logo search
методичка по практике

1. Цели и задачи производственной практики

Компетентностный подход в профессиональном образовании рассматривается как адаптация содержания образования к новым условиям современного производства с учетом повышенного уровня информатизиции, интеллектуализиции и социализации труда будущих специалистов.

Производственная практика выполняет в системе высшего профессионального образования несколько ролевых функций:

  • Способ формирования профессиональной подготовки,

  • Фактор повышения эффективности освоения бакалаврами образовательных программ профессиональной подготовки, достижение ими оптимального уровня компетентности и конкурентоспособности на рынке труда,

  • Инструмент управления процессом личностно- профессионального самоопределения, становления и развития бакалавров,

  • Средство социально-профессиональной адаптации будущих специалистов.

Одной их форм организации компетентностного подхода в условиях ВПО является производственная практика. Целью производственной практики является приобретение, углубление теоретического и первоначального практического опыта, проверку его готовности к самостоятельной трудовой деятельности.

Производственная практика включает следующие этапы:

  1. Практика по профилю специальности, направленная на углубление студентом первоначального профессионального опыта.

  2. Преддипломная практика направлена на дальнейшее углубление студентом приобретенного профессионального опыта, развитие общих и профессиональных компетенций, проверку его готовности к самостоятельной трудовой деятельности, подготовку к выполнению выпускной квалификационной работы. Преддипломная практика является разновидностью производственной практики, завершающей профессиональную подготовку бакалавров. Преддипломная практика проводится после освоения студентом программ теоретического и практического обучения и предполагает сбор и проработку материалов, необходимых для написания выпускной квалификационной работы по определенной теме.

В результате прохождения производственной и преддипломной практик бакалавр должен приобрести следующие практические навыки, умения, универсальные и профессиональные компетенции:

4

Коды компетенций

Название компетенции

1

2

ПК - профессиональные компетенции

ПК - 1

способен собирать и анализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально- экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов

ПК - 2

способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов

ПК - 3

способен выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами

ПК - 4

способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач

ПК - 5

способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы

ПК - 6

способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты

ПК - 7

способен анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений

ПК - 8

способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально- экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей

ПК - 9

способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет

ПК - 10

способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии

ПК - 11

способен организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта

ПК - 12

способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии

5

Продолжение таблицы

1

2

ПК - 13

способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий

ПК - 14

способен преподавать экономические дисциплины в образовательных учреждениях различного уровня, используя соответствующие программы и учебно- методические материалы

ПК - 15

способен принимать участие в совершенствовании и разработке учебно-методического обеспечения экономических дисциплин

ПКП - профессиональные компетенции профиля

ПКП-1

обладает базовыми теоретическими знаниями и практическими профессиональными навыками в области финансового учета, управленческого учета и формирования финансовой отчетности;

ПКП-2

способен комплексно анализировать результаты хозяйственной деятельности организаций, выделять проблемы и оценивать результаты в каком порядке их нужно решать;

ПКП-3

проводить аудит финансовой отчетности;

ПКП-4

достаточно владеет знаниями в области международных стандартов финансовой отчетности и способен применять их на практике;

ПКП-5

умеет находить необходимую информацию в различных дисциплинах для решения многосторонних или сложных проблем; оценивает возможность альтернативных решений и понимает роль профессионального суждения в их принятии.

2. Задачи производственной практикиявляются: закрепление приобретенных теоретических знаний (акцентируя внимание на тех дисциплинах, которые являются базовыми по выбранной специализации - бухгалтерский (финансовый) учет, экономический анализ, аудит); приобретение опыта работы в трудовых коллективах при решении производственно-экономических вопросов; получение дополнительной информации об особенностях толкования некоторых задач и особенностях разрешения различных экономических (бухгалтерских) вопросов компетентными должностными лицами тех организаций (учреждений), в которых бакалавры проходят практику; получение информации об особенностях работы экономистов (бухгалтеров); получение дополнительной информации, необходимой студентам для подготовки выпускной квалификационной работы, отвечающей требованиям федерального государственного

6

образовательного стандарта; изучение принципов построения информационно-правовых баз данных, применяемых в конкретной организации (учреждении), особенностей их функционирования, а также приобретение практического опыта их применения; изучение конкретной производственной и другой деловой документации.

