4.4. Фаза планирования.
На этой фазе управления в различных временных режимах решается несколько комплексов функциональных задач планирования: перспективное планирование (на 3-5 лет), годовое и оперативное (менее года). Комлексы задач и соответствующие им модели приведены на рис. 9.
Математические модели перспективного планирования призваны описать стратегию развития и состояние производственного предприятия через 3-5 лет. Такие планы являются прогнозными, и для их создания привлекаются математические методы и модели, позволяющие анализировать поведение управляемого объекта при различных прогнозируемых параметрах как самого объекта, так и окружающей среды.
В качестве внутренних параметров прогнозируются ресурсы производства, его организационная структура и т.д. На разработку перспективного плана сильнейшее влияние оказывает прогноз состояния внешней среды: спрос на производимую продукцию, рынки сбыта продукции, состояние конкуренции, политическая и экономическая ситуация в стране, изменение вкусов и обеспеченности потребителей и т.п. Точно спрогнозировать значение внешних параметров на перспективу в 3-5 лет невозможно, поэтому используются вероятностные методы и методы математической статистики, позволяющие выявить тенденции изменения параметров внешней среды, влияющих на состояние предприятия. При этом широко пользуются производственными функциями как аппаратом моделирования и имитационными моделями.
В комплексе задач годового планирования используются детерминированные модели, поскольку определить значения производственных параметров и параметров внешней среды на ближайшую перспективу можно с достаточной степенью точности.
Для разработки годового плана производства используются модели производственного баланса и математического программирования.
Стратегической входной информацией этого комплекса является перспективный план. Результатом решения комплекса задач годового планирования является бизнес-план предприятия, в котором должны быть представлены в сбалансированном виде ресурсные, производственные и маркетинговые возможности предприятия, объединенные сквозной целью.
Если комплекс задач перспективного планирования решается в основном для предприятия в целом и оперирует агрегированной информацией, то комплекс задач годового планирования решается в различных модификациях как для предприятия в целом, так и для его производственных подразделений. На оперативном уровне планирования производства используются модели календарного планирования, управления запасами, теории массового обслуживания, сетевые модели, модели математического программирования. Результатом решения задач этого комплекса являются планы и графики работ производственных подразделений.
Рис. 9. Комплексы задач и модели фазы планирования
Параметры производства, заданные в фазе планирования, неизбежно испытывают возмущающее воздействие окружающей среды и отклоняются от запланированных значений. Для того, чтобы возвратить производство в очерченные планом рамки, необходимо его оперативное регулирование. Оно возможно лишь при наличии резервов производственных ресурсов. Содержание резервов (запасов) ресурсов приводит к издержкам, увеличивая себестоимость продукции, поэтому точность решения комплексов задач годового и особенно оперативного планирования имеет большое значение.
Для эффективного регулирования производства требуется знание направления и степени воздействия на производство, поскольку как недорегулирование, так и перерегулирование приводит к неустойчивости производственного процесса. Поэтому в управлении предприятием важное значение приобретают фазы учета и анализа.
Фаза учета необходима для определения истинного состояния параметров производства. Фаза анализа позволяет определить размер и направление отклонений значений этих параметров, а также предугадать тенденции изменений.
- Челябинский государственный университет
- 1.2. Информация и информационная система
- 1.3. Шенноновский подход к определению количества информации
- 1.4. Ценность информации
- Система
- 2.1. Понятие системы и её свойства
- 2.2. Классификация систем
- 2.3. Системы управления
- 2.4. Процесс принятия решения
- 2.5. Описание систем с помощью информационных моделей
- 3. Базовая структура информационной технологии
- 3.1. Основные информационные процессы и уровни их представления
- 3.2. Концептуальный уровень
- 3.3. Логический уровень
- 3.4. Физический уровень
- 3.5. Преобразование информации в данные
- 4. Информационная технология в управлении предприятием
- 4.1. Автоматизированная система управления технологическими процессами
- 4.2. Автоматизированная система управления производством
- 4.3. Фазы планирования производства
- 4.4. Фаза планирования.
- 4.5. Фаза учета.
- 4.6. Фаза анализа
- 4.7. Фаза регулирования.
- 5. Офисная информационная технология
- 5.1. Офис как информационная система
- 5.2. Электронный офис
- 5.3. Автоматизация документооборота
- 5.4. Автоматизированное рабочее место руководителя
- 5.5. Автоматизированное рабочее место экономиста
- 5.6. Автоматизированное рабочее место бухгалтера
- 6. Локальные компьютерные сети
- 6.1. Компьютерные сети
- 6.2. Топология локальных сетей
- 6.3. Организация компьютерной сети предприятия
- 7. Глобальная компьютерная сеть Интернет
- 7.1. Глобальные сети
- 7.2. Модель взаимодействия открытых систем
- 7.2. Методы передачи сообщений в сети
- 7.3. Службы Интернет
- 1. Служба удаленного управления компьютером Telnet
- 2. Электронная почта (e-mail)
- 3. Телеконференции (Usenet)
- 3. Служба World Wide Web (www).
- 4. Служба файловых архивов ftp
- 7.4. Адресация пользователей и файлов в Интернет
- 192.45.9.150
- 7.5. Коммерческие возможности Интернет
- 8. Основные типы финансово-экономических программ
- 8.1. Классификация финансово-экономических программ
- 8.2. Минибухгалтерии
- 8.3. Интегрированная бухгалтерская система
- 8.4. Бухгалтерский конструктор
- 8.5. Бухгалтерский комплекс
- 8.6. Бухгалтерия-офис
- 8.7. Финансово-аналитические системы
- 8.8. Правовые системы и базы данных
- Литература