3.11. Особенности учета драгоценных металлов, медикаментов, топлива,горюче-смазочных материалов, малоценных предметов
Учет драгоценных металлов. В состав драгоценных металлов включают золото, серебро, платину и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий) в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также лом таких изделий. Драгоценные камни - это природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры, александриты, жемчуг. Они могут находиться в сыром и обработанном виде, в приборах, оборудовании, инструментах, изделиях технического назначения, а также в ювелирных и иных бытовых изделиях.
Порядок учета драгоценных металлов и камней регламентирован Правилами учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности, установленными постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2000 г. N 731 и Инструкцией о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденной приказом Минфина России от 29 августа 2001 г. N 68н.
В соответствии с указанными нормативными документами организации должны осуществлять оперативный учет драгоценных металлов, содержащихся в составе основных средств, покупных изделий, приборов, полуфабрикатов, материалов, оборудования, в том числе используемых в научной, производственной, строительной и других видах хозяйственной деятельности.
Данные о количестве драгоценных металлов, содержащихся в соответствующих объектах учета, отражаются в первичных учетных документах типовых межведомственных форм на основании сведений о содержании драгоценных металлов, приведенных в технической документации. При отсутствии указанных сведений запись производят на основе аналогов по данным предприятий-разработчиков, изготовителей или по решению инвентаризационной комиссии.
В местах хранения учет драгоценных металлов и камней и содержащих их изделиях ведется в учетных документах строгой отчетности типовых межведомственных форм, которые выдаются материально ответственным лицам под расписку после регистрации в бухгалтерии. При этом книги, журналы и тому подобные учетные регистры постранично пронумеровываются, прошнуровываются, подписываются руководством и скрепляются печатью.
По драгоценным металлам и изделиям из них в учетных регистрах указывают наименование, вид металла (слитки, лента, проволока и т.п.), размер полуфабриката, пробу или процентное содержание в растворе, сплаве и т.п., номер партии, массу в лигатуре, т.е. массу в натуральном выражении сплава, соли, кислоты или других соединений, содержащих драгоценные металлы. По драгоценным камням и изделиям из них в учетных регистрах записывают наименование, назначение, тип, марку, размер и номер изделия, группу, подгруппу, качество, характеристику камней, форму огранки, количество в штуках, массу в каратах.
Инвентаризация драгоценных металлов и камней и изделий из них, а также содержащихся в ломе и отходах проводится не менее двух раз в год по состоянию на 1 января и 1 июля во всех местах хранения и производства. Перед инвентаризацией проводится полная зачистка производственных помещений и технологического оборудования в местах хранения и переработки ценностей, заканчивается обработка всех документов по их приходу и расходу, производятся соответствующие записи в учетных документах и регистрах, выводятся остатки ценностей на день инвентаризации.
Наличие драгоценных металлов и камней и изделий из них определяется исходя из установленных единиц измерения путем взвешивания, обмера, подсчета и т.п. До начала взвешивания весы проверяются на устойчивость, чувствительность и точность службой метрологии, о чем делают запись в соответствующем журнале.
По незавершенному производству масса драгоценных металлов и камней, содержащихся в незавершенном производстве и не поддающихся взвешиванию, определяется по учетным данным по расходу драгоценных металлов и камней на соответствующие детали и изделия или по нормам расхода указанных ценностей на детали и изделия с учетом процента их готовности.
Содержание драгоценных металлов в сплавах, солях, кислотах, растворах, находящихся в опломбированной специальной таре, определяется по данным учетной, технической и иной документации или по данным входного контроля. Наличие драгоценных металлов и камней в составе оборудования и не подлежащих проверке в натуре определяется по учетным данным или технической документации.
Нераспакованные посылки с ценностями вскрываются, и выявленные ценности записываются в присутствии комиссии по количеству и массе в отдельную опись. В отдельной описи отражаются также ценности, поступившие во время проведения инвентаризации, и ценности, принадлежащие другим организациям. Ценности, переданные другим организациям в переработку или находящиеся в пути и отражаемые в учете организации, проверяются по соответствующим документам.
Данные инвентаризации отражают в акте инвентаризации драгоценных металлов и изделий из них, акте инвентаризации драгоценных камней, природных алмазов и изделий из них и инвентаризационной описи драгоценных металлов, содержащихся в полуфабрикатах, узлах и деталях оборудования, приборах и других изделиях. Запись в указанные документы производят по всем реквизитам по местам хранения и использования ценностей, а также материально ответственным лицам. По окончании инвентаризации указанные документы сдаются в бухгалтерию для отражения результатов инвентаризации в учете. При этом по всем выявленным излишкам, потерям и недостачам должны быть получены письменные объяснения от соответствующих работников. Результаты инвентаризации отражаются в бухгалтерском учете в течение 10 дней после ее окончания. Расхождения между фактическими и учетными данными регулируются следующим образом:
излишки приходуются с последующим определением причин изменений и их виновников;
недостачи в пределах утвержденных норм потерь списываются на потери производства и расходы учреждения;
недостачи при отсутствии утвержденных норм потерь принимаются в качестве сверхнормативных потерь, кроме потерь при проведении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и ремонтных работ, для которых в отдельных случаях нормы потерь могут не разрабатываться и не утверждаться.
Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы допускается только за один и тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица по ценностям одного наименования. При этом по драгоценным камням под одним и тем же наименованием понимают:
по алмазам - камни одного и того же назначения, смежных размеров, с разницей в массе в пределах точности взвешивания;
по бриллиантам и другим ограненным драгоценным камням - камни смежных характеристик того же размера с разницей в массе в пределах точности взвешивания;
по изделиям с бриллиантами и другими драгоценными камнями - изделия одного назначения с разницей в массе в пределах точного взвешивания;
по инструментам - алмазные инструменты одного наименования и назначения, сходные по формам и размерам.
Если при зачете излишков и недостач от пересортицы размер недостач превышает размер излишков, разницу относят на виновных лиц.
Недостачи и сверхнормативные потери драгоценных металлов и камней не списывают на потери производства промышленной продукции, ювелирных зуботехнических и других изделий, а также на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и ремонтных работ при наличии утвержденных норм расхода.
Учет медикаментов и перевязочных средств. В состав медикаментов и перевязочных средств включают:
лекарственные средства, сыворотки, вакцины, эндопротезы, бактериальные препараты и т.п.;
перевязочные средства (марля, бинты, вата и т.п.);
вспомогательные материалы (резиновые обхваты, колпачки, капсулы и облатки, бумага вощеная, пергаментная и фильтрованная и т.п.).
Учет медикаментов осуществляется по следующим группам:
ядовитые лекарственные средства;
наркотические лекарственные средства;
этиловый спирт;
новые препараты для клинических испытаний и исследований;
дефицитные и дорогостоящие медикаменты (по списку, утвержденному Минздравом СССР);
тара порожняя и занятая лекарственными средствами.
Учет медикаментов и перевязочных средств в медицинских и прочих учреждениях должен осуществляться в соответствии с Инструкцией по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения (10).
Порядок предметно-количественного учета ядовитых и сильнодействующих лекарственных средств в аптеках, отделениях (кабинетах) учреждений определен приказом Минздрава СССР от 3 июля 1968 г. N 523 (11). При этом учет наркотических лекарственных средств должен осуществляться в книге учета наркотических лекарственных средств в отделениях (кабинетах) по ф. 60-АП, утвержденной приказом Минздрава СССР от 30 декабря 1982 г. N 1311 "О мерах по устранению серьезных недостатков и дальнейшему усилению борьбы с наркоманами, улучшению учета, хранения, прописывания и использования наркотических средств". В соответствии с данным приказом страницы в книгах ф. 60-АП должны быть пронумерованы, книги прошнурованы и заверены подписью руководителя учреждения.
Инвентаризация медикаментов и перевязочных средств проводится выборочно один раз в квартал. По наркотическим и ядовитым лекарственным средствам проверка фактического их наличия осуществляется ежемесячно на 1-е число. При этом фактические остатки наркотических лекарственных средств записывают в отдельную инвентаризационную опись.
При проведении инвентаризации лекарственных средств используют нормы естественной убыли, утвержденные приказом Минздрава России от 13 ноября 1996 г. N 375 (12). При этом списание естественной убыли лекарственных средств и изделий медицинского назначения при отсутствии потерь запрещается. К готовым лекарственным препаратам промышленного производства и весовым медикаментам, реализованным в оригинальной упаковке (заводской, фабричной, складской), нормы естественной убыли не применяются.
Для определения размера естественной убыли составляют "Расчет естественной убыли лекарственных средств и других медицинских товаров".
Учет топлива и горюче-смазочных материалов. Топливо и горюче-смазочные материалы (ГСМ) списываются на расходы в учреждениях в пределах установленных норм. Нормы расхода топлива и ГСМ устанавливаются министерствами и ведомствами на основании Норм расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте (Р 3112194-0366-03), утвержденных Минтрансом России 29 апреля 2003 г. Указанные нормы введены в действие со дня утверждения до 1 января 2008 г.
Базовая норма расхода топлива и ГСМ устанавливается в соответствии с технической документацией на автомобиле. Учет сезонных (летнее и зимнее время), климатических, дорожно-транспортных и других эксплуатационных факторов осуществляется с помощью поправочных коэффициентов, регламентированных в форме процентов повышения или снижения исходного значения нормы.
