5.1. Бюджетирование в системе планирования организации
В рыночных условиях хозяйствования процветающим считается предприятие, получающее устойчивую прибыль от своей деятельности. Эта задача-максимум может быть реализована на стабильной основе через систему внутрихозяйственного планирования. Естественно, возникает вопрос: как могут сочетаться в реальной действительности рыночный механизм и планирование? Как известно, ведущая роль в координации деятельности продавцов и покупателей принадлежит ценам, именно они определяют выгодные объемы и способы производства для участников хозяйственных связей. Каждое предприятие вынуждено подчинить свои действия ценовому механизму, закону спроса и предложения, поскольку никто не в состоянии отменить их действие. Однако во внутренней структуре каждого предприятия механизм цен вытесняется сознательными действиями администрации, менеджеров и других специалистов. Поэтому деятельность предприятия регулируется через принятие плановых решений. С этой позиции планирование и следует рассматривать как механизм, который заменяет цены и рынок во внутренней деятельности предприятия. Одновременно оно является и составной частью менеджмента. Поэтому планирование представляет собой процесс разработки и принятия целевых установок количественного и качественного характера и определения путей наиболее эффективного их достижения на определенных временных горизонтах.
Планирование в зависимости от времени действия подразделяется на долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное, а по характеру преследуемой цели — на стратегическое, тактическое и оперативное.
В рамках стратегического или долгосрочного планирования (на срок 5—10 лет) разрабатывается концепция перспективного развития предприятия. Она преследует достижение стратегических целей его существования: сохранение стабильного положения на рынке; расширение доли рынка; максимизацию прибыли; повышение рентабельности; поддержание и обеспечение ликвидности (платежеспособности); завоевание лидерства на рынке; расширение экспортных возможностей и др. По каждому из этих направлений определяют, в какие сроки должны быть достигнуты те или иные цели, что для этого нужно сделать и кто несет ответственность за решение той или иной проблемы. Осуществление стратегических направлений деятельности предусматривается всей системой разрабатываемых на предприятии планов.
С помощью тактического или среднесрочного планирования (3—5 лет) осуществляется детализация стратегических целей и задач предприятия. В рамках такого планирования обеспечивается разработка конкретных программ, направленных на постепенное и последовательное внедрение в жизнь намеченных долгосрочных целей предприятия. В них предусматривается увязка целей развития с ресурсами и определяются пропорции между различными показателями.
Одним из мощных инструментов среднесрочного внутрихозяйственного планирования является бизнес-планирование. В странах с развитой рыночной экономикой бизнес-планы давно заняли свое достойное место. Отечественная же теория и практика только накапливают опыт разработки таких планов, необходимых как для получения инвестиций, так и для формулировки собственных идей в части бизнеса, а также для оценки жизнеспособности его предлагаемого объекта. Принятый план является стратегией предприятия, а конкретные меры по его осуществлению — тактикой. Во многих западных фирмах получило развитие непрерывное планирование, при котором ежегодно конкретизируют планы предстоящего года и уточняют показатели на следующие два года. В результате фирмы имеют перспективный план и последовательно добиваются повышения его обоснованности.
Система оперативного или краткосрочного планирования задает динамику и ритмичность работы предприятия в течение дня, недели, декады, месяца, квартала или года. Такие планы разрабатываются на основе утвержденных программ, имеют узкую направленность, высокую степень детализации и характеризуются использованием различных приемов и методов при их обосновании.
В западных системах управленческого учета для характеристики процесса краткосрочного планирования чаще всего применяют термин «бюджетирование».
Бюджет представляет собой план, выраженный в натуральных и денежных единицах. Он служит инструментом для управления доходами, расходами и ликвидностью предприятия.
Качественное бюджетирование предполагает участие в плановом процессе многих специалистов: маркетологов, экономистов, финансистов, бухгалтеров, технологов, специалистов в области налогообложения, нормирования трудовых и материальных ресурсов и др.
