logo search
Аудит (практическое пособие)

Основные нормативные и законодательные документы:

1. Положение Банка России от 12 октября 2011 г. № 373-П «О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации»

2. ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных средств и (или) расчетов с использованием платежных карт» № 54-ФЗ от 22.05.2003г.

3. Приказ Минфина РФ «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 №43н от 06.07.1999г.

4. Приказ Минфина РФ « Об утверждении «Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» №49 от 13.06.1995г.

5. Указание ЦБ РФ «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя» №1843-у от 20.06.2007г., (действует с 21 июля 2007г.)

6. Постановление Правительства РФ «О правилах ведения государственного реестра контрольно кассовой техники, а так же требования его структуре и составу сведений» №39 от 23.01.2007г., и другие.

7. Положение о порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты банка России в кредитных организациях на территории РФ

от 07.02.2012 N 2783-У, утв. ЦБ РФ

Источники информации:

  1. Бухгалтерский баланс (форма № 1), отчет о движении денежных средств

(форма № 4), главная книга или оборотно-сальдовая ведомость, регистры бухгалтерского учета по счетам 50, 51, 52, 55, 57;

  1. Кассовая книга, отчеты кассира, приходные и расходные кассовые ордера,

журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов, книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств, акт инвентаризации наличных денежных средств (ИНВ-15), акт ревизии наличных денежных средств,

  1. Справка из банка об установлении лимита остатка наличных денег в кассе,

  2. Акт о переводе показаний суммирующих денежных счетчиков на нули и

регистрации контрольных счетчиков контрольно-кассовой машины (форма № КМ-1),

акт о снятии показаний контрольных и суммирующих денежных счетчиков при сдаче (отправке) контрольно-кассовой машины в ремонт и при возвращении ее в организацию (форма № КМ-2), акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам (форма № КМ-3),

  1. Журнал кассира - операциониста (форма № КМ-4), журнал регистрации

показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков контрольно-кассовых машин, работающих без кассира - операциониста (форма № КМ-5), справка-отчет кассира - операциониста (форма № КМ-6), сведения о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке организации (форма № КМ-7), журнал учета вызовов технических специалистов и регистрации выполненных работ (форма № КМ-8), акт о проверке наличных денежных средств кассы (форма № КМ-9).

Методические приемы:

Кассовые операции целесообразно проверять сплошным методом.

При составлении программы проверки следует оценить эффективность внутреннего контроля за движением и сохранностью денежных средств и других ценностей в кассе организации. С помощью тестирования аудитор дает предварительную оценку соблюдения в организации кассовой дисциплины, выявляет наиболее уязвимые участки, планирует состав основных контрольных процедур, определяет особенности ведения учета в организации.

О недостаточной эффективности внутреннего контроля могут свидетельствовать такие факты:

- отсутствие в организации постоянно действующей системы проведения внезапных ревизий (инвентаризаций) кассы;

- наличие признаков формального проведения ревизий кассы (например, одни и те же лица в ревизионной комиссии);

- отсутствие в организации приказа руководителя, устанавливающего периодичность проверок кассы;

- отсутствие в штате кассира, когда эти функции возложены на другого работника без письменного распоряжения руководителя организации;

- отсутствие договора о полной материальной ответственности с кассиром;

- предоставление права подписи приходных и расходных кассовых ордеров другим лицам помимо руководителя организации и главного бухгалтера, не отраженное распоряжением руководителя организации.

Низкая оценка эффективности внутреннего контроля потребует увеличения объемов аудита и усиления внимания к данному участку проверки.