7.1. Аналитическая оценка решения о принятии дополнительного заказа по цене ниже себестоимости продукции
Необходимость принятия дополнительного заказа по цене ниже себестоимости продукции может возникнуть при спаде производства, если предприятие не сумело сформировать портфель заказов и его производственная мощность используется недостаточно полно.
Пример.
Допустим, предприятие имеет пакет заказов на 1000 шт. продукции по 150 руб. на общую сумму 150 тыс. руб., что должно обеспечить прибыль в размере 30 тыс.руб.
Полная плановая себестоимость (Зполн) 1000 изделий –120 тыс.руб., в том числе постоянные затраты (Зпост) - 60 тыс.руб. Маржинальный доход (МД) на весь объем составит 90 тыс.руб.(30 + 60), а на единицу продукции (умд) - 90 руб.
На протяжении года фактический объем продаж продукции значительно уменьшился и, по прогнозам менеджеров, будет меньше планового на 40 %. В связи с этим предприятие завершит год с убытком:
П = (1000 шт. × 0,6) × 90 руб. – 60 000 руб. = – 6 000 руб.
Такой результат объясняется высоким удельным весом постоянных расходов в сумме выручки. При снижении объема продаж расходы стали непосильными для предприятия.
Чтобы избежать убытков, предприятие рассматривает предложение заказчика продать в будущем году 300 изделий по цене 110руб., что ниже плановой себестоимости. При этом предприятие должно дополнительно израсходовать на технологическую подготовку производства этой партии продукции 5 тыс.руб.
Сделаем технико-экономическое обоснование решения о принятии дополнительного заказа на таких условиях (табл.7.1).
Таблица 7.1
Обоснование дополнительного заказа по более низкой цене реализации
Показатель | 1 вариант (100% пакета заказов) | 2 вариант (60 % пакета заказов) | Третий вариант | ||
60% пакета заказов | Доп. заказ | Итого | |||
Объем производства, шт. | 1000 | 600 | 600 | 300 | 900 |
Цена за единицу . продукции, руб. | 150 | 150 | 150 | 110 | – |
Выручка от продаж, руб. | 150 000 | 90 000 | 90 000 | 33000 | 123 000 |
Удельные переменные затраты, руб. | 60 | 60 | 60 | 60 | – |
Сумма переменных затрат, руб. | 60 000 | 36 000 | 36 000 | 18 000 | 54 000 |
Сумма постоянных затрат, тыс. руб. | 60 000 | 60 000 | 60 000 | 5 000 | 65 000 |
Себестоимость всего выпуска, продукции, руб. | 120 000 | 96 000 | 96 000 | 23 000 | 119 000 |
Себестоимость единицы продукции, руб. | 120 | 160 | – | – | 132 |
Прибыль (+), убыток (–),.руб. | +30 000 | – 6 000 | – | – | + 4 000 |
Выручка от реализации этой партии составит 33 тыс.руб. (300 × 110), переменные затраты (Зпер) увеличатся на 18 000 руб. (300 × 60), а постоянные - на 5 000 руб. Следовательно, дополнительная выручка покрывает все переменные затраты, технологические расходы и часть постоянных затрат предприятия в сумме 10 тыс. руб. (33000 – 18 000 – 5 000). В результате предприятие получит не убыток в размере б 000 руб., а прибыль 4 000 руб.
Это доказывает, что даже при таких невыгодных условиях принятие дополнительного заказа экономически оправдано. Дополнительный заказ позволяет значительно снизить себестоимость единицы продукции за счет наращивания объемов производства и вместо убытка получить прибыль.
- О.В. Грищенко управленческий учет Конспект лекций
- Содержание
- Тема 7. Принятие специальных управленческих решений на основе маржинального подхода 88
- 1. Управленческий учет в системе информационного обмена организации
- 1.1. Производственный менеджмент и его роль в организации управленческого учета
- 1.2. Взаимосвязь и отличительные особенности управленческого и финансового учета
- Сравнение финансового и управленческого учета
- 1.3. Предмет, метод, основные принципы и задачи управленческого учета
- 2. Затраты и доходы организации как объекты управленческого учета
- 2.1. Понятие терминов «издержки», «затраты, «расходы», «себестоимость»
- 2.2. Классификация затрат и ее использование в управленческом учете
- 2.3. Классификация доходов и ее использование в управленческом учете
- 2.4. Децентрализация управления и ее роль в организации управленческого учета
- 3. Основы организации распределения косвенных затрат
- 3.1. Основные подходы и процедуры распределения косвенных затрат
- 3.2. Методы распределения косвенных затрат. Ставка распределения
- 3.3. Использование фактических и нормативных ставок распределения косвенных расходов
- 4. Методы учета затрат и калькулирования себестоимости
- 4.1. Себестоимость продукции: ее состав и виды
- 4.2. Роль калькулирования себестоимости продукции в управлении производством
- 4.3. Полнота учета затрат в себестоимости продукции
- 4.4. Учет затрат по объектам учета
- 4.5. Оперативность учета и контроля затрат
- 4.6. Современные методы учета затрат. Международный опыт
- 5. Использование учетной информации в процедурах планирования и контроля
- 5.1. Бюджетирование в системе планирования организации
- 5.2. Система бюджетов организации
- 5.3. Типы бюджетов
- 6. Использование учетной информации в процессе принятия управленческих решений
- 6.1. Понятие об управленческих решениях и их классификация
- 6.2. Однокомпонентный анализ безубыточности
- 6.3. Ограничения и допущения анализа безубыточности
- 6.4. Анализ безубыточности многопродуктового производства
- 6.5. Анализ безубыточности и производственный риск компании
- 6.6. Принятие решений по ценообразованию
- Тема 7. Принятие специальных управленческих решений на основе маржинального подхода
- 7.1. Аналитическая оценка решения о принятии дополнительного заказа по цене ниже себестоимости продукции
- 7.2. Обоснование структуры товарной продукции
- Изменение структуры продукции
- 7.3. Обоснование варианта цены на новое изделие
- 7.4. Выбор варианта машин и оборудования
- 7.5. Обоснование решения "производить или покупать"
- 7.6. Выбор варианта технологии производства
- 7.7. Выбор решения с учетом ограничений на ресурсы