1. Цели и задачи производственной практики
Компетентностный подход в профессиональном образовании рассматривается как адаптация содержания образования к новым условиям современного производства с учетом повышенного уровня информатизиции, интеллектуализиции и социализации труда будущих специалистов.
Производственная практика выполняет в системе высшего профессионального образования несколько ролевых функций:
Способ формирования профессиональной подготовки,
Фактор повышения эффективности освоения бакалаврами образовательных программ профессиональной подготовки, достижение ими оптимального уровня компетентности и конкурентоспособности на рынке труда,
Инструмент управления процессом личностно- профессионального самоопределения, становления и развития бакалавров,
Средство социально-профессиональной адаптации будущих специалистов.
Одной их форм организации компетентностного подхода в условиях ВПО является производственная практика. Целью производственной практики является приобретение, углубление теоретического и первоначального практического опыта, проверку его готовности к самостоятельной трудовой деятельности.
Производственная практика включает следующие этапы:
Практика по профилю специальности, направленная на углубление студентом первоначального профессионального опыта.
Преддипломная практика направлена на дальнейшее углубление студентом приобретенного профессионального опыта, развитие общих и профессиональных компетенций, проверку его готовности к самостоятельной трудовой деятельности, подготовку к выполнению выпускной квалификационной работы. Преддипломная практика является разновидностью производственной практики, завершающей профессиональную подготовку бакалавров. Преддипломная практика проводится после освоения студентом программ теоретического и практического обучения и предполагает сбор и проработку материалов, необходимых для написания выпускной квалификационной работы по определенной теме.
В результате прохождения производственной и преддипломной практик бакалавр должен приобрести следующие практические навыки, умения, универсальные и профессиональные компетенции:
4
Коды компетенций | Название компетенции |
1 | 2 |
ПК - профессиональные компетенции | |
ПК - 1 | способен собирать и анализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально- экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов |
ПК - 2 | способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов |
ПК - 3 | способен выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами |
ПК - 4 | способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач |
ПК - 5 | способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы |
ПК - 6 | способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты |
ПК - 7 | способен анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений |
ПК - 8 | способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально- экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей |
ПК - 9 | способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет |
ПК - 10 | способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии |
ПК - 11 | способен организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта |
ПК - 12 | способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии |
5
Продолжение таблицы | 2 |
ПК - 13 | способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий |
ПК - 14 | способен преподавать экономические дисциплины в образовательных учреждениях различного уровня, используя соответствующие программы и учебно- методические материалы |
ПК - 15 | способен принимать участие в совершенствовании и разработке учебно-методического обеспечения экономических дисциплин |
ПКП - профессиональные компетенции профиля | |
ПКП-1 | обладает базовыми теоретическими знаниями и практическими профессиональными навыками в области финансового учета, управленческого учета и формирования финансовой отчетности; |
ПКП-2 | способен комплексно анализировать результаты хозяйственной деятельности организаций, выделять проблемы и оценивать результаты в каком порядке их нужно решать; |
ПКП-3 | проводить аудит финансовой отчетности; |
ПКП-4 | достаточно владеет знаниями в области международных стандартов финансовой отчетности и способен применять их на практике; |
ПКП-5 | умеет находить необходимую информацию в различных дисциплинах для решения многосторонних или сложных проблем; оценивает возможность альтернативных решений и понимает роль профессионального суждения в их принятии. |
2. Задачи производственной практикиявляются: закрепление приобретенных теоретических знаний (акцентируя внимание на тех дисциплинах, которые являются базовыми по выбранной специализации - бухгалтерский (финансовый) учет, экономический анализ, аудит); приобретение опыта работы в трудовых коллективах при решении производственно-экономических вопросов; получение дополнительной информации об особенностях толкования некоторых задач и особенностях разрешения различных экономических (бухгалтерских) вопросов компетентными должностными лицами тех организаций (учреждений), в которых бакалавры проходят практику; получение информации об особенностях работы экономистов (бухгалтеров); получение дополнительной информации, необходимой студентам для подготовки выпускной квалификационной работы, отвечающей требованиям федерального государственного 6 образовательного стандарта; изучение принципов построения информационно-правовых баз данных, применяемых в конкретной организации (учреждении), особенностей их функционирования, а также приобретение практического опыта их применения; изучение конкретной производственной и другой деловой документации. В процессе прохождения производственной и преддипломной практик и освоения компетенций бакалавр должен: Знать: организационную структуру предприятия, основные его подразделения и службы, их функции и взаимодействие; виды производственной деятельности; основные финансово-экономические показатели деятельности предприятий, ■осуществление процедур оценки, учётной регистрации, отражения информации; финансового характера в учётных регистрах и последующего её представления в бухгалтерской отчетности; порядок оформления унифицированных форм первичной документации; порядок отражения хозяйственных фактов в регистрах бухгалтерского учёта; ■порядок отражения в бухгалтерском учёте операций по основным разделам бухгалтерского учёта. Уметь: пользоваться нормативными правовыми документами по бухгалтерскому учёту и применять их положения на практике; использовать план счетов