Нормы расхода топлива повышаются при работе в зимнее время (дифференцированных по районам страны), при работе в горных местностях (дифференцированных по высоте над уровнем моря), при работе автотранспорта на дорогах со сложным планом, при работе в городах с населением свыше 0,5 млн человек и ряде других случаях.
Нормы расхода топлива снижаются при работе за пределом пригородной зоны на дорогах из цементобетона, асфальтобетона, брусчатки, мозаики, битумоминеральной смеси, дегтебетона, щебня (гравия), на гористой местности и в ряде других случаев.
При необходимости применения одновременно нескольких повышающих и понижающих норм расхода топлива норма расхода устанавливается с учетом суммы или разности этих надбавок.
Учет поступления, расхода, порядок проведения и инвентаризация топлива и ГСМ осуществляются в принятом для материальных запасов порядке. Основанием для списания израсходованного топлива является путевой лист.
- Бухгалтерский учет в бюджетных организациях Глава 1. Основы бухгалтерского учета
- 1.1. Реформирование бюджетного учета
- 1.2. Определение и основные задачи бюджетного учета
- 1.3. Основные нормативные документы, определяющие методологическиеосновы, порядок организации и ведения бухгалтерского учетав бюджетных организациях Российской Федерации
- 1.4. Основные правила (принципы) бухгалтерского учета
- 1.5. Оценка имущества и обязательств
- 1.6. Документирование хозяйственных операций
- 1.7. План счетов бюджетного учета
- 1.8. Учетные регистры
- Способы исправления ошибок в учетных регистрах
- 1.9. Организация бухгалтерского учета
- 1.10. Права, обязанности и ответственность главного бухгалтера
- 1.11. Инвентаризация имущества и финансовых обязательств
- Глава 2. Учет основных средств, нематериальныхи непроизведенных активов
- 2.1. Основные нормативные документы
- 2.2. Задачи, классификация и оценка основных средств
- 2.3. Документальное оформление движения основных средств
- 2.4. Аналитический учет основных средств
- 2.5. Синтетический учет наличия и движения основных средств
- 2.6. Учет ремонта основных средств
- 2.7. Учет непроизведенных активов
- 2.8. Учет нематериальных активов
- 2.9. Учет амортизации основных средств и нематериальных активов
- 2.10. Учет вложений в нефинансовые активы
- 2.11. Учет нефинансовых активов в пути
- 2.12. Инвентаризация основных средств, непроизведенныхи нематериальных активов
- 2.13. Корреспонденции счетов по учету основных средств,непроизведенных и нематериальных активов
- Глава 3. Учет материальных запасов
- 3.1. Основные нормативные документы
- 3.2. Материальные запасы, их классификация, задачи учета
- 3.3. Документальное оформление поступления и расходаматериальных запасов
- 3.5. Синтетический учет материальных запасов
- 3.6. Аналитический учет материальных запасов
- 3.7. Учет вложений в материальные запасы
- 3.8. Учет материалов в пути
- 3.9. Инвентаризация материальных запасов
- 3.10. Контроль за состоянием и рациональным использованиемматериальных запасов и основные направления совершенствования их учета
- 3.11. Особенности учета драгоценных металлов, медикаментов, топлива,горюче-смазочных материалов, малоценных предметов
- 3.12. Корреспонденции счетов по учету материальных запасов
- Глава 4. Учет труда и его оплаты
- 4.1. Основные нормативные документы
- 4.2. Виды, формы и системы оплаты труда, порядок ее начисления Основные понятия и определения
- Формы оплаты труда
- Системы оплаты труда
- 4.3. Документы по учету личного состава, труда и его оплаты
- 4.4. Синтетический учет расчетов по оплате труда и стипендиям
- 4.5. Учет удержаний из заработной платы
- 4.6. Учет расчетов по обязательному социальному страхованиюи социальной защите населения
- 4.7. Корреспонденция счетов по учету труда и его оплаты
- Глава 5. Учет денежных средств и финансовых вложений
- 5.1. Основные нормативные документы
- 5.2. Учет денежных средств учреждений на банковских счетах
- 5.3. Учет денежных средств учреждения во временномраспоряжении и в пути
- 5.4. Учет кассовых операций
- 5.5. Учет денежных документов
- 5.6. Учет аккредитивов
- 5.7. Учет денежных средств учреждения в иностранной валюте
- 5.8. Учет средств на счетах бюджетов
- 5.9. Учет денежных средств на счетах органов, осуществляющихкассовое обслуживание исполнения бюджетов
- 5.10. Учет финансовых вложений
- 5.11. Инвентаризация денежных средств и финансовых вложений
- 5.12. Корреспонденции счетов по учету денежных средстви финансовых вложений
- Глава 6. Учет расчетов с дебиторами
- 6.1. Основные нормативные документы
- 6.2. Учет расчетов с дебиторами по доходам