В процессе прохождения производственной и преддипломной практик и освоения компетенций бакалавр должен:

Знать:

  • организационную структуру предприятия, основные его подразделения и службы, их функции и взаимодействие; виды производственной деятельности; основные финансово-экономические показатели деятельности предприятий,

■осуществление процедур оценки, учётной регистрации, отражения информации;

  • финансового характера в учётных регистрах и последующего её представления в бухгалтерской отчетности;

  • порядок оформления унифицированных форм первичной документации;

  • порядок отражения хозяйственных фактов в регистрах бухгалтерского учёта;

■порядок отражения в бухгалтерском учёте операций по основным разделам бухгалтерского учёта.

Уметь:

  • пользоваться нормативными правовыми документами по бухгалтерскому учёту и применять их положения на практике;

  • использовать план счетов при отражении хозяйственных операций;

  • заполнять унифицированные формы первичных документов;

  • производить записи в регистрах бухгалтерского учёта;

  • составлять формы бухгалтерской отчётности;

  • рассчитывать основные финансово-экономические показатели, анализировать полученные данные, делать выводы.

Владеть:

  • навыками учетной регистрации и накопления информации в учётных регистрах, методикой проведения инвентаризации имущества организации;

  • навыками представления в бухгалтерской отчётности учётной информации;

  • навыками по отражению на бухгалтерских счетах основных хозяйственных операций, закрытия счетов, исчисления себестоимости продукции (работ и услуг);

  • методикой работы, применяемой в данной организации (учреждении); применять полученные в процессе обучения знаний для подготовки и последующего анализа экономических (бухгалтерских) документов и дел.

В Орловской области в результате осуществления аграрной реформы получили распространение различные организационно - правовые формы хозяйствования: полное товарищество, товарищество на вере, общество с ограниченной ответственностью, открытое акционерное общество, закрытое акционерное общество, дочернее

7

общество, производственный кооператив, унитарное предприятие. В настоящее время идет процесс формирования мощных интегрированных структур, объединяющих все стадии агропромышленного производства - от производства сельскохозяйственного сырья до сбыта конечной продукции. В результате образованы разнообразные интегрированные структуры (агрофирмы, управляющие компании, комбинаты, холдинги).

Базой прохождения производственной практики следует считать только те организации, которые имеют статус юридического лица. Вид деятельности организации может быть любой: производство продукции сельского хозяйства, производство промышленной продукции, оказание и выполнение различных услуг и работ, торговля.

Производственная практика по бухгалтерскому финансовому учету организуется с целью закрепления бакалаврами теоретических знаний, полученных в ВУЗе и приобретения ими практических навыков по организации и ведению бухгалтерского учета.

В процессе прохождения практики бакалавры должны:

  1. ознакомиться с содержанием учредительных документов; с организацией предприятия, его структурой, основными функциями производственных и управленческих подразделений;

  2. ознакомиться с основными показателями финансово экономической деятельности организации;

  3. ознакомиться с учетной политикой и внутренними нормативными документами, определяющими систему бухгалтерского финансового учета на предприятии;

  4. ознакомиться с формами контроля, существующие на предприятии и оценить систему внутреннего контроля с целью выявления достоверности бухгалтерской информации и бухгалтерской отчетности;

  5. ознакомиться с результатами предыдущих инвентаризаций, аудиторских проверок, ранее осуществлявшихся на предприятии, результатами проверок налоговых инспекций;

  6. участвовать в выполнении учетных операций по труду и его оплате, основным средствам и нематериальным активам, затратам на производство и калькулированию себестоимости продукции, готовой продукции и ее реализации, денежным средствам, расчетным и кредитным операциям, составлению промежуточной бухгалтерской отчетности.

По результатам прохождения производственной практики бакалавры должны:

    1. составить краткое аналитическое заключение характеризующее эффективность деятельности и дать рекомендации по совершенствованию работы предприятия;

    2. сделать оценку состояния организации бухгалтерского учета на предприятии в целом и отдельных объектах учета.

8