7.3. Обоснование варианта цены на новое изделие
Важным фактором, от которого зависит прибыль предприятия, является уровень отпускных цен на продукцию. Допустим, что организация стоит перед выбором варианта цены на новое изделие, которое конкурент продает по цене 250 руб. Чтобы завоевать рынок сбыта, нужно обеспечить или более высокое качество продукции, или продавать ее по более низким ценам. Постоянные расходы, связанные с производством и сбытом этого изделия, составляют 2400 тыс.руб., удельные переменные затраты – 80 руб.
Если улучшить качество изделия, то можно продать его по цене 300 руб., но при этом постоянные затраты увеличатся на 25 % и составят 3 000 тыс. руб. Удельные переменные расходы также возрастут на 25 % и составят 100 руб. Оценим возможность установления цены в 300 и 200 руб. Для этого рассчитаем прибыль и точки критического объема реализации продукции для двух вариантов.
Таблица 7.5
Обоснование отпускной цены
Показатель | Вариант | |
| I | II |
1. Цена реализации, .руб. | 300 | 200 |
2. Удельные переменные затраты, руб. | 100 | 80 |
3. Постоянные затраты, тыс.руб. | 3 000 | 2 400 |
4. Маржинальный доход на единицу продукции, руб. (стр. 1 – стр. 2) | 200 | 120 |
5. Критический объем продаж, шт (стр.3 : стр.4) | 15 000 | 20 000 |
6. Мощность предприятия, шт. | 25 000 | 25 000 |
7. Сумма прибыли, тыс.руб. (стр. 4 × стр. 6 – стр. 3) | 2 000 | 600 |
Как видно из табл.7.5, более выгоден для предприятия первый вариант, так как он обеспечивает более высокую сумму прибыли и более низкий порог рентабельности. Чтобы обеспечить такую же сумму прибыли по второму варианту, необходимо увеличить производственную мощность предприятия:
Q = (Зпост II + ПI) : УМДII = ( 2 400 000 + 2 000 000) : 120 = 36 667 ед.
Выбор того или иного варианта зависит от конъюнктуры рынка. В условиях конкуренции предприятиям часто приходится идти на снижение уровня цен, чтобы не снизить оборот по реализации.
Пример.
Цены у конкурентов ниже на 5-7 %, из-за чего оборот предприятия в последнее время несколько уменьшился. Чтобы отвоевать рынок сбыта, предприятие решило снизить цены на 10 % (с 300 до 270 руб.), сохранив при этом ту же прибыль за счет увеличения объема продаж.
В таком случае предприятию придется решать задачу увеличения оборота по реализации, чтобы компенсировать потери от снижения цен и рост постоянных затрат на 5 % в связи с расширением производства. Рассмотрим показатели до (ситуация 1) и после (ситуация 2) изменения цены (табл.7.6).
Таблица 7.6
-
Ситуация I
Ситуация II
Выручка, тыс.руб.
Объем продаж, шт
7500
25000
6750
25000
Сумма переменных затрат, тыс. руб.
2500
2500
Постоянные затраты, тыс.руб.
3000
3150
Прибыль, тыс.руб.
2000
1100
Маржинальный доход, тыс.руб.
5000
4250
Доля маржинального дохода в выручке, коэф.
0,666
0,62963
Необходимая сумма оборота от реализации продукции для компенсации суммы постоянных затрат и получения той же прибыли определяется делением возросшей суммы постоянных затрат и суммы прежней прибыли на долю маржинального дохода в изменившейся ситуации:
ВР =
Предприятие в этой ситуации должно произвести около 30 300 изделий, чтобы при цене 270 тыс. руб. получить выручку в сумме 8 180 тыс.руб. При этом его переменные издержки составят 3030 тыс.руб., постоянные - 3150 тыс. руб., а прибыль - 2000 тыс. руб.
- О.В. Грищенко управленческий учет Конспект лекций
- Содержание
- Тема 7. Принятие специальных управленческих решений на основе маржинального подхода 88
- 1. Управленческий учет в системе информационного обмена организации
- 1.1. Производственный менеджмент и его роль в организации управленческого учета
- 1.2. Взаимосвязь и отличительные особенности управленческого и финансового учета
- Сравнение финансового и управленческого учета
- 1.3. Предмет, метод, основные принципы и задачи управленческого учета
- 2. Затраты и доходы организации как объекты управленческого учета
- 2.1. Понятие терминов «издержки», «затраты, «расходы», «себестоимость»
- 2.2. Классификация затрат и ее использование в управленческом учете
- 2.3. Классификация доходов и ее использование в управленческом учете
- 2.4. Децентрализация управления и ее роль в организации управленческого учета
- 3. Основы организации распределения косвенных затрат
- 3.1. Основные подходы и процедуры распределения косвенных затрат
- 3.2. Методы распределения косвенных затрат. Ставка распределения
- 3.3. Использование фактических и нормативных ставок распределения косвенных расходов
- 4. Методы учета затрат и калькулирования себестоимости
- 4.1. Себестоимость продукции: ее состав и виды
- 4.2. Роль калькулирования себестоимости продукции в управлении производством
- 4.3. Полнота учета затрат в себестоимости продукции
- 4.4. Учет затрат по объектам учета
- 4.5. Оперативность учета и контроля затрат
- 4.6. Современные методы учета затрат. Международный опыт
- 5. Использование учетной информации в процедурах планирования и контроля
- 5.1. Бюджетирование в системе планирования организации
- 5.2. Система бюджетов организации
- 5.3. Типы бюджетов
- 6. Использование учетной информации в процессе принятия управленческих решений
- 6.1. Понятие об управленческих решениях и их классификация
- 6.2. Однокомпонентный анализ безубыточности
- 6.3. Ограничения и допущения анализа безубыточности
- 6.4. Анализ безубыточности многопродуктового производства
- 6.5. Анализ безубыточности и производственный риск компании
- 6.6. Принятие решений по ценообразованию
- Тема 7. Принятие специальных управленческих решений на основе маржинального подхода
- 7.1. Аналитическая оценка решения о принятии дополнительного заказа по цене ниже себестоимости продукции
- 7.2. Обоснование структуры товарной продукции
- Изменение структуры продукции
- 7.3. Обоснование варианта цены на новое изделие
- 7.4. Выбор варианта машин и оборудования
- 7.5. Обоснование решения "производить или покупать"
- 7.6. Выбор варианта технологии производства
- 7.7. Выбор решения с учетом ограничений на ресурсы