logo search
бух учет

27. Особенности учета затрат торговыми организациями.

Основным нормативным документом, регулирующим учет затрат торговыми предприятиями, являются Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания, утвержденные приказом Комитета Российской Федерации по торговле от 20 апреля 1995 г. № 1-550/32-2.

Сбытовые и торговые организации, а также предприятия общественного питания учитывают затраты на основную деятельность на активном счете 44 «Расходы на продажу»: В организациях торговли в составе расходов на продажу включаются расходы, возникающие в процессе движения товаров до потребителя, а также расходы, связанные с выпуском и реализацией продукции собственного производства и продажей покупных товаров в организациях общественного питания.

В целях планирования, учета и отчетности расходов на продажу (издержек обращения и производства) организациями торговли рекомендуется применять следующую номенклатуру статей издержек обращения:

Статья «Транспортные расходы» включает оплату транспортных услуг сторонних организаций за перевозки товаров и продуктов, оплату услуг по погрузке и выгрузке, плату за экспедиторские операции, стоимость материалов, израсходованных в процессе эксплуатации транспортных средств, плату за обслуживание подъездных путей и складов и др.

Учет затрат по статьям «Расходы на оплату труда», «Отчисления на социальные нужды», «Расходы на аренду зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря», «Амортизация основных средств», «Расходы на ремонт основных средств», «Расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд», «Расходы на рекламу» осуществляются в том же порядке, что и в промышленных организациях.

По статье «Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров» учитываются: фактическая себестоимость материалов, израсходованных при переработке, сортировке и упаковке, плата за услуги сторонних организаций по фасовке и упаковке товаров, расходы по содержанию холодильного оборудования, другие расходы на создание условий для хранения товаров.

По статье «Потери товаров и технологические отходы» отражаются: потери товаров при перевозках, нормируемые отходы, убытки от недостачи, потери от порчи товаров.

По статье «Расходы на тару» отражаются: амортизация и расходы на ремонт тары-оборудования, стоимость тары, списываемой из-за естественного износа, расходы на очистку и обработку (дезинфекцию) тары, другие расходы на тару.

По статье «Прочие расходы» отражаются: суммы затрат по уплате налогов, сборов, отчислений в бюджет и внебюджетные фонды, износ по нематериальным активам, оплата консультационных, информационных и аудиторских услуг, представительские расходы, расходы на командировки, связанные с торгово-производственной деятельностью, другие затраты, подлежащие включению в состав расходов на продажу, но не относящиеся к ранее перечисленным статьям.

Следует обратить внимание, что с введением Нового Плана счетов все коммерческие расходы ранее отражавшиеся на счете 43 с 01.01.2001 должны отражаться на счете 44 «Расходы на продажу» по соответствующему субсчету «Коммерческие расходы». В связи с этим, теперь не только торговые предприятия должны применять счет 44, но организации других сфер деятельности для учета коммерческих расходов.

К коммерческим расходам относятся расходы по сбыту продукции, оплачиваемые поставщиком. Коммерческие расходы вместе с производственной себестоимостью образуют полную себестоимость продукции.

В состав коммерческих расходов включаются:

расходы на тару и упаковку изделий на складах готовой продукции (стоимость услуг своих вспомогательных цехов, занятых изготовлением тары и упаковки, стоимость тары, приобретенной на стороне, оплата затаривания и упаковки изделий сторонними организациями),

расходы на транспортировку продукции (расходы на доставку продукции на станцию или пристань назначения, погрузку в вагоны, суда, автомобили и т.д., оплата услуг специализированных транспортно-экспедиторских контор),

комиссионные сборы и отчисления, уплачиваемые сбытовым предприятиям и организациям, в соответствии с договорами,

затраты на рекламу, включающие расходы на объявления в печати и по телевидению, проспекты, каталоги, буклеты, на участие в выставках, ярмарках, стоимость образцов товаров, переданных в соответствии с контрактами, соглашениями и иными документами покупателям и посредническим организациям бесплатно, и другие аналогичные затраты,

прочие расходы по сбыту (расходы по хранению, подработке, подсортировке и т.п.).

По окончании месяца сумма расходов на продажу списывается полностью или в части, относящейся к реализованным товарам на счет 90 «Продажи». При этом сумма расходов на продажи, относящаяся к остатку товаров на конец месяца, исчисляется по среднему проценту издержек обращения и производства за отчетный месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца.