logo
архивоведен

14. Понятие. Основы и задачи комплектования. Виды работ входящих в понятие комплектование:

1.Определение источников комплектования

2. научно-техническая обработка документов.

3. прием передача дел из ведомственных архивов на государственное хранение.

4.Особенности комплектования ведомственного и негосударственного архивов.

5.Ответственность за утрату ценных документов в разные периоды отечественного архивоведения.

1. Понятие. Основы и задачи комплектования: Определение источников комплектования.Комплектование - это систематическое пополнение архива документами в соответствии с его профилем.

Профиль архива- установленный для ар­хива состав документов, который определяется признаками клас­сификации документов Архивного фонда РФ.

Главн. цель комплектования-наиболее полная кон­центрация документов, относящихся к профилю каждого архива.

Работа по комплектованию архивов состоит из нескольких этапов:

установление профиля архива;

определение источников комплектования;

определение состава документов, подлежащих хранению в архиве;

организация комплектования.

1.Источник  комплектования– юридическое или  физическое лицо, чьи документы поступают  или могут поступить на хранение в архив. организации и физические лица, в  деятельности которых образуются подлежащие передаче в госархивы документы  Архивного фонда РФ . Если фондообразователь  создает в своей жизнедеятельности  весь документальный фонд, то источник комплектования передает на хранение в архив только архивный фонд, поэтому  понятие «фондообразователь» шире понятия «источник комплектования».

Критериями  источников комплектования:

Функционально-целевое назначение учреждения;

Масштаб его деятельности;

Вид организации;

Полнота отражения в ее документах ценной информации.

 Для документов личного происхождения  учитываются:

Значимость творческой и общественной деятельности фондообразователя:

Степень сохранности его фонда;

Взаимосвязь его фонда с другими фондами

     Для ведомственных архивов источниками  комплектования являются:

Структурные подразделения организации;

Подведомственные организации;

Физические лица.

Выделяются  следующие группы источников комплектования:

1.Учреждения и организации, документы которых полностью передаются в госархив;

2.Учреждения и организации, частично передающие документы в госархив, поскольку они либо входят в состав документов особо ценными;

3.Учреждения и организации, от которых осуществляется групповой выборочный прием документов, имеющих ценную или необычную информацию, в совокупности отражающую их деятельность;

4.Учреждения и организации, от которых осуществляется повидовой выборочный прием документов, имеющих особое значение как типовых для данного вида учреждений и организаций.

2. научно-техническая обработка документов-это комплекс работ по проведению экспертизы их ценности, оформлению и описанию.обработке подвергаются все виды документов, образующихся в деятельности всех структурных подразделений организации. Приступая, необходимо изучить номенклатуру дел организации- систематизированный перечень заголовков дел, заводимых в организации, с указанием сроков их хранения, и которая является основой для составления описей дел постоянного и временного (свыше 10 лет) хранения. Далее в соответствии с номенклатурой дел отбираются отдельно дела с документами постоянного хранения, отдельно – временного (свыше 10 лет) хранения, отдельно – временного (до 10 лет и включительно) хранения.

Для организации и проведения методической и практической работы по экспертизе ценности документов, отбору и подготовке к архивному хранению документов в организации приказом создается постоянно действующая экспертная комиссия (ЭК).

В состав комиссии включаются наиболее квалифицированные и опытные работники структурных подразделений организации, хорошо знающие состав и содержание образующихся в их деятельности документов, а также значение и ценность информации, содержащейся в документах. В обязательном порядке в состав ЭК включается руководитель службы ДОУ и архива. Председатель комиссии- заместитель руководителя организации, курирующего вопросы делопроизводства и архива.

 При проведении экспертизы ценности документов осуществляется:

- отбор документов постоянного и временного (свыше 10 лет) хранения для передачи в архив организации;

- отбор документов с временными сроками хранения и с пометкой «До минования надобности», подлежащих дальнейшему хранению в структурных подразделениях;

- выделение к уничтожению документов за предыдущие годы сроки, хранения которых истекли.

Отбор документов для постоянного и временного (свыше 10 лет) хранения проводится, как уже говорилось выше, на основании номенклатуры дел организации, а также Перечня типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения (М., 2000) (далее – Типовой перечень).

3. прием передача дел из ведомственных архивов на государственное хранение. Документы принимаются от ведомств по описям дел постоянного хранения с визой экспертно-проверочной комиссии (ЭПК) архивного учреж­дения, а также по актам приема-передачи.

В государственном архиве строго следят за соблюдением сро­ков передачи документов от источника комплектования в госар­хив. Например,документы гос значения- Федеральных органов государственной власти; Генеральная прокуратура РФ хранятся 15 лет, документы органов гос власти краев, областей-10 лет, Органов местного самоуправления; учреждения, организации, предприятия городского и районного подчинения-5, Совместных предприятий с участием государства-10 лет.

