2.12. Инвентаризация основных средств, непроизведенныхи нематериальных активов
До начала инвентаризации рекомендуется проверить:
наличие и состояние инвентарных карточек, описей и других регистров аналитического учета, а также технических паспортов или другой технической документации;
наличие документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение. При отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление.
При обнаружении расхождений и неточностей в регистрах бухгалтерского учета или технической документации должны быть внесены соответствующие исправления и уточнения.
При инвентаризации основных средств непроизведенных и нематериальных активов комиссия производит осмотр объектов и заносит в инвентаризационные описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели.
При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение объектов в собственности организации.
Проверяется также наличие документов на земельные участки, водоемы и другие объекты природных ресурсов, находящиеся в собственности организации.
При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют данные или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам.
Оценка выявленных инвентаризацией неучтенных объектов должна быть произведена с учетом рыночных цен, а износ определен по действительному техническому состоянию объектов с оформлением сведений об оценке и износе соответствующими актами.
Основные средства вносятся в описи под наименованием в соответствии с основным назначением объекта. Если объект подвергся восстановлению, реконструкции, расширению или переоборудованию и вследствие этого изменилось основное его назначение, он вносится в опись под наименованием, соответствующим новому назначению.
Если комиссией установлено, что работы капитального характера (надстройка этажей, пристройка новых помещений и др.) или частичная ликвидация строений и сооружений (слом отдельных конструктивных элементов) не отражены в бухгалтерском учете, необходимо по соответствующим документам определить сумму увеличения или снижения балансовой стоимости объекта и привести в описи данные о произведенных изменениях.
Машины, оборудование и транспортные средства заносятся в описи индивидуально с указанием заводского инвентарного номера, организации-изготовителя, года выпуска, назначения, мощности и т.д.
Основные средства, которые в момент инвентаризации находятся вне местонахождения организации (в дальних рейсах морские и речные суда, железнодорожный подвижной состав, автомашины; отправленные в капитальный ремонт машины и оборудование и т.п.), инвентаризуются до момента временного их выбытия.
На не подлежащие восстановлению основные средства инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших к непригодности этих объектов (порча, полный износ и т.п.).
Одновременно с инвентаризацией собственных основных средств проверяются основные средства, находящиеся на ответственном хранении и арендованные.
По указанным объектам составляется отдельная опись, в которой дается ссылка на документы, подтверждающие принятие этих объектов на ответственное хранение или в аренду.
Для отражения результатов проведенной инвентаризации объектов нефинансовых активов используется инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов.
В этой форме документа фактическое наличие имущества сопоставляется с данными бюджетного учета и выявляются расхождения. В описи отражаются: номер приказа (распоряжения) о проведении инвентаризации; место и дата проведения инвентаризации; решение руководителя учреждения с подписью, расшифровкой подписи, датой; расписка материально ответственного лица (оформляется до начала инвентаризации) с указанием должности, подписи, расшифровки подписи, даты; подтверждение материально ответственным лицом правильности внесения в акт ценностей, находящихся на его ответственном хранении; наименование и код нефинансовых активов, инвентарный номер; единица измерения; цена; сведения о фактическом наличии (количество, сумма); сведения по данным бюджетного учета (количество, сумма); сведения о результатах инвентаризации (по недостаче и по излишкам - количество, сумма); при необходимости - примечания. Объяснение причин излишков или недостач, заключение комиссии.
При проведении инвентаризации нефинансовых активов в первые годы применения новой Инструкции по бюджетному учету следует обращать особое внимание на все изменения в учете и оценке нефинансовых активов.
Например, в соответствии с новой Инструкцией к основным средствам относятся объекты со сроком полезного использования более 12 месяцев. При этом установлен стоимостный критерий выдачи основных средств в эксплуатацию (п. 20 Инструкции).
В связи с этими изменениями бюджетным учреждениям необходимо классифицировать часть малоценных предметов стоимостью более 1000 руб. включительно, кроме мягкого инвентаря и посуды независимо от их стоимости, как объекты основных средств. Этим объектам следует присвоить уникальные инвентарные порядковые номера и завести инвентарные карточки группового учета.
В связи с изменениями порядка начисления амортизации по основным средствам при проведении инвентаризации необходимо будет сгруппировать основные средства в зависимости от стоимости на три группы:
до 1000 руб.;
от 1000 до 10 000 руб.;
от 10 000 руб. и выше.
