logo search
Аудит (практическое пособие)

5.Аудит учетной политики

Задачи аудита учетной политики:

  1. изучение системы организации бухгалтерского учета;

  2. оценка учетной политики;

  3. характеристика системы документации и документооборота.

Информационной базой для ознакомления с содержанием учетной политики являются:

- приказ (распоряжение) об учетной политике организации;

- рабочий план счетов бухгалтерского учета;

- перечень утвержденных форм первичных документов, регистров бухгалтерского учета и форм документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

- правила документооборота и технологии обработки учетной информации;

- утвержденные методики учета отдельных показателей и другие приложения к приказу об учетной политике проверяемой организации;

- пояснительная записка, которая раскрывает сведения, относящиеся к учетной политике организации, избранные при формировании учетной политики, отличные от предыдущего года способы ведения бухгалтерского учета, а также изменения в учетной политике, существенно влияющие на оценку и принятие решений пользователей бухгалтерской отчетности в отчетном году или в периодах, следующих за отчетным.

При проверке аудитор выясняет:

  1. Кто является ответственным лицом за организацию бухгалтерского учета и

соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций, за формирование учетной политики;

  1. Наличие и состав распорядительных документов по учетной политике;

  2. Соответствие форм и сроков принятия документов по учетной политике

требованиям нормативных актов;

  1. Последовательность применения учетной политики;

  2. Наличие способов учета, отличных от установленных нормативными документами,

но позволяющих достоверно и полно отразить имущественное состояние и финансовые результаты;

  1. Полноту раскрытия избранных при формировании учетной политики способов

ведения учета, существенно влияющих на оценку и принятие решений пользователями отчетности.

С целью анализа приказа об учетной политике аудитор может провести его тестирование. Тест может содержать следующие вопросы:

  1. организационная форма ведения учета;

  2. порядок проведения инвентаризации;

  3. применяемая форма бухгалтерского учета;

  4. объем, сроки, адреса представления отчетности;

  5. способы ведения учета;

  6. оценка имущества;

  7. способы начисления амортизации;

  8. порядок формирования резервов.

Типичные нарушения:

1. Отсутствуют обязательные приложения к учетной политике:

- график документооборота;

- рабочий план счетов;

- внутренняя отчетность (состав, форма, порядок и сроки предоставления);

- положения о бухгалтерии, должностные инструкции;

- порядок проведения инвентаризации;

- перечень лиц, имеющих право подписи на первичных документах,

2. Организацией применяется метод списания, который не отражен в учетной политике;

3. Учетная политика датирована текущим годом.