logo search
Аудит (практическое пособие)

2. Проверка соблюдения условий, обеспечивающих сохранность материалов. Инвентаризация

Проверка состояния складского хозяйства и сохранности материалов

На данном этапе проверки аудитор обследует склады, кладовые, цеха и другие места хранения материалов, проверяя условия их хранения (соблюдение санитарных норм, температурных режимов, влажности воздуха помещения при хранении, правильность укладки ценностей, наличие на них этикеток, наклеек и т.п.); состояние противопожарной безопасности (закрепление ответственных лиц, обеспечение необходимым инвентарем, средствами защиты от огня и т.п.); оснащенность складов необходимым оборудованием, техникой, приборами и правильность их эксплуатации (погрузочно-разгрузочными механизмами, холодильниками, весовыми и измерительными приборами и др.); состояние охраны складских помещений (укрепление дверей, наличие решеток на окнах, неисправность сигнализационных устройств, регистрация в особом журнале сдачи объектов и их приемки и др.).

Неудовлетворительная организация складского хозяйства свидетельствует о низком уровне внутреннего контроля за сохранностью материалов.

В ходе обследования особое внимание уделяется проверки организации материальной ответственности работников, связанных с приемкой, хранением и отпуском материальных ценностей. Одним из условий обеспечения сохранности материальных ценностей является разработка и вручение материально ответственным лицам стандартов или должностных инструкций, в которых определены обязанности и права работников, распорядок их работы, порядок приемки и выдачи ценностей, их документального оформления, ведения учета на складах в натуральных измерителях, сроки предоставления отчетов в бухгалтерию и др.

При осмотре мест хранения материальных ценностей по имеющимся у материально ответствующих лиц документам проверяется, своевременно ли они оформляют приемку и отпуск ценностей и делают записи в книге или карточке складского учета.

Аудит материалов можно разделить на:

По результатам проверки сохранности материалов с учетом данных проведенного теста оценки СВК аудитор должен принять решение, необходимо ли проведение инвентаризации (выборочной или сплошной) или достаточно изучить правильность оформления документов, составляемых при инвентаризации (актов инвентаризации, сличительных ведомостей, приказов).

Если в ходе тестирования аудитор определяет отсутствие фактического контроля за движением материалов, то он должен принять решение о проведении инвентаризации.

Аудиторские процедуры в соответствии с нормами аудита подразделяются на осуществляемые до инвентаризации, во время инвентаризации и после (таблица 2):

Таблица 2

Основные процедуры аудита при проведении инвентаризации материалов

№ п.п.

Название процедур

Изучаемые вопросы

1.

До инвентаризации: Разрабатывается план с руководством организации

Необходимо:

установить, по всем ли материально-ответственным лицам и в какое время проводились последние инвентаризации, не числятся ли за уволенными лицами материалы;

проверить документы инвентаризаций за прошлый год и проанализировать изменения в запасах;

обсудить с администрацией вопросы проведения инвентаризации;

ознакомиться с номенклатурой и объемами материалов;

выявить дорогостоящие объекты и оценить методы их учета;

проанализировать СВК, хранение и документирования движения материалов.

2.

Во время инвентаризации

Аудитор должен удостовериться в правильности всех проводимых процедур:

проводить контрольные проверки;

изучить правильность отражения запасов, принадлежащих третьим лицам;

установить достоверность определения остатков материалов;

исследовать подлинность документов, отражающих движение материалов.

3.

После инвентаризации

Аудитор проверяет инвентаризационные описи и сличительные ведомости и обращает внимание на возможные признаки, свидетельствующие о сокрытии недостач:

неоговоренные исправления цен, количества и сумм отдельных материалов в инвентаризационных описях;

подчистке записей;

неправильном подсчете количества единиц запасов по страницам;

приписки отдельных позиций материалов в конце описи.

Для выявления нарушений, вскрываемых при проведении инвентаризации, проводят следующие контрольные процедуры:

  1. сопоставляют количество материалов с указанной в описи тарой, занятой под ними;

  2. применяют приемы встречных проверок, взаимного контроля, либо контрольного сличения;

  3. выборочно проверяют правильность таксировки и подсчета итогов;

  4. сопоставляют записи об остатках материалов в инвентаризационных описях на начало и конец учетного периода.

Аудитору необходимо проверить правильность списания выявленных недостач и излишков материалов на соответствующих счетах бухгалтерского учета, а также принятые меры к виновным в случае недостач, порчи или хищений ценностей.

На данном этапе аудитору необходимо проверить правильность отражения стоимости материалов на конец года в бухгалтерском балансе. При этом следует иметь в виду, что согласно п. 25 ПБУ 5/01 «Учет МПЗ», п. 20 Методических указаний по учету МПЗ, материалы, которые морально устарели, полностью или частично потеряли свое первоначальное качество, либо текущая рыночная стоимость, стоимость продажи которых снизилась, отражаются в бухгалтерском балансе на конец отчетного года за вычетом резерва под снижение стоимости материальных ценностей. Аудитору необходимо проверить правильность формирования указанного резерва за счет финансовых результатов организации (в составе прочих расходов), а также правильность отражения на счетах бухгалтерского учета указанных операций. При этом аудитору следует исходить из того, что согласно ПБУ 21/2008 «Изменения оценочных значений» (Приказ Минфина РФ №106н от 06.10.08г) создание резерва под снижение стоимости МПЗ не является элементом учетной политики. Это оценочное значение для корректировки стоимости актива при составлении бухгалтерской отчетности.