при отражении хозяйственных операций; заполнять унифицированные формы первичных документов; производить записи в регистрах бухгалтерского учёта; составлять формы бухгалтерской отчётности; рассчитывать основные финансово-экономические показатели, анализировать полученные данные, делать выводы. Владеть: навыками учетной регистрации и накопления информации в учётных регистрах, методикой проведения инвентаризации имущества организации; навыками представления в бухгалтерской отчётности учётной информации; навыками по отражению на бухгалтерских счетах основных хозяйственных операций, закрытия счетов, исчисления себестоимости продукции (работ и услуг); методикой работы, применяемой в данной организации (учреждении); применять полученные в процессе обучения знаний для подготовки и последующего анализа экономических (бухгалтерских) документов и дел. В Орловской области в результате осуществления аграрной реформы получили распространение различные организационно - правовые формы хозяйствования: полное товарищество, товарищество на вере, общество с ограниченной ответственностью, открытое акционерное общество, закрытое акционерное общество, дочернее 7
общество, производственный кооператив, унитарное предприятие. В настоящее время идет процесс формирования мощных интегрированных структур, объединяющих все стадии агропромышленного производства - от производства сельскохозяйственного сырья до сбыта конечной продукции. В результате образованы разнообразные интегрированные структуры (агрофирмы, управляющие компании, комбинаты, холдинги). Базой прохождения производственной практики следует считать только те организации, которые имеют статус юридического лица. Вид деятельности организации может быть любой: производство продукции сельского хозяйства, производство промышленной продукции, оказание и выполнение различных услуг и работ, торговля. Производственная практика по бухгалтерскому финансовому учету организуется с целью закрепления бакалаврами теоретических знаний, полученных в ВУЗе и приобретения ими практических навыков по организации и ведению бухгалтерского учета. В процессе прохождения практики бакалавры должны: ознакомиться с содержанием учредительных документов; с организацией предприятия, его структурой, основными функциями производственных и управленческих подразделений; ознакомиться с основными показателями финансово экономической деятельности организации; ознакомиться с учетной политикой и внутренними нормативными документами, определяющими систему бухгалтерского финансового учета на предприятии; ознакомиться с формами контроля, существующие на предприятии и оценить систему внутреннего контроля с целью выявления достоверности бухгалтерской информации и бухгалтерской отчетности; ознакомиться с результатами предыдущих инвентаризаций, аудиторских проверок, ранее осуществлявшихся на предприятии, результатами проверок налоговых инспекций; участвовать в выполнении учетных операций по труду и его оплате, основным средствам и нематериальным активам, затратам на производство и калькулированию себестоимости продукции, готовой продукции и ее реализации, денежным средствам, расчетным и кредитным операциям, составлению промежуточной бухгалтерской отчетности. По результатам прохождения производственной практики бакалавры должны: составить краткое аналитическое заключение характеризующее эффективность деятельности и дать рекомендации по совершенствованию работы предприятия; сделать оценку состояния организации бухгалтерского учета на предприятии в целом и отдельных объектах учета. 8
- Кафедра бухгалтерского учета и аудита
- Комплексная программа
- Рецензенты:
- 1. Цели и задачи производственной практики
- 2. Программа производственной практики бухгалтерскому учету
- 1. Характеристика основных показателей деятельности предприятия и обеспеченности экономическими ресурсами
- 2. Характеристика выполненной учетной работы по разделам бухгалтерского учета
- 2.1. Организация бухгалтерского учета и учетная политика
- 2.2. Учет денежных средств, расчетов с дебиторами, и кредиторами
- 2.3. Учет учредительных документов и формирования уставного
- 2.4. Учет долгосрочных инвестиций
- 2.5. Учет финансовых вложений и ценных бумаг
- 2.6. Учет основных средств и нематериальных активов
- 2.7. Учет операций с материально-производственными запасами
- 2.8. Учет расчетов по оплате труда
- 2.9. Учет издержек производства и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг)
- 2.10. Учет реализации продукции и финансовых результатов от реализации
- 2.11. Учет финансовых результатов и использования прибыли
- 2.12. Порядок составления периодической бухгалтерской отчетности
- 2.13. Учет в крестьянских (фермерских) хозяйствах
- 3. Программа производственной преддипломной практики по бухгалтерскому учету
- Содержание производственной преддипломной практики по бухгалтерскому учету
- 1.1. Организационно - правовой статус предприятия.
- 1. Экономическая характеристика субъекта хозяйствования
- 2. Закрытие счетов и состояние годовой бухгалтерской финансовой отчетности
- 2.1. Инвентаризация
- 2.2. Закрытие бухгалтерских счетов
- 2.3. Составление годовой бухгалтерской отчетности
- 3. Анализ и аудит объекта учета по теме исследования
- 3.1. Анализ использования основных средств
- 3.2 Анализ использования материально-производственных
- 3.3. Анализ производства продукции растениеводства
- 3.6. Анализ использования трудовых ресурсов
- 3.7. Анализ себестоимости сельскохозяйственной продукции
- 3.8. Анализ состояния дебиторской и кредиторской задолженности, движения денежных средств
- 3.9.Анализ и оценка финансового состояния предприятия!'
- 4. Аудит (внутрихозяйственный контроль) в организации
- 4.1. Аудит организации бухгалтерского учета и учетной политики
- 4.2. Аудит денежных средств, расчетов с дебиторами, и кредиторами
- 4.3. Аудит учредительных документов и формирования уставного
- 4.4. Аудит долгосрочных инвестиций
- 4.5. Аудит финансовых вложений и ценных бумаг
- 4.6. Аудит основных средств и нематериальных активов
- 4.7. Аудит операций с материально-производственными запасами
- 4.8. Аудит расчетов по оплате труда
- 4.9. Аудит издержек производства и калькулирования
- 4.10. Аудит и анализ реализации продукции и финансовых результатов от реализации
- 4.11. Аудит финансовых результатов и использования прибыли
- 4.12. Аудиторская проверка и подтверждение периодической бухгалтерской отчетности
- 5. Индивидуальное задание
- 4. Требования к оформлению отчета о практике
- Приложения
- Комплексная программа