6.4. Анализ безубыточности многопродуктового производства
Подавляющее большинство предприятий выпускают не один, а множество видов продукции. Помимо вопроса о том, как достичь желаемого уровня прибыли, руководителям таких компаний приходится решать и проблему выбора оптимальных (с точки зрения прибыльности или по каким-то другим критериям) видов производимых товаром с учетом множества производственных ограничений. Рассмотрим методику анализа безубыточности многопродуктового производства на примере.
Пример.
Предприятие «Восход» выпускает несколько видов замороженных полуфабрикатов. В настоящее время производятся следующие виды продукции: пельмени (А), блинчики (В) и вареники с творогом (С). При разработке плана работы на следующий месяц проводится анализ производственных показателей за предыдущий месяц с целью определить, какая корректировка этих показателей приведет к максимальному эффекту. Данные относительно выпуска за апрель 200х года приведены в табл. 6.1.
Таблица 6.1
Показатели работы предприятия «Восход» за апрель 200хг.
Показатели | Условные обозначения | А | Б | С | Всего |
Объем реализации, кг | Q | 12 000 | 8 000 | 10 000 | 30 000 |
Доля в общем объеме реализации, коэф. | УД | 0,40 | 0,27 | 0,33 | 1,00 |
Цена, руб./кг | Ц | 67,5 | 54 | 60 | – |
Удельные переменные затраты, руб./кг В т.ч. Материалы Труд | зпер | 39
33,6 5,40 | 35,4
28,20 7,20 | 33,60
30,60 3,00 | –
- – |
Удельный маржинальный доход, руб./кг | умд =Ц– зпер | 28,5 | 18,6 | 26,4 | – |
Затраты физического труда, ч/кг | – | 0,14 | 0,19 | 0,08 | – |
Затраты машинного времени, ч,кг | – | 0,14 | 0,07 | 0,12 | – |
Выручка от продаж, руб. | ВР | 810 000 | 432 000 | 600 000 | 1 842 000 |
Переменные затраты, руб. | Зпер | 468 000 | 283 200 | 336 000 | 1 087 200 |
Маржинальный доход, руб. | МД=ВР – Зпер | 342 000 | 148 800 | 264 000 | 754 800 |
Маржинальный доход , % к выручке, % | УДмд | 42,2 | 34,4 | 44,0 | 41,0 |
Маржинальный доход на 1 чел-час/руб. | – | 203,6 | 97,9 | 330,0 | – |
Маржинальный доход на 1 машино-час, руб./ч | – | 203,6 | 265,8 | 219,9 | – |
Постоянные затраты, тыс. руб. | Зпост | – | – | – | 198 000 |
Прибыль | П |
|
|
| 556 800 |
Рассчитаем точки безубыточности разных видов продукции при существующих объемах производства:
,
где , i = А, В, С.
Величина среднего маржинального дохода на 1 кг продукции предприятия при сложившихся объемах реализации:
Объемы производства, позволяющие покрыть все затраты и выйти на нулевой уровень прибыли:
Видим, что уровень точек безубыточности для всех трех видов продукции лежит гораздо ниже сложившихся объемов производства, что является, безусловно, положительным для предприятия фактором. Таким образом, предприятие имеет достаточно широкие возможности варьировать общий объем выпуска продукции, а также долю отдельных ее видов в суммарном выпуске.
Начинать планирование дальнейшей деятельности предприятия следует с анализа прибыльности разных видов продукции с учетом рыночной ситуации и возможностей предприятия. Для начала следует определить наиболее прибыльный вид продукции. Сделать это можно на основе данных о маржинальном доходе. Если никаких (ни рыночных, ни технологических) ограничений для производства и реализации продукции нет, выпуск изделий с максимальным маржинальным доходом на единицу выпуска будет наиболее желательным способом расширения производства.
При наличии каких-либо ограничений выбор следует делать в пользу продукта с максимальным маржинальным доходом на единицу ограниченного ресурса.
