14. Понятие. Основы и задачи комплектования. Виды работ входящих в понятие комплектование:
1.Определение источников комплектования
2. научно-техническая обработка документов.
3. прием передача дел из ведомственных архивов на государственное хранение.
4.Особенности комплектования ведомственного и негосударственного архивов.
5.Ответственность за утрату ценных документов в разные периоды отечественного архивоведения.
1. Понятие. Основы и задачи комплектования: Определение источников комплектования.Комплектование - это систематическое пополнение архива документами в соответствии с его профилем.
Профиль архива- установленный для архива состав документов, который определяется признаками классификации документов Архивного фонда РФ.
Главн. цель комплектования-наиболее полная концентрация документов, относящихся к профилю каждого архива.
Работа по комплектованию архивов состоит из нескольких этапов:
установление профиля архива;
определение источников комплектования;
определение состава документов, подлежащих хранению в архиве;
организация комплектования.
1.Источник комплектования– юридическое или физическое лицо, чьи документы поступают или могут поступить на хранение в архив. организации и физические лица, в деятельности которых образуются подлежащие передаче в госархивы документы Архивного фонда РФ . Если фондообразователь создает в своей жизнедеятельности весь документальный фонд, то источник комплектования передает на хранение в архив только архивный фонд, поэтому понятие «фондообразователь» шире понятия «источник комплектования».
Критериями источников комплектования:
Функционально-целевое назначение учреждения;
Масштаб его деятельности;
Вид организации;
Полнота отражения в ее документах ценной информации.
Для документов личного происхождения учитываются:
Значимость творческой и общественной деятельности фондообразователя:
Степень сохранности его фонда;
Взаимосвязь его фонда с другими фондами
Для ведомственных архивов источниками комплектования являются:
Структурные подразделения организации;
Подведомственные организации;
Физические лица.
Выделяются следующие группы источников комплектования:
1.Учреждения и организации, документы которых полностью передаются в госархив;
2.Учреждения и организации, частично передающие документы в госархив, поскольку они либо входят в состав документов особо ценными;
3.Учреждения и организации, от которых осуществляется групповой выборочный прием документов, имеющих ценную или необычную информацию, в совокупности отражающую их деятельность;
4.Учреждения и организации, от которых осуществляется повидовой выборочный прием документов, имеющих особое значение как типовых для данного вида учреждений и организаций.
2. научно-техническая обработка документов-это комплекс работ по проведению экспертизы их ценности, оформлению и описанию.обработке подвергаются все виды документов, образующихся в деятельности всех структурных подразделений организации. Приступая, необходимо изучить номенклатуру дел организации- систематизированный перечень заголовков дел, заводимых в организации, с указанием сроков их хранения, и которая является основой для составления описей дел постоянного и временного (свыше 10 лет) хранения. Далее в соответствии с номенклатурой дел отбираются отдельно дела с документами постоянного хранения, отдельно – временного (свыше 10 лет) хранения, отдельно – временного (до 10 лет и включительно) хранения.
Для организации и проведения методической и практической работы по экспертизе ценности документов, отбору и подготовке к архивному хранению документов в организации приказом создается постоянно действующая экспертная комиссия (ЭК).
В состав комиссии включаются наиболее квалифицированные и опытные работники структурных подразделений организации, хорошо знающие состав и содержание образующихся в их деятельности документов, а также значение и ценность информации, содержащейся в документах. В обязательном порядке в состав ЭК включается руководитель службы ДОУ и архива. Председатель комиссии- заместитель руководителя организации, курирующего вопросы делопроизводства и архива.
При проведении экспертизы ценности документов осуществляется:
- отбор документов постоянного и временного (свыше 10 лет) хранения для передачи в архив организации;
- отбор документов с временными сроками хранения и с пометкой «До минования надобности», подлежащих дальнейшему хранению в структурных подразделениях;
- выделение к уничтожению документов за предыдущие годы сроки, хранения которых истекли.
Отбор документов для постоянного и временного (свыше 10 лет) хранения проводится, как уже говорилось выше, на основании номенклатуры дел организации, а также Перечня типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения (М., 2000) (далее – Типовой перечень).
3. прием передача дел из ведомственных архивов на государственное хранение. Документы принимаются от ведомств по описям дел постоянного хранения с визой экспертно-проверочной комиссии (ЭПК) архивного учреждения, а также по актам приема-передачи.
В государственном архиве строго следят за соблюдением сроков передачи документов от источника комплектования в госархив. Например,документы гос значения- Федеральных органов государственной власти; Генеральная прокуратура РФ хранятся 15 лет, документы органов гос власти краев, областей-10 лет, Органов местного самоуправления; учреждения, организации, предприятия городского и районного подчинения-5, Совместных предприятий с участием государства-10 лет.
