№35. Назначение архивных описей. Организация и методика составления описей
Архивная опись - это архивный справочник, предназначенный для раскрытия состава и содержания дел, закрепления их систематизации внутри фонда и учета дел.
Функции описи:
информационная (раскрывает состав и содержание документов);
учетная (обеспечивает учет дел);
классификационная (закрепляет систематизацию дел внутри фонда).
Архивная опись состоит из двух частей:
собственно опись, т. е. перечень дел (описательных статей)
справочный аппарат к описи.
Составление собственно архивной описи дел
После проведения классификации дел (или карточек) фонда в соответствии с разработанной для конкретного фонда классификационной схемой составляется архивная опись. В зависимости от схемы классификации, объема и завершенности комплектования фонда (или любого другого комплекса документов) могут быть составлены одна или несколько описей.
Отдельная самостоятельная опись может быть составлена:
на все дела фонда, если учреждение прекратило свое существование;
дела всех лет одной структурной части, если она прекратила свое существование;
дела за один год или несколько лет деятельности учреждения-фондообразователя, а также одной или нескольких функциональных, предметно-тематических (материалы по личному составу, научно-техническая документация, фотоальбомы, творческие документы и т.д.) и других частей;
все дела объединенного фонда или каждого, входящего в объединенный фонд учреждения.
Количество дел, внесенных в одну опись, не должно превышать самого большого четырехзначного числа (т.е. 9999).
В описи выделяются разделы, подразделы и более мелкие деления в соответствии со схемой классификации дел фонда.
Опись документов (основная информационная часть) состоит из описательных статей.
Описательная статья описи представляет собой совокупность сведений о единице хранения и состоит из следующих элементов:
порядкового номера;
делопроизводственного индекса (номера дела по номенклатуре или старого инвентарного номера);
заголовка дела и в ряде случаев аннотации документа;
крайних дат документов в деле (число, месяц, год);
количества листов в деле;
примечаний.
Каждому из элементов статьи, выполняющему определенную функцию, соответствует своя графа в листе описи.
Графа 1 - «Порядковый номер» - отражает учетную функцию описи, закрепляет последовательность расположения дел в фонде. Присвоенный в порядке валовой нумерации номер последней статьи указывает на количество единиц хранения, включенных в опись. При изменении количественного состава дел описи делается соответствующая запись в конце описи («Итоговые записи»).
Графа 2 - «Делопроизводственный номер» - это «родной» для дела номер, присвоенный в делопроизводстве.
Графа 3 - «Заголовок дела» - отражает информационную функцию описи, раскрывая состав и содержание документов каждого дела.
В заголовке не должно быть никаких произвольных сокращений, только общепринятые или предусмотренные в списке сокращений, составленном госархивом. Наименование учреждений, организаций и предприятий (авторов, корреспондентов) дается при первом их упоминании полностью, а в скобках — общепринятое сокращение. В эту же графу описи с новой строки после основного заголовка заносится аннотация документов. Текст аннотации располагается на расстоянии двух сантиметров от левого края графы.
Графа 4 - «Крайние даты» - раскрывает даты начала и окончания дела. Наименование месяца, как правило, пишется прописью. При обозначении даты сначала указывается число, затем месяц и год. Если крайние даты включают 1 год, то для их написания в графе отводится 3 строки, а если крайние даты включают 2 года, то - 4 строки.
Последняя строка даты должна совпадать с последней строкой заголовка.
Графа 5 - «Количество листов» - дает представление об объеме единицы хранения. Обычно листы нумеруются в правом верхнем углу.
Составление справочного аппарата к описи
Справочный аппарат к описи выполняет две функции:
во-первых, ускоряет поиск сведений по собственно описи
во-вторых, предоставляет дополнительную информацию о фонде.
Состав справочного аппарата к описи включает: титульный лист; оглавление; предисловие; список сокращений; указатели.
Это основные элементы справочного аппарата, но опись может содержать и дополнительные элементы - переводные таблицы, библиографию, терминологический словарь.
Титульный лист содержит сведения, раскрывающие полное название государственного архива, где хранятся документы фонда; полное название фонда с перечислением всех переименований, если они были, и сокращенное наименование (в круглых скобках); номер фонда; номер описи; название описи (наименование структурной части или годы, за которые дела включены в опись).
В оглавлении (содержании) разделов описи и справочного аппарата к ней перечисляются предисловие, список сокращений, названия всех разделов, подразделов, включенных в опись, указатели, переводные таблицы шифров. Против каждого названия ставятся номера соответствующих листов описи.
Предисловие - один из важнейших элементов справочного аппарата. Если фондообразователь - учреждение, то в предисловии необходимо кратко осветить его историю.
Далее в предисловии дается история фонда, т.е. когда и при каких обстоятельствах фонд оказался в архиве, его состав, содержание, объем документов; освещается работа с документами после поступления фонда в архив (особенности описания, экспертиза ценности, систематизация документов в фонде).
В заключительной части предисловия раскрывается состав справочного аппарата к описи, основы его построения и указания о порядке пользования им.