Максимальный маржинальный доход на 1 кг продукции в примере – у пельменей, наивысшая доля маржинального дохода в выручке и маржинальный доход на один человеко-час — у вареников, а самый большой маржинальный доход на один час работы оборудования — у блинчиков.
Проводя анализ безубыточности, не следует забывать и о других факторах рыночной активности предприятия. Максимальный уровень прибыли не является единственной, а в большинстве случаев и главной целью предприятия. Отказ от производства одного или нескольких видов продукции из их общей номенклатуры может отрицательно сказаться на имидже, а в конечном итоге и на рыночной позиции производителя. В большинстве случаев широкая номенклатура выпуска является фактором укрепления рыночных позиций предприятия, поскольку разнообразие выпускаемой продукции позволяет привлечь к ней большее число покупателей. Возможно, выпуск наименее прибыльных, но оригинальных товаров (на предприятии «Восход» из примера такой продукцией были блинчики) влияет и на рост продаж других, более прибыльных видов продукции, привлекая внимание к торговой марке и фирме-производителю все новых и новых потребителей.
Кроме того, рынок не безграничен. Расширять производство и перераспределять ресурсы с одних видов продукции в пользу других можно только до тех пор, пока продукцию можно продать.
Ограничения по емкости рынка, вероятно, самые жесткие, поскольку для предприятия являются внешними и никакими усилиями самих предприятий изменены быть не могут.
- О.В. Грищенко управленческий учет Конспект лекций
- Содержание
- Тема 7. Принятие специальных управленческих решений на основе маржинального подхода 88
- 1. Управленческий учет в системе информационного обмена организации
- 1.1. Производственный менеджмент и его роль в организации управленческого учета
- 1.2. Взаимосвязь и отличительные особенности управленческого и финансового учета
- Сравнение финансового и управленческого учета
- 1.3. Предмет, метод, основные принципы и задачи управленческого учета
- 2. Затраты и доходы организации как объекты управленческого учета
- 2.1. Понятие терминов «издержки», «затраты, «расходы», «себестоимость»
- 2.2. Классификация затрат и ее использование в управленческом учете
- 2.3. Классификация доходов и ее использование в управленческом учете
- 2.4. Децентрализация управления и ее роль в организации управленческого учета
- 3. Основы организации распределения косвенных затрат
- 3.1. Основные подходы и процедуры распределения косвенных затрат
- 3.2. Методы распределения косвенных затрат. Ставка распределения
- 3.3. Использование фактических и нормативных ставок распределения косвенных расходов
- 4. Методы учета затрат и калькулирования себестоимости
- 4.1. Себестоимость продукции: ее состав и виды
- 4.2. Роль калькулирования себестоимости продукции в управлении производством
- 4.3. Полнота учета затрат в себестоимости продукции
- 4.4. Учет затрат по объектам учета
- 4.5. Оперативность учета и контроля затрат
- 4.6. Современные методы учета затрат. Международный опыт
- 5. Использование учетной информации в процедурах планирования и контроля
- 5.1. Бюджетирование в системе планирования организации
- 5.2. Система бюджетов организации
- 5.3. Типы бюджетов
- 6. Использование учетной информации в процессе принятия управленческих решений
- 6.1. Понятие об управленческих решениях и их классификация
- 6.2. Однокомпонентный анализ безубыточности
- 6.3. Ограничения и допущения анализа безубыточности
- 6.4. Анализ безубыточности многопродуктового производства
- 6.5. Анализ безубыточности и производственный риск компании
- 6.6. Принятие решений по ценообразованию
- Тема 7. Принятие специальных управленческих решений на основе маржинального подхода
- 7.1. Аналитическая оценка решения о принятии дополнительного заказа по цене ниже себестоимости продукции
- 7.2. Обоснование структуры товарной продукции
- Изменение структуры продукции
- 7.3. Обоснование варианта цены на новое изделие
- 7.4. Выбор варианта машин и оборудования
- 7.5. Обоснование решения "производить или покупать"
- 7.6. Выбор варианта технологии производства
- 7.7. Выбор решения с учетом ограничений на ресурсы