Передача документов из каждого учреждения — источника комплектования в государственный архив осуществляется ежегодно или раз в 3 — 5 лет (в зависимости от объема документов фондообразователя) По графику приема документов из учреждений. Комплектование государственного архива документами данного фондообразователя осуществляется в несколько этапов:
сначала на заседании ЭПК госархива утверждается опись дел постоянного хранения, которые должны быть переданы в архив (этот экземпляр описи остается в государственном архиве);
затем в ведомственный архив выезжает сотрудник государственного архива для проверки физического и санитарно-гигиенического состояния дел, оформления дел и т.д.;
наконец, на последнем этапе, в соответствии с описями поединично передаются дела на постоянное хранение. В особо ценных делах проверяется количество листов. Если количество дел в описи больше количества реально передаваемых дел, в описи делается новая итоговая запись, а ведомственный архив составляет справку о причинах отсутствия дел.
Основной документ, на основании которого производится прием документов на хранение-акт приема-передачи документов на хранение. В акте указывается учреждение, передающее документы, и архив, в который они поступают, причина передачи (истечение сроков ведомственного хранения или ликвидация учреждения), а также реальное количество передаваемых копий, количество особо ценных дел и др. Акт составляется в двух экземплярах, подписывается представителями государственного и ведомственного архивов.
Также передаются еще два экземпляра описи (в дополнение к экземпляру, оставшемуся в архиве после утверждения описи на ЭПК государственного архива). Один экземпляр описи остается в ведомственном архиве. На трех экземплярах описи, переданных в государственный архив, делается отметка о передаче документов. Всего составляется четыре экземпляра описи.
Прием документов от источников комплектования негосударственной части Архивного фонда РФ имеет свою специфику. сохранность документов у этих фондообразователей оставляет желать лучшего, поэтому рекомендуется принимать документы через пять лет после окончания их делопроизводства. Собственники документов могут передавать свои документы в собственность государства на хранение в учреждения Федеральной архивной службы России, государственные музеи и библиотеки. При этом передача права собственности на документы оформляется соглашением (договором) с архивным учреждением.
В случае необходимости условия хранения и использования документов могут включать ограничения права доступа и использования документов, содержащих тайну личной жизни, коммерческую тайну, являющихся объектом авторского права и др.
Документы личного происхождения также могут поступать в государственный архив по договору дарения, по завещанию, по решению суда или нотариальных органов о признании документов бесхозными, по договору купли-продажи.
На временное хранение (депонент) документы личного происхождения передаются на основании личного заявления владельца.
При приеме документов также составляется акт приема-передачи, к которому прилагается сдаточная опись.
Особо важное значение имеет договор между архивом и владельцем, поскольку на его основе документы передаются в государственную собственность. Поэтому следует детально обсудить с владельцем каждый его пункт.
В современных условиях архивисту зачастую необходимо использовать методы «активного комплектования»:
проведение бесед с фондообразователями о важности сохранения их документов;выявление потенциальных источников комплектования в органах регистрации юридических лиц, анкетирование, интервьюирование, запись митингов и других событий общественно-политической жизни, запись устных воспоминаний;сбор воспоминаний, составление хроники событий; участие во встречах, «круглых столах» с фондообразователями.
Основой работы по «активному комплектованию» является высокий профессионализм, компетентность, вежливость и активная жизненная позиция архивиста.
4. Особенности комплектования ведомственного и негосударственного архивовВедомственные архивы комплектуются документами постоянного, временного (свыше 10 лет) хранения, документами личного состава.
Дела временного (до 10 лет) хранения в архив не передаются, оставаясь на хранение в структурных подразделениях организации. По истечении сроков хранения они уничтожаются в соответствии с архивным законодательством после проведения экспертизы их ценности и оформления актов на уничтожение.
В архив передаются документы физических лиц, имеющие государственное значение.В ведомственном архиве хранятся также документы организаций-предшественников и документы ликвидированных подчиненных организаций.
В основе комплектования ведомственных архивов лежит преемственность архивных и делопроизводственных документов, проявляющаяся в преемственности делопроизводственной номенклатуры дел и архивной описи дел. Номенклатура является основой для составления архивных описей и используется для учета дел временного (до 10 лет) хранения. на хранение отбирают документы только в виде подлинников, а в случае их отсутствия (утраты, выемки) – заверенные копии, так как это имеет существенное значение при их дальнейшем использовании. По результатам экспертизы ценности документов и оформления дел проводится их описание, то есть составляются описи. Описи составляются отдельно на дела постоянного хранения, временного (свыше 10 лет) хранения и по личному составу.
