Организационно-распорядительная и управленческая документация. Технология создания приказов, распоряжений, протоколов и актов
Основное назначение распорядительных документов — регулирование и координация деятельности, позволяющие органу управления обеспечивать реализацию поставленных перед ним задач, получать максимальный эффект от своей деятельности.
Распорядительные документы издаются:
на основе или во исполнение законов, постановлений и распоряжений Правительства, вышестоящих органов власти и управления;
по инициативе руководителей в пределах их полномочий и компетенции для осуществления исполнительной и распорядительной деятельности в ходе выполнения задач, возложенных на организацию (учреждение).
Рассмотрим особенности подготовки и оформления основных видов распорядительных документов.
Приказ — правовой акт, издаваемый руководителем предприятия для выполнения производственных задач. Для обеспечения юридической силы документа приказ должен содержать следующие реквизиты: название предприятия, название документа, дату, номер, заголовок к тексту, текст, подпись. Дата и номер присваиваются приказу в день подписания его руководителем.
Различают приказы по основной деятельности и приказы по личному составу.
Текст приказа состоит из двух частей. В первой (вводной) части указываются основания издания приказа. Такими основаниями могут быть:
нормативные документы вышестоящих и контролирующих органов: законы, указы государственной власти, постановления правительства, министерства, налоговой инспекции и др.;
решения коллегиальных органов учреждения, общих собраний; производственная необходимость.
Примеры вводной части приказа
На основании постановления Правительства РФ от 20.04.2000 г. № 76 "О работе в праздничные дни".
На основании решения профсоюзной конференции трудового коллектива от 12.05.2000 г.
В связи с производственной необходимостью и на основании служебной записки начальника отдела метрологии.
В некоторых случаях вводная часть приказа может отсутствовать.
Основная часть приказа — распорядительная — начинается со слова "ПРИКАЗЫВАЮ", записанного на отдельной строке прописными буквами. Распорядительная часть состоит из подпунктов, нумерованных арабскими цифрами, в которых указывается, кому, что сделать и в какой срок. Каждое поручение оформляется отдельным пунктом; в последнем пункте указывается лицо, которому поручен контроль за исполнением приказа.
Если приказ вводит в действие какие-либо документы (инструкции, правила, положения), то он должен сопровождаться приложением этих документов. После составления проекта приказа осуществляется его согласование с должностными лицами: бухгалтером, юристом, специалистами. Согласование оформляется визами.
Приказ подписывает руководитель или его полномочные заместители. Пример приказа по основной деятельности представлен на рис.9.
Выписка из приказа — документ, содержащий копию той части текста приказа, которая нужна конкретному исполнителю для работы. Выписка содержит реквизиты заголовочной части документа (название документа - "Выписка из приказа"), текст констатирующей части, относящийся к данному вопросу. Заверяет выписку секретарь или другое лицо, уполномоченное руководителем заверять копии документов. Образец выписки из приказа представлен на рис.8 [2—5].
Приказы по личному составу регламентируют прием на работу, перемещение по службе, увольнение, предоставление отпусков, объявление поощрений, применение мер воздействия к нарушителям дисциплины и т.п.
Закрытое акционерное общество "APT" (ЗАО "APT")
ПРИКАЗ
28.12.2000 №42
г. Иркутск
О графике работы в праздничные дни
В связи с постановлением Правительства РФ о присоединении выходных дней к праздничным
ПРИКАЗЫВАЮ:
Начальнику охраны МЕДВЕДЕВУ В.П. Обеспечить опечатывание и охрану производственных помещений в праздничные дни с 31.12.2000 г. по 03.01.2001 г.
Директору по персоналу БОРТНИКОВОЙ А.А. Обеспечить дежурство на телефоне главного офиса ЗАО "APT' для обеспечения оперативного решения возникающих вопросов.
Главному бухгалтеру ИВАНОВОЙ И.П. Изыскать средства для оплаты дежурств в праздничные дни в двойном размере. О решении сообщить.
Контроль за исполнением приказа возложить на главного инженера предприятия СЕРГЕЕВА С.А.
Генеральный
директор Васин ТВ. Васин
Главный инженер Сергеев С.А. Сергеев
28.12.2000
Соловьева 342-11-70
Рисунок 8 Образец приказа по основной деятельности
Закрытое акционерное общество "APT" (ЗАО "APT")
ВЫПИСКА ИЗ ПРИКАЗА
28.12.2000 №42
г. Иркутск
О графике работы в праздничные дни
В связи с постановлением Правительства РФ о присоединении выходных дней к праздничным
ПРИКАЗЫВАЮ:
Главному бухгалтеру ИВАНОВОЙ И.П. Изыскать средства для оплаты дежурств в праздничные дни в двойном размере. О решении сообщить.
ТВ. Васин
Васин
А.С. Петрова Секретарь
28.12.2000
Рисунок 9 Образец выписки из приказа по основной деятельности
На крупных предприятиях эти же правоотношения иногда регулируются приемными, увольнительными, переводными и отпускными записками. Оформляют приказы по личному составу на общих бланках (в заголовке к тексту такого приказа пишут: "О приеме на работу", "О переводе на другую работу", "Об увольнении", "О предоставлении отпуска" и т.п.). В приказах по личному составу констатирующая часть может отсутствовать. Распорядительная часть делится на пункты. Каждый пункт приказа по личному составу начинается глаголом, обозначающим действие: "НАЗНАЧИТЬ", "ПЕРЕВЕСТИ", "ПРЕДОСТАВИТЬ", "ОБЪЯВИТЬ БЛАГОДАРНОСТЬ", "ОСВОБОДИТЬ" и т.п. Фамилию печатают полностью прописными буквами, а имя и отчество — строчными, затем указывают должность, структурное подразделение, содержание действия в отношении лица, о котором издается приказ. Кроме того, в пункте приказа о назначении на должность указывают, на какую должность, с какой даты и с каким окладом принимается сотрудник. В приказе о предоставлении отпуска указывают вид отпуска, количество предоставляемых рабочих дней и даты начала и окончания отпуска. Пример оформления приказа по личному составу приведен на рис. 10.
ЗАО "КРОНА" ПРИКАЗ
17.08.2000 №121-к г.Москва
По личному составу
НАЗНАЧИТЬ:
1. ИВАНОВУ Нину Петровну на должность кассира главной бухгалтерии с 10 октября с.г. с двухнедельным испытательным сроком, с окладом согласно штатному расписанию. Основание: заявление Ивановой Н.П. с визами начальника отдела кадров и главного бухгалтера.
2. КРАСНОВА Игоря Николаевича на временную работу на должность сторожа в административно-хозяйственный отдел с 10 октября с.г. сро ком на два месяца, с окладом согласно штатному расписанию. Основание: заявление Краснова И.Н. с визами начальника отдела кадров и административно-хозяйственного отдела.
ПЕРЕВЕСТИ:
3. БОГДАНОВА Сергея Ивановича, мастера цеха №3, на постоянную работу на должность старшего мастера того же цеха с 10 октября с.г. Основание: докладная записка начальника цеха №3.
ПРЕДОСТАВИТЬ:
4. ПЕТРОВУ Виктору Владимировичу, старшему экономисту отдела труда и зарплаты, очередной отпуск с 16 августа 2000 г. по 11 сентября2000 г. на 24 дня за период работы с 10 июня 1999 г. по 10 июня 2000 г.
Директор Кольцов СИ. Кольцов Начальник юридического отдела Федоров М.Л. Федоров
19.08.2000 Чернов 712-31-56
Рисунок 10 Пример оформления приказа по личному составу
Распоряжение — распорядительный документ, издаваемый руководителем коллегиального органа для единоначального решения оперативных вопросов [2—5, 11].
Распоряжения издают:
руководители;
заместители первого руководителя;
главные специалисты;
руководители структурных подразделений по оперативным вопросам хозяйственной, производственной, административной деятельности.
По составу реквизитов и их расположению распоряжение не отличается от приказа, однако часто не содержит констатирующей части. В таком случае текст распоряжения начинается непосредственно с пунктов, формулирующих распорядительные действия. Если все-таки существует необходимость объяснить издание распоряжения, то текст распорядительной части начинается со слова "ПРЕДЛАГАЮ" или "ОБЯЗЫВАЮ". Пример оформления распоряжения представлен на рис. 1.16.