Формирование бюджета осуществляется по схеме, предусматривающей взаимодействие «верхов» и «низов». Данная схема является наиболее совершенной, поскольку планирование «снизу» и составление бюджета «сверху» представляет собой единый процесс, в котором предусматривается постоянная взаимоувязка и координация бюджетов различных уровней управления предприятием.
Разработка бюджета включает в себя четыре основных этапа:
• постановку проблемы и сбор исходной информации для разработки проекта бюджета;
• анализ и обобщение собранной информации, расчет научно обоснованных показателей деятельности предприятия, формирование проекта бюджета;
• оценку проекта бюджета;
• утверждение бюджета.
При сборе исходной информации предусматривается ответственность структурных подразделений по предоставлению информации с целью взаимоувязки необходимых показателей.
Бюджеты разрабатываются как в целом для организации (сводный бюджет), так и для ее структурных подразделений или отдельных функций деятельности (частные бюджеты).
Процесс составления сводного (генерального) бюджета в большинстве своих элементов практически совпадает с хорошо известным нам процессом разработки техпромфинплана.
Генеральный бюджет представляет собой скоординированный по всем подразделениям или функциям деятельности план работы для организации в целом.
В результате его составления создаются:
• план прибылей и убытков;
• прогноз денежных потоков;
• прогнозный бухгалтерский баланс (отчет о финансовом положении).
- О.В. Грищенко управленческий учет Конспект лекций
- Содержание
- Тема 7. Принятие специальных управленческих решений на основе маржинального подхода 88
- 1. Управленческий учет в системе информационного обмена организации
- 1.1. Производственный менеджмент и его роль в организации управленческого учета
- 1.2. Взаимосвязь и отличительные особенности управленческого и финансового учета
- Сравнение финансового и управленческого учета
- 1.3. Предмет, метод, основные принципы и задачи управленческого учета
- 2. Затраты и доходы организации как объекты управленческого учета
- 2.1. Понятие терминов «издержки», «затраты, «расходы», «себестоимость»
- 2.2. Классификация затрат и ее использование в управленческом учете
- 2.3. Классификация доходов и ее использование в управленческом учете
- 2.4. Децентрализация управления и ее роль в организации управленческого учета
- 3. Основы организации распределения косвенных затрат
- 3.1. Основные подходы и процедуры распределения косвенных затрат
- 3.2. Методы распределения косвенных затрат. Ставка распределения
- 3.3. Использование фактических и нормативных ставок распределения косвенных расходов
- 4. Методы учета затрат и калькулирования себестоимости
- 4.1. Себестоимость продукции: ее состав и виды
- 4.2. Роль калькулирования себестоимости продукции в управлении производством
- 4.3. Полнота учета затрат в себестоимости продукции
- 4.4. Учет затрат по объектам учета
- 4.5. Оперативность учета и контроля затрат
- 4.6. Современные методы учета затрат. Международный опыт
- 5. Использование учетной информации в процедурах планирования и контроля
- 5.1. Бюджетирование в системе планирования организации
- 5.2. Система бюджетов организации
- 5.3. Типы бюджетов
- 6. Использование учетной информации в процессе принятия управленческих решений
- 6.1. Понятие об управленческих решениях и их классификация
- 6.2. Однокомпонентный анализ безубыточности
- 6.3. Ограничения и допущения анализа безубыточности
- 6.4. Анализ безубыточности многопродуктового производства
- 6.5. Анализ безубыточности и производственный риск компании
- 6.6. Принятие решений по ценообразованию
- Тема 7. Принятие специальных управленческих решений на основе маржинального подхода
- 7.1. Аналитическая оценка решения о принятии дополнительного заказа по цене ниже себестоимости продукции
- 7.2. Обоснование структуры товарной продукции
- Изменение структуры продукции
- 7.3. Обоснование варианта цены на новое изделие
- 7.4. Выбор варианта машин и оборудования
- 7.5. Обоснование решения "производить или покупать"
- 7.6. Выбор варианта технологии производства
- 7.7. Выбор решения с учетом ограничений на ресурсы