Описи составляются по установленной форме, в соответствии с правилами работы архивов организаций.
Описательная статья описи имеет следующие элементы:
порядковый номер дела (тома, части) по описи;
индекс дела (тома, части) – по номенклатуре дел;
заголовок дела (тома, части);
дата дела (тома, части);
количество листов в деле (томе, части);
срок хранения (для документов долговременного - свыше 10 лет - хранения).
При этом необходимо следовать основному правилу описания документов:заголовок дела, дата дела, количество листов в деле, срок хранения документов дела должны строго соответствовать этим элементам, указанным на обложке дела.
- Статья 1. Архивное дело в Республике Марий Эл
- Статья 2. Архивный фонд Республики Марий Эл
- Статья 3. Состав Архивного фонда Республики Марий Эл
- Статья 4. Включение архивных документов в состав Архивного фонда Республики Марий Эл
- Статья 5. Управление архивным делом в Республике Марий Эл
- Статья 6. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности по формированию и содержанию Архивного фонда Республики Марий Эл
- Статья 7. Контроль за соблюдением законодательства об архивном деле в Республике Марий Эл
- Статья 8. Хранение документов Архивного фонда Республики Марий Эл
- Статья 9. Комплектование, учет и использование архивных документов
- 3.Постановление правительства рмэ от 17 декабря 2012 года №467 «о государственной программе республики Марий-Эл «Архивное дело в рмэ» 2013-2020 годы
- 4 Международный этический кодекс архивистов.
- 5. Становление архивного дела в Киевской Руси
- Архивное дело в Московской Руси
- 1.Становление архивного дела в Московской Руси
- Архивное дело в XVIII в.
- 1. Влияние реформ Петра I на архивное дело
- 6. Архивное дело в 19 нач 20 вв
- 7. Архивы и архивное дело в период с 1917 по 1990гг
- 8. Архивная реформа 1990-х гг.
- 9. Структура архивных учреждений России, органы управления архивным делом: Росархив-федеральный орган исполнит. Власти, осуществляющий госуд.Политику в области архивного дела.
- 10. Архивные органы на местах (управления, комитеты, отделы), их функции. Разграничение полномочий между Росархивом и его субъектами, государственные архивы, появление новых форм и звеньев архивов.
- Функции Комитета (на примере рмэ)
- 11. Специализированные научно-исследовательские организации в области архивовведения: вниидад и рницкд. Основные направления деятельности.
- 12. Структура архивного фонда рф: архивы госуд-й собственности, муниципальной и частной собст-ти.
- 13. Организация хранения документов аф рф и других архивных документов.
- 14. Понятие. Основы и задачи комплектования. Виды работ входящих в понятие комплектование:
- 5.Ответственность за утрату ценных документов в разные периоды отечественного архивоведения
- 15. Понятие «Источник комплектования». Основные источники комплектования.
- 16.Последовательность проведения научно-технической обработки документов. Описание дел. Обложка дела и ее реквизиты. Требования к составлению заголовков. Элементы заголовка.
- Описание дел
- 17. Систематизация дел в составе архивного фонда. Признаки систематизации и их применение при выборе схем систематизации. Назначение схем. Шифровка дел.
- 25. Понятие о Регламенте государственного учета документов аф рф. Учетные документы составляемые в государственных, негосударственных и ведомственных архивах, органах управления архивным делом.
- 26. Учетные документы в архиве: книга поступлений; список фондов; лист фондов;; архивная опись; дело фонда.
- 27. Документы централизованного государственного учета: паспорт архива; карточка фонда; сведении об изменении в составе и объеме фонда.
- 31 Вопрос. Обеспечение сохранности документов
- №33. Классификация документов Архивного Фонда Российской Федерации. Состав аф рф и три ступени его классификации
- №35. Назначение архивных описей. Организация и методика составления описей
- №36. Путеводители по государственным архивам: основные виды путеводителей, составные части путеводителя
- 1.Характеристики фондов в путеводителе
- 2. Справочный аппарат к путеводителю
- Порядок использования архивных документов в государственных и муниципальных архивах Российской Федерации
- I. Общие положения
- II. Порядок допуска пользователя в читальный зал
- III. Права и обязанности пользователя
- 46. Личные фонды и их роль в создании инф. Базы страны. Коллекции в фондах архива
- Особенности документов личного происхождения:
- 47. Особенности работы с арх документами, содержащими персональные данные
- 48. Связь архивоведения с другими науками и научными дисциплинами