В соответствии с новой Инструкцией бюджетные учреждения производят переоценку стоимости основных средств на начало отчетного года, а также сумм амортизации, начисленной за все время использования объектов. Результаты переоценки (дооценки и уценки) объектов основных средств, проведенной по состоянию на 1-е число отчетного года, подлежат отражению в бухгалтерском учете обособленно. Они не будут отражаться в бухгалтерской отчетности предыдущего отчетного года, а используются при формировании данных бухгалтерского баланса на начало отчетного года.
При проведении инвентаризации следует проверить соответствие нематериальных активов, числящихся на балансе учреждения, требованиям новой Инструкции. В случае выявления несоответствия необходимо проверить правильность отражения в учете тех или иных объектов в качестве нематериальных активов и при необходимости списать их в установленном порядке.
При этом нужно иметь в виду, что в новой Инструкции изменились условия отнесения имущества к нематериальным активам. В частности, в состав объектов нематериальных активов не включаются:
не давшие положительного результата научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы;
не законченные и не оформленные в установленном законодательством порядке научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы;
материальные объекты (материальные носители), в которых выражены произведения науки, литературы, искусства.
При наличии в учреждении непроизведенных активов (земля, ресурсы недр и т.п.) они также должны найти отражение в учете при проведении инвентаризации.
Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на соответствующих счетах следующим образом.
Излишек имущества приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации по дебету соответствующих аналитических и синтетических счетов 10100000 "Основные средства", 010200000 "Непроизведенные активы", 010300000 "Нематериальные активы", 010500000 "Материальные запасы" и кредиту счета 040101180 "Прочие доходы".
Списание основных средств, непроизведенных и нематериальных активов вследствие недостачи, установленной при инвентаризации, отнесенных за счет виновных лиц, оформляются бухгалтерскими записями:
начисление доходов в связи с недостачей, хищениями и др., отнесенными за счет виновных лиц по рыночной стоимости, отражают по дебету аналитических счетов счета 020900000 "Расчеты по недостачам" (020901560, 020902560, 020903560) и кредиту счета 040101172 "Доходы от реализации активов";
списание сумм амортизации по недостающим объектам отражают по дебету аналитических счетов счета 010400000 "Амортизация" (010401410-010407410, 010408420) и кредиту аналитических счетов списываемых объектов (010101410-010109410, 010201420);
списание остаточной стоимости по недостающим объектам основных средств, непроизведенных и нематериальных активов списывают с кредита аналитических счетов списываемых объектов (010101410-010109410; 010301430-010303430; 010301420) в дебет счета 040101172 "Доходы от реализации активов".
Списание недостач основных средств, непроизведенных и нематериальных активов, образовавшихся вследствие стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций, оформляется бухгалтерскими записями: начисленная сумма амортизации по основным средствам и нематериальным активам списывается в дебет аналитических счетов счета 010400000 "Амортизация" (010401410-010407410; 010408420) с кредита счетов по учету наличия основных средств и нематериальных активов (010101410-010107410; 010201420);
остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов и первоначальная стоимость непроизведенных активов списывается в дебет счета 040101273 "Чрезвычайные расходы по операциям с активами" с кредита счетов 010101410-010109410; 010301430-010303430; 010201420.
Списание основных средств, непроизведенных и нематериальных активов, пришедших в негодность, отражается по дебету счетов 010401410-010407410, 010408420 (на сумму начисленной амортизации), 040101172 (на остаточную стоимость основных средств) и кредиту счетов 010101410-010109410, 010201420, 010301430-010303430 (на первоначальную стоимость).
Одновременно производится запись на оприходование стоимости материалов, полученных от ликвидации основных средств и остающихся в распоряжении учреждения (дебетуются счета 010501340-010506340, кредитуется счет 040101172).
Списание с баланса суммы недостачи в связи с неустановлением виновных лиц отражается по дебету счета 040101172 и кредиту счетов 020901660-020903560.