Протокол — документ, фиксирующий ход обсуждения вопросов и принятия решений на собраниях, совещаниях, заседаниях, конференциях. Протоколы документируют деятельность постоянно действующих коллегиальных органов, таких, как коллегии комитетов и министерств, муниципальных органов управления, а также ученых, технических и методических советов.
Обязательному протоколированию подлежат собрания акционеров, заседания советов директоров. Протоколы предоставляются в органы государственной власти для регистрации (например, при регистрации коммерческих банков, торгово-промышленных палат и др.). Протоколы составляют и для документирования деятельности временных коллегиальных органов (конференций, собраний, совещаний, семинаров и т.д.).
Протокол оформляется на основе записей, которые велись на заседании секретарем вручную или с использованием диктофона. В зависимости от вида заседания и статуса коллегиального органа выбирается форма протокола: краткая, полная или стенографическая.
Краткий протокол фиксирует обсуждавшиеся на заседании вопросы, фамилии докладчиков и принятые решения. Такой протокол рекомендуется вести в тех случаях, когда заседание стенографируется, доклады и тексты выступлений будут представлены секретарю или когда заседание носит оперативный характер.
Полный протокол документирует не только обсуждавшиеся вопросы, принятые решения и фамилии выступавших, но и достаточно подробные записи, передающие содержание докладов и выступлений участников заседания, все высказанные мнения, прозвучавшие вопросы и реплики, замечания, позиции.
Стенографический протокол составляется на основе стенографического отчета о заседании (стенограммы) и дословно передает процесс обсуждения каждого вопроса и выработку решения по нему.
Полный и стенографический протоколы составляют на основе рукописных стенографических или магнитофонных записей, которые ведутся во время заседания.
Все виды протоколов оформляются на общем бланке, который включает следующие реквизиты: наименование учреждения (организации, предприятия), вид документа (протокол), место для проставления даты, индекса документа, место составления протокола, место для заголовка к тексту. Датой протокола является дата заседания (протоколы, как правило, оформляются после заседания). Если оно продолжалось несколько дней, то дата протокола включает даты начала и окончания. Например: 21-24.01.2000.
Номером (индексом) протокола является порядковый номер заседания. Нумерация протоколов ведется в пределах календарного года или срока полномочий коллегиального органа.
Заголовок к тексту протокола обычно отражает вид заседания или коллегиальной деятельности и согласуется с названием вида документа.
Например: Протокол заседания коллегии; Протокол собрания трудового коллектива; Протокол совещания начальников структурных подразделений.
Текст протокола включает вводную и основную части.
В вводной части после заголовка приводятся фамилии и инициалы председателя и секретаря заседания. С новой строки после слова "Присутствовали" перечисляют фамилии, инициалы постоянных членов коллегиального органа (в алфавитном порядке), фамилии, инициалы и должности приглашенных на заседание. При оформлении протокола расширенного заседания фамилии участников не перечисляются, а указывается цифрой их общее количество. В вводную часть протокола включается повестка дня. В ней перечислены обсуждаемые на заседании вопросы с фамилиями выступающих (докладчиков) и закреплена последовательность их обсуждения. Повестка дня заседания, как правило, составляется заранее и должна включать оптимальное количество вопросов, которые можно рассмотреть и обсудить на заседании.
Текст основной части протокола составляется в соответствии с последовательностью вопросов, установленных повесткой дня.
Основная часть текста протокола содержит столько разделов, сколько пунктов включено в повестку дня; соответственно нумеруются разделы. Каждый раздел состоит из трех частей: "СЛУШАЛИ", "ВЫСТУПИЛИ", "ПОСТАНОВИЛИ", которые печатаются с абзаца, для того чтобы выделить записи речи основного докладчика, участников обсуждения вопроса и постановляющей части, формулирующей решение собрания. С этой же целью в тексте протокола каждую фамилию и инициалы выступающего печатают с новой строки в именительном падеже. Изложение записи выступления приводится от третьего лица единственного числа и отделяется от фамилии тире.
Протокол оформляет секретарь заседания. Подписывают председатель и секретарь.
