крупных ссуд не является незаконным, однако если выдача этих сумм осуществляется в период неустой­чивого финансового состояния организации, особенно при за­держке выплат начисленной оплаты труда из-за отсутствия денеж­ных средств, то данную хозяйственную операцию следует признать неправомерной.

4. Требование непротиворечивости обусловливает необходимость тождества данных аналитического учета оборотам и остаткам по синтетическим счетам на 1-е число каждого месяца, показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического учета, а также показателей отчетности на начало и конец периода.

5. Требование рациональности означает, что учетная политика стро­ится таким образом, чтобы бухгалтерский учет велся рационально и экономично, сообразно размерам организации и масштабам ее дея­тельности. Выбор тех или иных способов учета подразумевает со­поставление затрат и выгод, связанных с их применением. Напри­мер, использование каких-либо сложных способов распределения косвенных расходов на малом предприятии ведет лишь к большим затратам, но не дает никаких выгод потребителям финансовой от­четности с точки зрения ее достоверности.

Правила ведения бухгалтерского учета

1. Метод двойной записи означает, что в бухгалтерском учете все хозяйственные операции получают двойное отражение.

2. Правило денежного выражения (стоимостной оценки). Согласно этому правилу в бухгалтерском учете отражаются только те объек­ты учета, которые можно выразить в денежном эквиваленте. Это правило вводит ограничения на элементы, отражаемые в бухгал­терском учете.

3. Правило раздельной оценки стоимости (индивиду­альной оценки). Каждая имущественная цен­ность и каждое обязательство оценивается в бухгалтерском учете отдельно. Практика допускает групповую оценку отдельных объек­тов, если она вызвана только принципом экономичности учета.

4. Правило документирования неразрывно связано с принципом полноты бухгалтерского учета и отчетности, что и закреплено в Законе «О бухгалтерском учете» (ст. 9). Каждая бухгалтерская за­пись в своей основе должна иметь документ, и каждый документ определяет бухгалтерскую запись. Отсюда требование срока хране­ния документов. Организация согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Фе­дерации обязана хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государ­ственного архивного дела, но не менее пяти лет.

5. Правило периодичности в бухгалтерской отчетности дополняет принцип полноты учета, так как периодизация операционного и делового цикла организации существенно влияет на достоверность информации. Это правило также называют принципом даты, т.е. все хозяйст­венные операции отражаются в момент их совершения и в учетных регистрах накапливаются в хронологическом порядке по учетным циклам (месяц, квартал, нарастающим итогом за год, год).