- Бухгалтерский учет в бюджетных организациях Глава 1. Основы бухгалтерского учета
- 1.1. Реформирование бюджетного учета
- 1.2. Определение и основные задачи бюджетного учета
- 1.3. Основные нормативные документы, определяющие методологическиеосновы, порядок организации и ведения бухгалтерского учетав бюджетных организациях Российской Федерации
- 1.4. Основные правила (принципы) бухгалтерского учета
- 1.5. Оценка имущества и обязательств
- 1.6. Документирование хозяйственных операций
- 1.7. План счетов бюджетного учета
- 1.8. Учетные регистры
- Способы исправления ошибок в учетных регистрах
- 1.9. Организация бухгалтерского учета
- 1.10. Права, обязанности и ответственность главного бухгалтера
- 1.11. Инвентаризация имущества и финансовых обязательств
- Глава 2. Учет основных средств, нематериальныхи непроизведенных активов
- 2.1. Основные нормативные документы
- 2.2. Задачи, классификация и оценка основных средств
- 2.3. Документальное оформление движения основных средств
- 2.4. Аналитический учет основных средств
- 2.5. Синтетический учет наличия и движения основных средств
- 2.6. Учет ремонта основных средств
- 2.7. Учет непроизведенных активов
- 2.8. Учет нематериальных активов
- 2.9. Учет амортизации основных средств и нематериальных активов
- 2.10. Учет вложений в нефинансовые активы
- 2.11. Учет нефинансовых активов в пути
- 2.12. Инвентаризация основных средств, непроизведенныхи нематериальных активов
- 2.13. Корреспонденции счетов по учету основных средств,непроизведенных и нематериальных активов
- Глава 3. Учет материальных запасов
- 3.1. Основные нормативные документы
- 3.2. Материальные запасы, их классификация, задачи учета
- 3.3. Документальное оформление поступления и расходаматериальных запасов
- 3.5. Синтетический учет материальных запасов
- 3.6. Аналитический учет материальных запасов
- 3.7. Учет вложений в материальные запасы
- 3.8. Учет материалов в пути
- 3.9. Инвентаризация материальных запасов
- 3.10. Контроль за состоянием и рациональным использованиемматериальных запасов и основные направления совершенствования их учета
- 3.11. Особенности учета драгоценных металлов, медикаментов, топлива,горюче-смазочных материалов, малоценных предметов
- 3.12. Корреспонденции счетов по учету материальных запасов
- Глава 4. Учет труда и его оплаты
- 4.1. Основные нормативные документы
- 4.2. Виды, формы и системы оплаты труда, порядок ее начисления Основные понятия и определения
- Формы оплаты труда
- Системы оплаты труда
- 4.3. Документы по учету личного состава, труда и его оплаты
- 4.4. Синтетический учет расчетов по оплате труда и стипендиям
- 4.5. Учет удержаний из заработной платы
- 4.6. Учет расчетов по обязательному социальному страхованиюи социальной защите населения
- 4.7. Корреспонденция счетов по учету труда и его оплаты
- Глава 5. Учет денежных средств и финансовых вложений
- 5.1. Основные нормативные документы
- 5.2. Учет денежных средств учреждений на банковских счетах
- 5.3. Учет денежных средств учреждения во временномраспоряжении и в пути
- 5.4. Учет кассовых операций
- 5.5. Учет денежных документов
- 5.6. Учет аккредитивов
- 5.7. Учет денежных средств учреждения в иностранной валюте
- 5.8. Учет средств на счетах бюджетов
- 5.9. Учет денежных средств на счетах органов, осуществляющихкассовое обслуживание исполнения бюджетов
- 5.10. Учет финансовых вложений
- 5.11. Инвентаризация денежных средств и финансовых вложений
- 5.12. Корреспонденции счетов по учету денежных средстви финансовых вложений
- Глава 6. Учет расчетов с дебиторами
- 6.1. Основные нормативные документы
- 6.2. Учет расчетов с дебиторами по доходам
- 6.3. Учет расчетов по выданным авансам
- 6.4. Учет расчетов с дебиторами по бюджетным кредитам
- 6.5. Учет расчетов с подотчетными лицами
- 6.6. Учет расчетов по недостачам
- 6.7. Учет расчетов с прочими дебиторами
- 6.8. Учет внутренних расчетов по поступлениям в бюджети выбытиям из бюджета
- 6.9. Корреспонденции счетов по учету расчетов с дебиторами
- Глава 7. Учет обязательств
- 7.1. Основные нормативные документы
- 7.2. Учет расчетов с кредиторами по долговым обязательствам