Выписка из протокола представляет собой точную копию части текста подлинного протокола, относящегося к тому вопросу повестки дня, по которому готовят выписку. При этом воспроизводят все реквизиты бланка, вводную часть текста, вопрос повестки дня, по которому готовится выписка, и текст, отражающий обсуждение вопроса и принятое решение. Выписку из протокола подписывает только секретарь, он же составляет ^верительную надпись. Она состоит из слова "Верно", указания должности лица, заверяющего копию (выписку), личной подписи, инициалов, фамилии и даты. Если выписка дается для представления в другую организацию, то она заверяется печатью.
Министерство связи РФ
Научно- производственное объединение "ГАРАНТ"
Москва
ВЫПИСКА ИЗ ПРОТОКОЛА
№1 от 15.02.2000.
Общего собрания членов инициативной группы по созданию ООО "КСИМАР"
Председатель - A.M. Котов
Секретарь - О.М. Дынина
Присутствовали: 35 человек (список прилагается).
ПОВЕСТКА ДНЯ:
1. Выборы директора ООО. Выступление Л.К. Лунина.
СЛУШАЛИ:
Лунин Л.К. - предложил избрать на должность генерального директора ООО "КСИМАР" Иванова Л.Д.
ПОСТАНОВИЛИ: 1. Избрать Иванова Л.Д. на должность генерального директора ООО "КСИМАР". Приложение: Устав ООО "КСИМАР" на 10 л. в 1 экз.
Председатель Котов A.M. Котов
Секретарь Дынина О.М. Дынина
Верно
Секретарь Дынина О.М. Дынина
21.02.2000
Рисунок 11 Пример оформления выписки из протокола
На основе протокола, преследуя цель довести до исполнителей постановление (решение) коллегиального органа, подготавливается решение. В отличие от протокола, который является документом, фиксирующим деятельность этого органа, решение является документом, который доводится до сведения исполнителей.
Констатирующая часть решения оформляется по форме: В связи (на основании) <причины издания документа> Название распорядительного документа> РЕШИЛ (РЕШИЛА, РЕШИЛО).
Пример решения профсоюзного собрания приведен на рис. 12.
Министерство связи РФ
Научно-производственное
объединение "ГАРАНТ"
Общее собрание
РЕШЕНИЕ
15.02.2000 № 1
Москва
О создании ООО "КСИМАР"
Заслушав сообщения о создании ООО "КСИМАР", общее собрание НПО "ГАРАНТ"
РЕШИЛО:
Организовать ООО "КСИМАР".
Принять устав ООО "КСИМАР".
Обратиться в префектуру Центрального административного округа с просьбой о регистрации ООО "КСИМАР".
Избрать Иванова Л.Д. на должность генерального директора ООО "КСИМАР".
Председатель Котов A.M. Котов
Секретарь Дынина О.М. Дынина
Рисунок 12 Пример оформления решения
Акт — это документ, составляемый группой лиц (преимущественно комиссией), подтверждающий установленные ими факты или события. Акты составляются при ревизиях и обследованиях, инвентаризации, передаче товарно-материальных ценностей, передаче дел при смене должностных лиц, проведении испытаний новых изделий, оборудования, при сдаче в эксплуатацию законченных объектов и т.д. В некоторых случаях его составляет одно должностное лицо - при ревизии финансово-хозяйственной деятельности, проверке наличия товара и т.д. Независимо от разновидности акт оформляется по одной схеме, как правило, на бланке организации и содержит следующие реквизиты: наименование организации, наименование структурного подразделения, название вида документа (акт), дату, индекс, место составления, заголовок к тексту, текст, подписи, указание па количество экземпляров и их местонахождение.
Дата и место составления акта должны соответствовать дате актируемого события и месту его составления. Заголовок соотносится с названием вида документа и формулируется в родительном падеже": Акт (чего?) "работы комиссии по проверке общежития". Возможна формулировка заголовка с помощью отглагольного существительного — "О приеме-передаче оборудования", "Об уничтожении дел". Текст акта делится на три части: введение, констатирующая часть, выводы.
