7.5. Обоснование решения "производить или покупать"
Минимизации затрат и увеличению прибыли содействует во многом обоснование выбора между собственным производством и приобретением комплектующих деталей, запасных частей, полуфабрикатов и т.д. Для решения проблемы «производить или покупать» также может быть использован принцип взаимосвязи объема, себестоимости и прибыли.
Например, для ремонта техники требуются соответствующие детали. Если их изготовлять собственными силами, то постоянные затраты на содержание оборудования составят 100 тыс. руб. в год, а переменные расходы на единицу продукции - 50 руб. Готовые детали в неограниченном количестве можно приобрести по 150 руб. за единицу. Какое решение более выгодно? Чтобы ответить на этот вопрос, произведем следующие расчеты. Стоимость приобретенных деталей (С) можно выразить следующим образом:
С = Ц ×Q
где Ц – цена за единицу продукции; Q- необходимое количество деталей в год.
Себестоимость производства деталей будет включать в себя постоянные и переменные затраты. Определим, при какой потребности в деталях стоимость их приобретения и производства совпадет:
Ц ×Q = Зпост + зпер × Q, 150 × Q = 100 000 + 50 × Q.
Q = 1 000 ед.
Расчеты показывают, что при годовой потребности в 1 000 ед. расходы на закупку деталей совпадут с себестоимостью их производства. При увеличении потребности свыше 1 000 ед. в год более экономным является собственное производство, а при уменьшении для предприятия более выгодно их покупать.
Для окончательного принятия решения нужно учитывать такие факторы, как мощность предприятия, качество продукции, колебания объемов, создание или сокращение рабочих мест и т.д.
Аналогичным образом можно обосновать необходимость приобретения автомобиля для перевозки грузов. Предположим, что предприятию нужен грузовик не каждый день, а только для завоза сырья на протяжении пяти дней каждого месяца. Общий объем грузооборота за год составляет 60 000 ткм. Если приобрести грузовик (первый вариант), то постоянные затраты за год составят 2 400 тыс.руб. и переменные на 1 ткм - 120 руб. Можно заказать грузовик в автотранспортной организации (второй вариант). В таком случае стоимость 1 ткм перевозки составляет 200 руб. Нужно рассчитать, при каких объемах грузооборота выгодно приобретать грузовик, а при каких - пользоваться услугами автотранспортных организаций.
Приравняем затраты по первому и второму вариантам:
2400 тыс. руб. + 120Q = 200Q,
80Q = 2 400 тыс. руб.,
Q = 30 тыс. ткм.
Следовательно, при объеме грузооборота до 30 тыс. ткм выгоднее пользоваться услугами автотранспорта сторонних организаций, а при больших объемах рациональнее купить свой грузовик, так как себестоимость 1 ткм и общая сумма затрат на перевозку грузов будут ниже.
Доказательство. Затраты по первому варианту при объеме грузооборота 60 000 ткм будут равны:
2 400 000 руб. + 120 руб. × 60 000 ткм = 9600 т.руб.,
а по второму варианту
200 руб. × 60 000 ткм = 12 000 т.руб.
Экономия в год при использовании первого варианта составит 2 400 тыс. руб.
- О.В. Грищенко управленческий учет Конспект лекций
- Содержание
- Тема 7. Принятие специальных управленческих решений на основе маржинального подхода 88
- 1. Управленческий учет в системе информационного обмена организации
- 1.1. Производственный менеджмент и его роль в организации управленческого учета
- 1.2. Взаимосвязь и отличительные особенности управленческого и финансового учета
- Сравнение финансового и управленческого учета
- 1.3. Предмет, метод, основные принципы и задачи управленческого учета
- 2. Затраты и доходы организации как объекты управленческого учета
- 2.1. Понятие терминов «издержки», «затраты, «расходы», «себестоимость»
- 2.2. Классификация затрат и ее использование в управленческом учете
- 2.3. Классификация доходов и ее использование в управленческом учете
- 2.4. Децентрализация управления и ее роль в организации управленческого учета
- 3. Основы организации распределения косвенных затрат
- 3.1. Основные подходы и процедуры распределения косвенных затрат
- 3.2. Методы распределения косвенных затрат. Ставка распределения
- 3.3. Использование фактических и нормативных ставок распределения косвенных расходов
- 4. Методы учета затрат и калькулирования себестоимости
- 4.1. Себестоимость продукции: ее состав и виды
- 4.2. Роль калькулирования себестоимости продукции в управлении производством
- 4.3. Полнота учета затрат в себестоимости продукции
- 4.4. Учет затрат по объектам учета
- 4.5. Оперативность учета и контроля затрат
- 4.6. Современные методы учета затрат. Международный опыт
- 5. Использование учетной информации в процедурах планирования и контроля
- 5.1. Бюджетирование в системе планирования организации
- 5.2. Система бюджетов организации
- 5.3. Типы бюджетов
- 6. Использование учетной информации в процессе принятия управленческих решений
- 6.1. Понятие об управленческих решениях и их классификация
- 6.2. Однокомпонентный анализ безубыточности
- 6.3. Ограничения и допущения анализа безубыточности
- 6.4. Анализ безубыточности многопродуктового производства
- 6.5. Анализ безубыточности и производственный риск компании
- 6.6. Принятие решений по ценообразованию
- Тема 7. Принятие специальных управленческих решений на основе маржинального подхода
- 7.1. Аналитическая оценка решения о принятии дополнительного заказа по цене ниже себестоимости продукции
- 7.2. Обоснование структуры товарной продукции
- Изменение структуры продукции
- 7.3. Обоснование варианта цены на новое изделие
- 7.4. Выбор варианта машин и оборудования
- 7.5. Обоснование решения "производить или покупать"
- 7.6. Выбор варианта технологии производства
- 7.7. Выбор решения с учетом ограничений на ресурсы