- 7.3. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками
- 7.4. Учет расчетов по платежам в бюджет
- Оценка материалов по методам средней себестоимости - фифо и лифо
- Транспортный налог
- Учет местных налогов и сборов
- Налог на рекламу
- 7.5. Учет прочих расчетов с кредиторами
- 7.6. Учет расчетов в органах, осуществляющих кассовоеобслуживание исполнения бюджетов
- 7.7. Инвентаризация обязательств и расчетов с дебиторами
- 7.8. Корреспонденции счетов по учету обязательств
- Глава 8. Учет финансового результата
- 8.1. Основные нормативные документы
- 8.2. Учет финансового результата учреждения
- 8.3. Учет результатов по кассовому исполнению бюджетов
- 8.4. Корреспонденции счетов по учету финансового результата
- В органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов,и органах, организующих исполнение бюджетов
- Глава 9. Учет предпринимательской и иной деятельности,приносящей доход
- 9.1. Основные нормативные документы
- 9.2. Учет расходов по выпуску продукции, выполненным работами оказанным услугам
- 9.3. Готовая продукция и ее оценка.Учет поступления готовой продукции
- 9.4. Учет реализации продукции, выполненных работ и оказанных услуг
- 9.5. Корреспонденции счетов по учету предпринимательскойи иной деятельности, приносящей доход
- Глава 10. Учет санкционирования расходов
- 10.1 Основные нормативные документы
- 10.2. Учет лимитов бюджетных обязательств
- 10.3. Учет принятых бюджетных обязательств текущего годаи бюджетных ассигнований
- 10.4. Корреспонденции счетов по учету санкционированиярасходов бюджетов
- Глава 11. Учет операций по централизованному снабжениюматериальными ценностями учреждений, состоящих на бюджете
- 11.1. Основные нормативные документы
- 11.2. Учет операций по централизованному снабжению вышестоящимиучреждениями (заказчиками)
- 11.3. Учет операций по централизованному снабжениюматериальными ценностями учреждениями (грузополучателями)
- 11.4. Корреспонденции счетов по учету операций по централизованномуснабжению материальными ценностями учреждений, состоящих на бюджете
- Глава 12. Учет отдельных ценностей, не принадлежащих организации
- 12.1. Основные нормативные документы
- 12.2. Общие положения
- 12.3. Учет арендованных основных средств
- 12.4. Учет материальных ценностей, принятыхна ответственное хранение
- 12.5. Учет бланков строгой отчетности
- 12.6. Учет списанной задолженности неплатежеспособных дебиторов
- 12.7. Учет материальных ценностей, оплаченныхпо централизованному снабжению
- 12.8. Учет задолженности учащихся и студентов за невозвращенныематериальные ценности
- 12.9. Учет прочих ценностей на забалансовых счетах
- Учет залоговых операций
- Учет операций, связанных с удержанием имущества
- Учет операций, связанных с поручительством
- Учет операций, связанных с банковской гарантией
- Глава 13. Отчетность бюджетных учреждений
- 13.1. Основные нормативные документы
- 13.2. Общие положения
- 13.3. Виды и формы бюджетной отчетности
- 13.4. Порядок составления балансов исполнения бюджета,по поступлению и выбытию средств бюджета и по операциямкассового исполнения бюджетов
- 13.5. Порядок составления отчетов об исполнении бюджета
- 13.6. Порядок составления отчета о финансовыхрезультатах деятельности
- 13.7. Порядок составления отчета о кассовых поступленияхи выбытиях денежных средств
- 13.8. Порядок составления ежемесячной справочнойбюджетной отчетности
- 13.9. Порядок составления отдельных разделов пояснительной запискик годовой бюджетной отчетности
- Общие вопросы организации деятельности бюджетного учреждения
- Результаты деятельности бюджетного учреждения в отчетном периоде
- Анализ финансовой отчетности бюджетного учреждения
- Прочие вопросы деятельности бюджетного учреждения
- 13.10. Налоговая отчетность бюджетных учреждений
- Отчетность по налогу на прибыль
- Отчетность по транспортному налогу
- Отчетность по земельному налогу
- План счетов бюджетного учета
- Перечень форм годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетностии сроки ее представления(в ред. Приказа Минфина России от 14 ноября 2005 г. N 137н)
- Использованная литература