Список сокращений представляет собой алфавитный перечень встречающихся в описи сокращенно написанных слов. Список сопровождается полным наименованием сокращенных слов. Сокращения вводятся в целях экономии места для часто встречающихся слов в тексте описи, а также для раскрытия аббревиатур в составе справочного аппарата и достижения единообразия в передаче содержания документов.
Указатели к описи представляют собой перечень предметных понятий, встречающихся в описи, с необходимыми пояснениями и ссылочными данными.
Задача указателей - ускорить и облегчить тяжкий труд пользователя по работе с вашей описью.
Указатели по виду могут быть предметными (общими и специальными), именными, географическими (как разновидности предметных), хронологическими и др. Возможны комбинированные указатели при незначительном количестве личных имен, географических названий и предметов.
По форме указатели могут быть глухими и аннотированными (краткими или полными). Приведем пример составления указателя глухого, аннотированного краткого и аннотированного полного.
К подготовленной архивной описи обязательно должна быть составлена заверительная надпись на отдельном листе-заверителе. В заверительной надписи указывается количество листов в описи. Листы собственно описи и справочного аппарата к ней пронумеровываются в валовом порядке. Заверительная надпись подписывается составителем описи, например:
- Статья 1. Архивное дело в Республике Марий Эл
- Статья 2. Архивный фонд Республики Марий Эл
- Статья 3. Состав Архивного фонда Республики Марий Эл
- Статья 4. Включение архивных документов в состав Архивного фонда Республики Марий Эл
- Статья 5. Управление архивным делом в Республике Марий Эл
- Статья 6. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности по формированию и содержанию Архивного фонда Республики Марий Эл
- Статья 7. Контроль за соблюдением законодательства об архивном деле в Республике Марий Эл
- Статья 8. Хранение документов Архивного фонда Республики Марий Эл
- Статья 9. Комплектование, учет и использование архивных документов
- 3.Постановление правительства рмэ от 17 декабря 2012 года №467 «о государственной программе республики Марий-Эл «Архивное дело в рмэ» 2013-2020 годы
- 4 Международный этический кодекс архивистов.
- 5. Становление архивного дела в Киевской Руси
- Архивное дело в Московской Руси
- 1.Становление архивного дела в Московской Руси
- Архивное дело в XVIII в.
- 1. Влияние реформ Петра I на архивное дело
- 6. Архивное дело в 19 нач 20 вв
- 7. Архивы и архивное дело в период с 1917 по 1990гг
- 8. Архивная реформа 1990-х гг.
- 9. Структура архивных учреждений России, органы управления архивным делом: Росархив-федеральный орган исполнит. Власти, осуществляющий госуд.Политику в области архивного дела.
- 10. Архивные органы на местах (управления, комитеты, отделы), их функции. Разграничение полномочий между Росархивом и его субъектами, государственные архивы, появление новых форм и звеньев архивов.
- Функции Комитета (на примере рмэ)
- 11. Специализированные научно-исследовательские организации в области архивовведения: вниидад и рницкд. Основные направления деятельности.
- 12. Структура архивного фонда рф: архивы госуд-й собственности, муниципальной и частной собст-ти.
- 13. Организация хранения документов аф рф и других архивных документов.
- 14. Понятие. Основы и задачи комплектования. Виды работ входящих в понятие комплектование:
- 5.Ответственность за утрату ценных документов в разные периоды отечественного архивоведения
- 15. Понятие «Источник комплектования». Основные источники комплектования.
- 16.Последовательность проведения научно-технической обработки документов. Описание дел. Обложка дела и ее реквизиты. Требования к составлению заголовков. Элементы заголовка.
- Описание дел
- 17. Систематизация дел в составе архивного фонда. Признаки систематизации и их применение при выборе схем систематизации. Назначение схем. Шифровка дел.
- 25. Понятие о Регламенте государственного учета документов аф рф. Учетные документы составляемые в государственных, негосударственных и ведомственных архивах, органах управления архивным делом.
- 26. Учетные документы в архиве: книга поступлений; список фондов; лист фондов;; архивная опись; дело фонда.
- 27. Документы централизованного государственного учета: паспорт архива; карточка фонда; сведении об изменении в составе и объеме фонда.
- 31 Вопрос. Обеспечение сохранности документов
- №33. Классификация документов Архивного Фонда Российской Федерации. Состав аф рф и три ступени его классификации
- №35. Назначение архивных описей. Организация и методика составления описей
- №36. Путеводители по государственным архивам: основные виды путеводителей, составные части путеводителя
- 1.Характеристики фондов в путеводителе
- 2. Справочный аппарат к путеводителю
- Порядок использования архивных документов в государственных и муниципальных архивах Российской Федерации
- I. Общие положения
- II. Порядок допуска пользователя в читальный зал
- III. Права и обязанности пользователя
- 46. Личные фонды и их роль в создании инф. Базы страны. Коллекции в фондах архива
- Особенности документов личного происхождения:
- 47. Особенности работы с арх документами, содержащими персональные данные
- 48. Связь архивоведения с другими науками и научными дисциплинами