Системы автоматизации делопроизводства и документооборота. Задачи и цели автоматизации процессов делопроизводства и документооборота
Управление организациями и предприятиями основано на таких процессах, как:
получение информации и ее обработка;
анализ, подготовка и принятие решений;
выполнение решений;
учет и контроль принятых решений.
Процессы делопроизводства и документооборота рассматриваются прежде всего в качестве документального отражения и обеспечения управленческих процессов. В этом смысле делопроизводство и документооборот следует рассматривать как документационное обеспечение управления (ДОУ), т.е. как систему вторичных процессов, обеспечивающих и отражающих процессы управления. В силу этого процессы делопроизводства и документооборота приобретают самостоятельный характер и требуют собственной системы управления. Такая система действительно тиражируется в организациях любой формы собственности в виде следующих подразделений: управлений делами, секретариатов, канцелярий, архивов и аналогичных по функциям секторов.
Здесь следует заметить, что при традиционной работе с бумажными документами неизбежны убытки: по оценкам ряда западных консалтинговых фирм, в среднем 15% бумажных документов теряется безвозвратно и до 30% рабочего времени тратится на поиск документации. В частности, убытки от потери документов в США составляют около 1 трлн долл. в год. В связи с этим переход к безбумажной технологии документационного обеспечения управления в эпоху всеобщей компьютеризации и информатизации столь же естествен, сколь и обусловлен всем ходом технического прогресса. Тем более что для предприятий, успешно реализовавших электронный документооборот, выигрыш определяется несколькими факторами:
увеличением производительности труда в офисе на 25—50%;
сокращением времени обработки документа на 75%;
уменьшением расходов на оплату площади для хранения документов на 80%.
Однако только одной работы с электронными документами недостаточно из-за ряда отрицательных моментов:
наличие даже нескольких отдельных компьютеров не обеспечивает хранения, а главное, обработки всей документации;
неэффективное применение компьютеров в большинстве организаций. Чаще всего им отводится роль печатных машинок, а сетевая инфраструктура существует лишь для тривиального обмена файлами;
крайне слабая организация коллективной работы. Спустя всего несколько месяцев пользователи оказываются не в состоянии разобраться не только в чужих файлах и документах, но и в своих собственных.
Выходом из этой непростой ситуации является автоматизация документационного обеспечения управления, которая охватывает три основные задачи применительно к программным системам автоматизации:
документирование (создание документов, поддерживающих и регистрирующих управленческую деятельность, т.е. их подготовка, оформление, согласование и изготовление);
организация документооборота (обеспечение движения, поиска, хранения и использования документов);
систематизация архивного хранения документов (определение правил хранения создаваемой в организации информации, ее поиска и использования для поддержки принятия управленческих решений и деловых процедур).
Традиционная организация делопроизводства с помощью специализированных служб (таких, как управление делами, секретариат, канцелярия, сектор писем и обращений граждан, других подразделений) направлена на упорядочение работы с документами и предусматривает выполнение следующих функций:
документационное и организационное обеспечение деятельности организации;
организация единого порядка работы с документами в подразделениях;
организация индивидуальной и совместной содержательной подготовки документов в подразделениях;
обмен документами внутри и между структурными подразделениями организации;
создание унифицированных технологических процедур прохождения и обработки документов в подразделениях организации;
использование унифицированных форм представления и
обработки документов;
регистрация всех поступающих в организацию документов с последующим направлением на рассмотрение корреспонденции руководству и в подразделения;
регистрация, учет, издание, рассылка и возврат, обеспечение хранения и использования исходящих и внутренних документов, проектов документов;
регистрация движения документов, включая направления, резолюции, отчеты о выполнении, согласование (визирование) документов;
списание документов в архив и извлечение из дел; обеспечение сохранности, учета и использования документов;
обмен информацией между работниками одного или нескольких структурных подразделений;
контроль за своевременным исполнением поручений высших органов государственной власти, поручений и указаний руководства организации, писем и обращений граждан, обращений учреждений, организаций;
проверка правильности и своевременности исполнения документов;
создание надлежащих условий для документационного и организационно-технического обеспечения работы руководства организации, своевременное обеспечение полной, точной и достоверной информацией о состоянии подготовки и исполнения документов и поручений;
проведение информационно-справочной и аналитической работы по вопросам документационного обеспечения управления;
• получение отчетов, в том числе статистических, на основе информации о документах и состоянии их исполнения.
Все перечисленные функции формализованы и закреплены соответствующими государственными и отраслевыми стандартами и нормативными материалами, что создает основу для их автоматизации с использованием информационных компьютерных технологий обработки документов. В результате появляется возможность внедрения в работу предприятия систем автоматизации делопроизводства и документооборота.
- Iвведение.
- Iiцели и задачи дисциплины.
- Iiiсодержание дисциплины. Темы лекций (64 часа).
- Вопросы для подготовки к семинарским занятиям (32 часа).
- Ivинформационно-методическое обеспечение дисциплины.
- Словарь основных терминов.
- Информационные технологии делопроизводства и документоведения. Основные понятия и определения делопроизводства
- Виды документов и их классификация
- Реквизиты деловых документов
- Требования к оформлению реквизитов
- Требования к составлению документов в электронном виде.
- Оформление деловых писем
- Делопроизводство по личному составу: оформление резюме, справок, визитных карточек
- Организационно-распорядительная и управленческая документация. Технология создания приказов, распоряжений, протоколов и актов
- Системы автоматизации делопроизводства и документооборота. Задачи и цели автоматизации процессов делопроизводства и документооборота
- Российский рынок систем автоматизации документооборота и делопроизводства
- Системы оптического распознавания символов
- Обучаемая ocr-система FineReader
- Методы принятия управленческих решений.
- Принятие решений в условиях риска и неопределенности.
- Семь правил расчетливого риска
- Данные для выбора решения при различных вариантах спроса
- Данные потерь для решения при вариантах обстановки а, б, в.
- Данные для решения по правилу баланса пессимизма – оптимизма
- Данные для решения со страхующими элементами
- Управление рисками
- Задание на ознакомительную практику по специализации «менеджмент в социальной сфере».
- Задание на летнюю практику.
- Темы куровых работ по специализации «менеджмент в социальной сфере».
- Диаграммы.