logo search
Аудит (практическое пособие)

2. Аудит вложений во внеоборотные активы

Проверка операций по осуществлению капитальных вложений проводится на соответствие требованиям ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда» (Приказ Минфина РФ №116н от 22.10.2008г.) и Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций (Приказ Минфина РФ №160 от 30.12.93г.).

Аудитор должен определить характер капитальных вложений и провести проверку документального оформления и синтетического учета операций по счету 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Документами в данном случае будут являться: договоры подряда на строительно-монтажные работы, договоры на приобретение оборудования, сметы, титульные списки стройки, акты приемки выполненных работ, справки о стоимости выполненных работ и затрат, документы, подтверждающие расходы, связанные со строительством, платежно-расчетные документы и т.д.

Аудитор обращает внимание на правильность:

(учет ведется по фактическим расходам нарастающим итогом с начала строительства до принятия объекта к учету);

средств (следует обратить внимание на организацию аналитического и синтетического учета по отдельным видам долгосрочных инвестиций).

Аудитором проверяются записи по дебету счета 08-3 «Строительство объектов основных средств». Причем, характер записей отличается в зависимости от способа строительства.

При подрядном способе затраты отражаются согласно выставленных документов подрядных организаций (Актов по форме КС-2 и справки по форме КС-3). Аналитический учет должен вестись в соответствии с технологической структурой расходов, определяемой сметной документацией: строительные работы, приобретение оборудования, монтажные работы, приобретение инструмента, инвентаря, прочие капитальные затраты.

При хозяйственном способе учет затрат застройщиком ведется в соответствии с порядком, установленным типовыми методологическими рекомендациями по планированию и учету строительных работ. Аналитический учет затрат на производство строительных работ ведется по статьям: материалы, расходы на оплату труда, расходы на содержание и эксплуатацию строительных машин и механизмов, накладные расходы.

При привлечении заемных средств проверке подвергается отражение процентов по заемным средствам. Проценты, причитающиеся к уплате заимодавцу, прекращают включаться в стоимость инвестиционного актива с первого числа месяца, следующего за месяцем прекращения приобретения, сооружения или изготовления инвестиционного актива, и учитываются в составе прочих расходов на счете 91 «Прочие доходы и расходы».

При включении процентов в первоначальную стоимость следует учитывать, что:

  1. проценты включаются в первоначальную стоимость инвестиционного актива при

условии возможного получения организации в будущем экономических выгод или в случае, когда наличие инвестиционного актива необходимо для управленческих нужд организации (п.9 ПБУ 15/08 «Учет расходов по займам и кредитам»);

  1. при прекращении работ, связанных с приобретением, сооружением или изготовлением

инвестиционного актива на длительный период (более трех месяцев), проценты, причитающиеся к оплате заимодавцу (кредитору), прекращают включаться в стоимость инвестиционного актива с первого числа месяца, следующего за месяцем приостановления приобретения, сооружения или изготовления такого актива. В указанный период проценты, причитающиеся к оплате, включаются в состав прочих расходов организации. При возобновлении приобретения, сооружения и изготовления инвестиционного актива проценты, причитающиеся к оплате заимодавцу (кредитору), включаются в стоимость инвестиционного актива с первого числа месяца, следующего за месяцем возобновления приобретения, сооружения и изготовления такого актива (п.11 ПБУ 15/08 «Учет расходов по займам и кредитам»);

  1. если организация начала использовать инвестиционный актив для изготовления

продукции, выполнения работ, оказания услуг, несмотря на незавершенность работ по приобретению, сооружению или изготовлению инвестиционного актива, то проценты, причитающиеся к оплате заимодавцу (кредитору), прекращают включаться в стоимость такого актива с первого числа месяца, следующего за месяцем начала использования инвестиционного актива (п.14 ПБУ 15/08 «Учет расходов по займам и кредитам»).

При этом необходимо учитывать, что для целей налогообложения затраты по заемных средствам не включаются в первоначальную стоимость амортизируемого имущества, и отнесены к внереализационным расходам (п.1 ст. 265 НК РФ) и признаются в том отчетном периоде, в котором были осуществлены.

Далее необходимо проверить правильность корреспонденции счетов.

Осуществляя проверку необходимо проверить порядок учета и вычета налога на добавленную стоимость. Наличие счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), наличие соответствующих первичных документов, принятие на учет указанных товаров (работ, услуг), организация при проведении капитального строительства может произвести вычет предъявленного подрядчиком НДС.

Объектом обложения НДС признается выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления. НДС по строительно-монтажным работам, выполненным хозяйственным способом, надо начислять в конце каждого налогового периода.

Налоговая база определяется равной расходам на строительство. Налог необходимо начислять на сумму, отраженную на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» в течение истекшего налогового периода. При этом необходимо составлять счет-фактуру по выполненным строительным работам хозяйственным способом. НДС, начисленный на стоимость строительства, выполненного собственными силами, можно принять к вычету на момент определения налоговой базы по данным строительно-монтажным работам, т.е. на последнее число каждого налогового периода, последнее число квартала

НДС по материалам, работам услугам, приобретаемым для ведения строительства можно принимать к вычету сразу же, как только материалы будут учтены на счете 10 «Материалы», а работы и услуги – на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы».