Виды документов и их классификация
Многофункциональность и чрезвычайное многообразие документов позволяют классифицировать их по различным признакам.
По происхождению, документы подразделяют на официальные (служебные) и личные. Официальными считаются документы, созданные юридическими или физическими лицами, оформленные и удостоверенные в определенном порядке, удостоверяющие личность человека и его права, а также документы, содержащие сведения биографического характера - паспорт, удостоверение личности, водительские права и т.д. Личные документы создаются лицами вне сферы их служебной деятельности.
По наименованию, документы классифицируют как акты, анкеты, ведомости, протоколы, инструкции, отчеты, приказы и т.д.
По содержанию различают следующие деловые документы:
по административным вопросам;
вопросам материально-технического снабжения;
планирования;
бухгалтерского учета;
подготовки кадров;
внешнеторговой деятельности и т.д.
4. По видам деятельности различают официальные деловые документы:
организационно-распорядительные;
финансово-расчетные;
снабженческо-сбытовые.
Организационно-распорядительными документами (ОРД) называют документы, с помощью которых определяются функции и права органа управления, устанавливаются структура и штаты подразделений, контролируются подведомственные объекты, фиксируются кадровые решения и т.д.
Можно выделить следующие группы ОРД:
организационные (уставы, учредительные договоры, структура и штатная численность, штатное расписание, должностные инструкции, правила внутреннего трудового распорядка);
распорядительные (приказы по основной деятельности, распоряжения, решения);
справочно-информационные (акты, письма, факсы, докладные записки, справки, телефонограммы);
документы по личному составу предприятия (приказы по личному составу, трудовые контракты, личные дела, личные карточки, лицевые счета по заработной плате, трудовые книжки);
документы предпринимательской деятельности (контракты, договоры).
Финансово-расчетная документация обеспечивает точное и своевременное выполнение финансовых, банковских и других операций, способствует рациональному использованию денежных средств.
Значительное место в общем объеме делопроизводства занимает документация материально-технического снабжения и сбыта (ДМТС). Выделяют следующие группы ДМТС:
договорные (хозяйственные договоры по снабжению и сбыту продукции);
переписка между коммерческими службами и органами снабжения и сбыта (запросы, извещения, ответы, напоминания, коммерческие письма);
сопроводительная по отгрузке и транспортировке (сертификаты, спецификации, накладные, коммерческие акты, доверенности на получение материальных ценностей);
претензионные (претензионные письма, рекламации, исковые заявления, кассационные жалобы);
рекламные (рекламные объявления, листки, брошюры, презентации).
По месту составления различают документы:
внешние, полученные учреждением (входящие) или направленные им за его пределы (исходящие). К внешним относятся также документы, полученные извне или направленные в адреса других организаций;
внутренние, составленные в данном учреждении и используемые внутри его;
входящие — документы, поступившие на предприятие от внешних партнеров. Большинство входящих документов должны вызывать появление соответствующих исходящих, причем в заранее установленные сроки. Отдельную группу входящих документов составляют нормативные документы вышестоящих органов, которые поступают от государственных и муниципальных органов власти и регулируют деятельность предприятия, например, положения о налогах, об охране окружающей среды и т.п.;
исходящие — документы, которые являются ответом организации на соответствующие входящие. Некоторая часть исходящих документов готовится на основе внутренних документов предприятия.
По средствам фиксации на материальном носителе различают документы:
рукописно-печатные;
электронные;
фото-, видео- и кинодокументы.
Рукописно-печатные документы изготавливаются на бумаге рукописным, машинописным, типографским способом или на множительных аппаратах.
Электронные документы применяют для записи информации на магнитные и оптические носители. Для их воспроизведения используют компьютер, магнитофон, видеомагнитофон. Такие документы могут содержать текст, графические объекты, звуковые фрагменты, например, речь, фотографии, видео- или кинофрагменты.
Фото-, видео- и кинодокументы фиксируют информацию на фото-, видео- или кинопленке и позволяют запечатлеть процессы, которые невозможно или затруднительно фиксировать другим путем.
По характеру отображаемой информации известны документы:
текстовые;
гипертекстовые;
графические;
звуковые;
мультимедиа;
гипермедиа.
Текстовый документ содержит в основном текст с небольшим включением иллюстраций.
Гипертекстовым называется документ, включающий гиперссылки — интерактивные ссылки на другие документы, необходимые для получения дополнительной информации.
К графическим документам относятся чертежи, схемы, карты и рисунки.
Звуковые документы позволяют фиксировать живую речь — заседания коллегиальных органов, протоколы допросов и др.
Мультимедиа документы наряду с текстом и графикой включают звук и видеоизображения.
Гипермедиа документы объединяют в себе гипертекст и мультимедиа. Информация представлена в них в любой форме (текст, рисунки, звук и кино), наряду с этим они содержат гиперссылки на другие документы. В последнее время гипермедиа документы получили широкое распространение в связи с использованием компьютерных сетей.
По форме (способу создания) различают документы:
индивидуальные;
типовые;
трафаретные.
Индивидуальные документы создаются в произвольной форме, например, документы личного характера.
Типовые документы представляют собой текст — образец, на основе которого строятся тексты аналогичного содержания с сохранением основных конструкций и формулировок, например, типовые номенклатуры дел предприятия.
Трафаретные документы содержат часть текста, отпечатанного заранее, а часть текста в них вписывается при составлении документа. Как правило, такие документы создаются на бланках.
По стадиям создания существуют:
документы-оригиналы;
копии документов.
Оригиналом называется документ, созданный в первый раз индивидуальным автором или коллективом авторов. Если оригинал составлен по определенной форме и подписан должностными лицами, то он называется подлинником. Оригиналы, составленные в нескольких экземплярах, называются умноженными и имеют каждый одинаковую юридическую силу.
Копия — это повторное, абсолютно точное воспроизведение оригинала, засвидетельствованное в установленном порядке. Различают несколько видов копий:
дубликат — это копия, выдаваемая взамен утерянного подлинного документа, она имеет одинаковую юридическую силу с подлинником;
выписка — это копия, воспроизводящая часть текста документа;
отпуск — это полная копия отосланного документа, подшиваемая в дела отправителя.
Правильность выписки подтверждается подписями должностных лиц и печатью. Правильность отпуска удостоверяется пометкой "верно" и подписью лица, ответственного за делопроизводство.
По срокам хранения различают документы:
постоянного (вечного) хранения;
долговременного хранения (более 10 лет);
временного хранения (до 10 лет).
- Iвведение.
- Iiцели и задачи дисциплины.
- Iiiсодержание дисциплины. Темы лекций (64 часа).
- Вопросы для подготовки к семинарским занятиям (32 часа).
- Ivинформационно-методическое обеспечение дисциплины.
- Словарь основных терминов.
- Информационные технологии делопроизводства и документоведения. Основные понятия и определения делопроизводства
- Виды документов и их классификация
- Реквизиты деловых документов
- Требования к оформлению реквизитов
- Требования к составлению документов в электронном виде.
- Оформление деловых писем
- Делопроизводство по личному составу: оформление резюме, справок, визитных карточек
- Организационно-распорядительная и управленческая документация. Технология создания приказов, распоряжений, протоколов и актов
- Системы автоматизации делопроизводства и документооборота. Задачи и цели автоматизации процессов делопроизводства и документооборота
- Российский рынок систем автоматизации документооборота и делопроизводства
- Системы оптического распознавания символов
- Обучаемая ocr-система FineReader
- Методы принятия управленческих решений.
- Принятие решений в условиях риска и неопределенности.
- Семь правил расчетливого риска
- Данные для выбора решения при различных вариантах спроса
- Данные потерь для решения при вариантах обстановки а, б, в.
- Данные для решения по правилу баланса пессимизма – оптимизма
- Данные для решения со страхующими элементами
- Управление рисками
- Задание на ознакомительную практику по специализации «менеджмент в социальной сфере».
- Задание на летнюю практику.
- Темы куровых работ по специализации «менеджмент в социальной сфере».
- Диаграммы.