Передача документов из каждого учреждения — источника комплектования в государственный архив осуществляется ежегодно или раз в 3 — 5 лет (в зависимости от объема документов фондооб­разователя) По графику приема документов из учреждений. Комплек­тование государственного архива документами данного фондооб­разователя осуществляется в несколько этапов:

сначала на заседании ЭПК госархива утверждается опись дел постоянного хранения, которые должны быть переданы в архив (этот экземпляр описи остается в государственном архиве);

затем в ведомственный архив выезжает сотрудник государствен­ного архива для проверки физического и санитарно-гигиеничес­кого состояния дел, оформления дел и т.д.;

наконец, на последнем этапе, в соответствии с описями поединично передаются дела на постоянное хранение. В особо цен­ных делах проверяется количество листов. Если количество дел в описи больше количества реально передаваемых дел, в описи де­лается новая итоговая запись, а ведомственный архив составляет справку о причинах отсутствия дел.

Основной документ, на основании которого производится прием документов на хранение-акт приема-передачи документов на хранение. В акте указывается учреждение, передаю­щее документы, и архив, в который они поступают, причина пе­редачи (истечение сроков ведомственного хранения или ликвида­ция учреждения), а также реальное количество передаваемых ко­пий, количество особо ценных дел и др. Акт составляется в двух экземплярах, подписывается представителями государственного и ведомственного архивов.

Также передаются еще два экземпляра описи (в дополнение к экземпляру, оставшемуся в архиве после утверж­дения описи на ЭПК государственного архива). Один экземпляр описи остается в ведомственном архиве. На трех экземплярах опи­си, переданных в государственный архив, делается отметка о пе­редаче документов. Всего составляется четыре экземпляра описи.

Прием документов от источников комплектования негосудар­ственной части Архивного фонда РФ имеет свою специфику. сохранность документов у этих фондооб­разователей оставляет желать лучшего, поэтому рекомендуется принимать документы через пять лет после окончания их делоп­роизводства. Собственники документов могут передавать свои до­кументы в собственность государства на хранение в учреждения Федеральной архивной службы России, государственные музеи и библиотеки. При этом передача права собственности на доку­менты оформляется соглашением (договором) с архивным уч­реждением.

В случае необходимости условия хранения и использования до­кументов могут включать ограничения права доступа и использо­вания документов, содержащих тайну личной жизни, коммерчес­кую тайну, являющихся объектом авторского права и др.

Документы личного происхождения также могут поступать в государственный архив по договору дарения, по завещанию, по решению суда или нотариальных органов о признании докумен­тов бесхозными, по договору купли-продажи.

На временное хранение (депонент) документы личного про­исхождения передаются на основании личного заявления вла­дельца.

При приеме документов также составляется акт приема-пере­дачи, к которому прилагается сдаточная опись.

Особо важное значение имеет договор между архивом и вла­дельцем, поскольку на его основе документы передаются в госу­дарственную собственность. Поэтому следует детально обсудить с владельцем каждый его пункт.

В современных условиях архивисту зачастую необходимо ис­пользовать методы «активного комплектования»:

проведение бесед с фондообразователями о важности сохране­ния их документов;выявление потенциальных источников комплектования в орга­нах регистрации юридических лиц, анкетирование, интервьюирование, запись митингов и других событий общественно-по­литической жизни, запись устных воспоминаний;сбор воспоминаний, составление хроники событий; участие во встречах, «круглых столах» с фондообразователями.

Основой работы по «активному комплектованию» является вы­сокий профессионализм, компетентность, вежливость и актив­ная жизненная позиция архивиста.

4. Особенности комплектования ведомственного и негосударственного архивовВедомственные архивы комплектуются документами  постоянного, временного (свыше 10 лет) хранения, документами личного состава.

     Дела  временного (до 10 лет) хранения в архив  не передаются, оставаясь на хранение в структурных подразделениях организации. По истечении сроков хранения они  уничтожаются в соответствии с архивным законодательством после проведения экспертизы их ценности и оформления актов на уничтожение.

     В архив передаются документы физических лиц, имеющие государственное значение.В ведомственном архиве хранятся также  документы организаций-предшественников и документы ликвидированных  подчиненных организаций.

     В основе комплектования ведомственных  архивов лежит преемственность  архивных и делопроизводственных документов, проявляющаяся в преемственности  делопроизводственной номенклатуры дел  и архивной описи дел. Номенклатура является основой для составления  архивных описей и используется для  учета дел временного (до 10 лет) хранения. на хранение отбирают документы только в виде подлинников, а в случае их отсутствия (утраты, выемки) – заверенные копии, так как это имеет существенное значение при их дальнейшем использовании. По результатам экспертизы ценности документов и оформления дел проводится их описание, то есть составляются описи. Описи составляются отдельно на дела постоянного хранения, временного (свыше 10 лет) хранения и по личному составу.

Описи составляются по установленной форме, в соответствии с правилами работы архивов организаций.

Описательная статья описи имеет следующие элементы:

порядковый номер дела (тома, части) по описи;

индекс дела (тома, части) – по номенклатуре дел;

заголовок дела (тома, части);

дата дела (тома, части);

количество листов в деле (томе, части);

срок хранения (для документов долговременного - свыше 10 лет - хранения).

При этом необходимо следовать основному правилу описания документов:заголовок дела, дата дела, количество листов в деле, срок хранения документов дела должны строго соответствовать этим элементам, указанным на обложке дела.