- 6.3. Учет расчетов по выданным авансам
- 6.4. Учет расчетов с дебиторами по бюджетным кредитам
- 6.5. Учет расчетов с подотчетными лицами
- 6.6. Учет расчетов по недостачам
- 6.7. Учет расчетов с прочими дебиторами
- 6.8. Учет внутренних расчетов по поступлениям в бюджети выбытиям из бюджета
- 6.9. Корреспонденции счетов по учету расчетов с дебиторами
- Глава 7. Учет обязательств
- 7.1. Основные нормативные документы
- 7.2. Учет расчетов с кредиторами по долговым обязательствам
- 7.3. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками
- 7.4. Учет расчетов по платежам в бюджет
- Оценка материалов по методам средней себестоимости - фифо и лифо
- Транспортный налог
- Учет местных налогов и сборов
- Налог на рекламу
- 7.5. Учет прочих расчетов с кредиторами
- 7.6. Учет расчетов в органах, осуществляющих кассовоеобслуживание исполнения бюджетов
- 7.7. Инвентаризация обязательств и расчетов с дебиторами
- 7.8. Корреспонденции счетов по учету обязательств
- Глава 8. Учет финансового результата
- 8.1. Основные нормативные документы
- 8.2. Учет финансового результата учреждения
- 8.3. Учет результатов по кассовому исполнению бюджетов
- 8.4. Корреспонденции счетов по учету финансового результата
- В органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов,и органах, организующих исполнение бюджетов
- Глава 9. Учет предпринимательской и иной деятельности,приносящей доход
- 9.1. Основные нормативные документы
- 9.2. Учет расходов по выпуску продукции, выполненным работами оказанным услугам
- 9.3. Готовая продукция и ее оценка.Учет поступления готовой продукции
- 9.4. Учет реализации продукции, выполненных работ и оказанных услуг
- 9.5. Корреспонденции счетов по учету предпринимательскойи иной деятельности, приносящей доход
- Глава 10. Учет санкционирования расходов
- 10.1 Основные нормативные документы
- 10.2. Учет лимитов бюджетных обязательств
- 10.3. Учет принятых бюджетных обязательств текущего годаи бюджетных ассигнований
- 10.4. Корреспонденции счетов по учету санкционированиярасходов бюджетов
- Глава 11. Учет операций по централизованному снабжениюматериальными ценностями учреждений, состоящих на бюджете
- 11.1. Основные нормативные документы
- 11.2. Учет операций по централизованному снабжению вышестоящимиучреждениями (заказчиками)
- 11.3. Учет операций по централизованному снабжениюматериальными ценностями учреждениями (грузополучателями)
- 11.4. Корреспонденции счетов по учету операций по централизованномуснабжению материальными ценностями учреждений, состоящих на бюджете
- Глава 12. Учет отдельных ценностей, не принадлежащих организации
- 12.1. Основные нормативные документы
- 12.2. Общие положения
- 12.3. Учет арендованных основных средств
- 12.4. Учет материальных ценностей, принятыхна ответственное хранение
- 12.5. Учет бланков строгой отчетности
- 12.6. Учет списанной задолженности неплатежеспособных дебиторов
- 12.7. Учет материальных ценностей, оплаченныхпо централизованному снабжению
- 12.8. Учет задолженности учащихся и студентов за невозвращенныематериальные ценности
- 12.9. Учет прочих ценностей на забалансовых счетах
- Учет залоговых операций
- Учет операций, связанных с удержанием имущества
- Учет операций, связанных с поручительством
- Учет операций, связанных с банковской гарантией
- Глава 13. Отчетность бюджетных учреждений
- 13.1. Основные нормативные документы
- 13.2. Общие положения
- 13.3. Виды и формы бюджетной отчетности
- 13.4. Порядок составления балансов исполнения бюджета,по поступлению и выбытию средств бюджета и по операциямкассового исполнения бюджетов
- 13.5. Порядок составления отчетов об исполнении бюджета
- 13.6. Порядок составления отчета о финансовыхрезультатах деятельности
- 13.7. Порядок составления отчета о кассовых поступленияхи выбытиях денежных средств
- 13.8. Порядок составления ежемесячной справочнойбюджетной отчетности
- 13.9. Порядок составления отдельных разделов пояснительной запискик годовой бюджетной отчетности
- Общие вопросы организации деятельности бюджетного учреждения
- Результаты деятельности бюджетного учреждения в отчетном периоде
- Анализ финансовой отчетности бюджетного учреждения
- Прочие вопросы деятельности бюджетного учреждения
- 13.10. Налоговая отчетность бюджетных учреждений
- Отчетность по налогу на прибыль
- Отчетность по транспортному налогу
- Отчетность по земельному налогу
- План счетов бюджетного учета
- Перечень форм годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетностии сроки ее представления(в ред. Приказа Минфина России от 14 ноября 2005 г. N 137н)
- Использованная литература