Изменение структуры продукции
Изделие | Отпускная цена, руб. | Удельные переменные затраты руб. | Удельный вес вида продукции в общем ее объеме, % | |
первый вариант | второй вариант | |||
А | 8 | 6 | 50 | 30 |
Б | 12 | 8 | 30 | 20 |
С | 18 | 12 | 20 | 40 |
Д | 20 | 12 | – | 10 |
Постоянные затраты за год для первого варианта составляют 1000 тыс.руб., для второго – 1200 тыс. руб., выручка от реализации для первого варианта - 5600 тыс. руб., для второго – 6000 тыс.руб. Оценку вариантов можно дать путем сравнения суммы прибыли по первому и второму вариантам. Однако проще проанализировать данную ситуацию, используя маржинальный подход. Для этого рассчитаем среднюю величину доли маржинального дохода с учетом структуры реализации продукции для каждого варианта:
УМДi = (Цi – Зпер) : Цi × УДi
где УДi – удельный вес маржинального дохода в выручке.
Первый вариант: | Второй вариант: |
(8 –6) : 8 × 0,5 = 0,125; | (8 – 6) : 8 × 0,3 = 0,075; |
(12– 8) : 12 × 0,3 = 0,099; | (12 – 8) : 12 × 0,2 = 0,066; |
(18 –12) : 18 × 0,2 = 0,066. | (18 – 12) : 18 × 0,4 = 0,132. |
Всего УМД – 0,290 | Всего УМД – 0,313 |
Прибыль исчислим по формуле:
П = ВР × УМД – Зпост .
Первый вариант:
П = (5600 × 0,29) – 1000 = 1624 – 1000 = 624 тыс. руб.
Второй вариант:
П= (6000 × 0,313) – 1000 = 1878 – 1200 = 678 тыс.руб.
Таким образом, второй вариант позволяет увеличить абсолютную сумму прибыли на 54 тыс.руб. Следовательно, ему нужно отдать предпочтение.
Рассмотрим второй пример.
Пример.
Предприятию приходится обосновывать решение о принятии дополнительного заказа на выпуск 500 изделий Х, если мощность его оборудования используется до предела. В таком случае необходимо уменьшить выпуск других менее выгодных изделий, например изделия А, входившего в производственную программу предприятия.
Имеются следующие данные об этих изделиях (табл.7.3)
Таблица 7.3
| Изделие Х | Изделие А |
Цена изделия, руб | 15 | 12 |
Удельные переменные затраты, руб | 9 | 8 |
Ставка маржинального дохода, руб | 6 | 4 |
Время выработки, мин. | 8 | 10 |
Требуется определить:
а) на сколько единиц нужно сократить выпуск продукции А, чтобы можно было принять заказ на изделие Х?
б) будет ли способствовать дополнительный заказ увеличению прибыли в данном периоде?
в) какой должна быть нижняя граница цены изделия Х, чтобы предприятие могло принять дополнительный заказ?
Определим время, необходимое для дополнительного заказа в 500 шт.
8 мин.× 500 шт = 4000 мин.
Из-за этого выпуск изделия А уменьшится на 408 шт. (4000 мин : 10 мин.)
Сопоставим исходные данные и полученные результаты (табл.7.4):
Таблица 7.4
-
Изделие Х
Изделие А
Объем производства, шт.
+500
– 408
Цена изделия, руб.
15
12
Переменные издержки на изделие, руб
9
8
Ставка маржинального дохода, руб.
6
4
Сумма маржинального дохода на выпуск, руб.
+3000
–1600
Полученные результаты показывают, что принятие дополнительного заказа на изготовление изделия Х выгодно для предприятия. Его выполнение будет способствовать увеличению прибыли, так как предприятие получит дополнительно 3000 руб., а потеряет 1600 руб.
Нижняя граница цены равна:
Ц = (Зпер1 + умд1) × (t1 : t0),
где Зпер1 – переменные издержки дополнительного изделия,
умд1 – ставка маржинального дохода заменяемого изделия,
t1 ,t0 – время производства дополнительного и заменяемого изделия соответственно:
Ц = (9 + 6) × ( 8 : 10) 12,2 руб.
Такой уровень цены необходим для получения прежней суммы прибыли. Поскольку контрактная цена выше этого уровня, то принятие дополнительного заказа увеличит прибыль на 1400 руб.[(15 – 12,2) × 500]. Следовательно, изменение структуры производства выгодно для предприятия.
- О.В. Грищенко управленческий учет Конспект лекций
- Содержание
- Тема 7. Принятие специальных управленческих решений на основе маржинального подхода 88
- 1. Управленческий учет в системе информационного обмена организации
- 1.1. Производственный менеджмент и его роль в организации управленческого учета
- 1.2. Взаимосвязь и отличительные особенности управленческого и финансового учета
- Сравнение финансового и управленческого учета
- 1.3. Предмет, метод, основные принципы и задачи управленческого учета
- 2. Затраты и доходы организации как объекты управленческого учета
- 2.1. Понятие терминов «издержки», «затраты, «расходы», «себестоимость»
- 2.2. Классификация затрат и ее использование в управленческом учете
- 2.3. Классификация доходов и ее использование в управленческом учете
- 2.4. Децентрализация управления и ее роль в организации управленческого учета
- 3. Основы организации распределения косвенных затрат
- 3.1. Основные подходы и процедуры распределения косвенных затрат
- 3.2. Методы распределения косвенных затрат. Ставка распределения
- 3.3. Использование фактических и нормативных ставок распределения косвенных расходов
- 4. Методы учета затрат и калькулирования себестоимости
- 4.1. Себестоимость продукции: ее состав и виды
- 4.2. Роль калькулирования себестоимости продукции в управлении производством
- 4.3. Полнота учета затрат в себестоимости продукции
- 4.4. Учет затрат по объектам учета
- 4.5. Оперативность учета и контроля затрат
- 4.6. Современные методы учета затрат. Международный опыт
- 5. Использование учетной информации в процедурах планирования и контроля
- 5.1. Бюджетирование в системе планирования организации
- 5.2. Система бюджетов организации
- 5.3. Типы бюджетов
- 6. Использование учетной информации в процессе принятия управленческих решений
- 6.1. Понятие об управленческих решениях и их классификация
- 6.2. Однокомпонентный анализ безубыточности
- 6.3. Ограничения и допущения анализа безубыточности
- 6.4. Анализ безубыточности многопродуктового производства
- 6.5. Анализ безубыточности и производственный риск компании
- 6.6. Принятие решений по ценообразованию
- Тема 7. Принятие специальных управленческих решений на основе маржинального подхода
- 7.1. Аналитическая оценка решения о принятии дополнительного заказа по цене ниже себестоимости продукции
- 7.2. Обоснование структуры товарной продукции
- Изменение структуры продукции
- 7.3. Обоснование варианта цены на новое изделие
- 7.4. Выбор варианта машин и оборудования
- 7.5. Обоснование решения "производить или покупать"
- 7.6. Выбор варианта технологии производства
- 7.7. Выбор решения с учетом ограничений на ресурсы