Текст введения должен содержать ссылку на документ, послуживший основанием для проведения проверки (работы комиссии), список фамилий с указанием должностей лиц, составивших акт (их перечисляют в последовательности: председатель комиссии, члены комиссии, присутствующие). В тех случаях, когда должностные лица, составившие акт, работают в других учреждениях, должны быть указаны и названия этих учреждений. Констатирующая часть печатается с абзаца и включает сроки проведения работы комиссии, ее цели и задачи, сущность установленных фактов, методы, которыми велась проверка, ее результаты. Текст констатирующей части при необходимости может быть разбит на пункты. Выводы, предложения, заключения комиссии печатаются с абзаца; они также могут состоять из нескольких пунктов.
В конце текста указывают данные о количестве экземпляров акта и их нахождении или адресатах, которым он направлен. Количество экземпляров акта определяется практической необходимостью (если в нормативных документах не предусмотрено иное).
Подписи располагаются в той же последовательности, как и в вводной части, но без указания должности. Акт подписывают все члены комиссии. Член комиссии, имеющий замечания к содержанию акта и несогласный с выводами комиссии, также обязан поставить свою подпись, но имеет право изложить суть замечания ниже подписей или на отдельном листе, который является приложением к акту.
Литература:
Безручко В.Т. Практическая работа в Word 2000: Учеб. пособие. — М.: Финансы и статистика, 2004.
ГОСТ Р 6.30—2003. Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов. — М.: Госстандарт России, 2003.
Государственная система документационного обеспечения управления. Основные положения. Общие требования к докумен там и службам документационного обеспечения. - М., 1991.
Делопроизводство. Организация и технология документационного обеспечения управления / Под ред. Т.В. Кузнецовой. — М.: ЮНИТИ, 2003.
Как правильно составить (написать) резюме? Содержание резюме. http://www./mem.com.ru/as/.
Кирсанова М.В. Современное делопроизводство: Учеб. пособие. - М.: Инфра-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2003.
Кузнецова Т.В. Документы и делопроизводство: Справ, пособие. - М.: Дело ЛТД, 2001.
Макарова Н.В., Николайчук Г.С, Титова Ю.Ф. Компьютерное делопроизводство: Учеб. курс. - СПб.: Питер, 2003.
Мосягина О.В. Визитные карточки в деловом общении. Особенности использования // Справочник секретаря и офис-менеджера. - 2002. - № 10.
Лихачев М.Т. Документы и делопроизводство: Справ, пособие. - М., 1991.
Организация работы с документами: Учеб. пособие / Под ред. В.А. Кудрявцева. - М.: Инфра-М, 2003.
Сшенюков М.В. Документы. Делопроизводство. — М.: ПРИОР, 1995.
Приложение № 3
- Iвведение.
- Iiцели и задачи дисциплины.
- Iiiсодержание дисциплины. Темы лекций (64 часа).
- Вопросы для подготовки к семинарским занятиям (32 часа).
- Ivинформационно-методическое обеспечение дисциплины.
- Словарь основных терминов.
- Информационные технологии делопроизводства и документоведения. Основные понятия и определения делопроизводства
- Виды документов и их классификация
- Реквизиты деловых документов
- Требования к оформлению реквизитов
- Требования к составлению документов в электронном виде.
- Оформление деловых писем
- Делопроизводство по личному составу: оформление резюме, справок, визитных карточек
- Организационно-распорядительная и управленческая документация. Технология создания приказов, распоряжений, протоколов и актов
- Системы автоматизации делопроизводства и документооборота. Задачи и цели автоматизации процессов делопроизводства и документооборота
- Российский рынок систем автоматизации документооборота и делопроизводства
- Системы оптического распознавания символов
- Обучаемая ocr-система FineReader
- Методы принятия управленческих решений.
- Принятие решений в условиях риска и неопределенности.
- Семь правил расчетливого риска
- Данные для выбора решения при различных вариантах спроса
- Данные потерь для решения при вариантах обстановки а, б, в.
- Данные для решения по правилу баланса пессимизма – оптимизма
- Данные для решения со страхующими элементами
- Управление рисками
- Задание на ознакомительную практику по специализации «менеджмент в социальной сфере».
- Задание на летнюю практику.
- Темы куровых работ по специализации «менеджмент в социальной сфере».
- Диаграммы.