logo
Менеджмент (метод

Виды документов и их классификация

Многофункциональность и чрезвычайное многообразие до­кументов позволяют классифицировать их по различным признакам.

По происхождению, документы подразделяют на официальные (служебные) и личные. Официальными считаются документы, созданные юридическими или физическими лицами, оформленные и удостоверенные в определенном порядке, удостоверяющие личность человека и его права, а также документы, содержащие сведения биографического характера - паспорт, удостоверение личности, водительские права и т.д. Личные документы создаются лицами вне сферы их служебной деятельности.

По наименованию, документы классифицируют как акты, анкеты, ведомости, протоколы, инструкции, отчеты, приказы и т.д.

По содержанию различают следующие деловые документы:

Организационно-распорядительными документами (ОРД) называют документы, с помощью которых определяются функции и права органа управления, устанавливаются структура и штаты подразделений, контролируются подведомственные объекты, фиксируются кадровые решения и т.д.

Можно выделить следующие группы ОРД:

Финансово-расчетная документация обеспечивает точное и своевременное выполнение финансовых, банковских и других операций, способствует рациональному использованию денеж­ных средств.

Значительное место в общем объеме делопроизводства занимает документация материально-технического снабжения и сбыта (ДМТС). Выделяют следующие группы ДМТС:

По месту составления различают документы:

По средствам фиксации на материальном носителе различают документы:

Рукописно-печатные документы изготавливаются на бумаге рукописным, машинописным, типографским способом или на множительных аппаратах.

Электронные документы применяют для записи информации на магнитные и оптические носители. Для их воспроизведения используют компьютер, магнитофон, видеомагнитофон. Такие документы могут содержать текст, графические объекты, звуковые фрагменты, например, речь, фотографии, видео- или кино­фрагменты.

Фото-, видео- и кинодокументы фиксируют информацию на фото-, видео- или кинопленке и позволяют запечатлеть процессы, которые невозможно или затруднительно фиксировать другим путем.

По характеру отображаемой информации известны документы:

Текстовый документ содержит в основном текст с небольшим включением иллюстраций.

Гипертекстовым называется документ, включающий гиперссылки — интерактивные ссылки на другие документы, необходимые для получения дополнительной информации.

К графическим документам относятся чертежи, схемы, карты и рисунки.

Звуковые документы позволяют фиксировать живую речь — заседания коллегиальных органов, протоколы допросов и др.

Мультимедиа документы наряду с текстом и графикой включают звук и видеоизображения.

Гипермедиа документы объединяют в себе гипертекст и мультимедиа. Информация представлена в них в любой форме (текст, рисунки, звук и кино), наряду с этим они содержат гиперссылки на другие документы. В последнее время гипермедиа документы получили широкое распространение в связи с использованием компьютерных сетей.

По форме (способу создания) различают документы:

Индивидуальные документы создаются в произвольной форме, например, документы личного характера.

Типовые документы представляют собой текст — образец, на основе которого строятся тексты аналогичного содержания с сохранением основных конструкций и формулировок, например, типовые номенклатуры дел предприятия.

Трафаретные документы содержат часть текста, отпечатанного заранее, а часть текста в них вписывается при составлении документа. Как правило, такие документы создаются на бланках.

По стадиям создания существуют:

Оригиналом называется документ, созданный в первый раз индивидуальным автором или коллективом авторов. Если оригинал составлен по определенной форме и подписан должностными лицами, то он называется подлинником. Оригиналы, составленные в нескольких экземплярах, называются умноженными и имеют каждый одинаковую юридическую силу.

Копия — это повторное, абсолютно точное воспроизведение оригинала, засвидетельствованное в установленном порядке. Различают несколько видов копий:

Правильность выписки подтверждается подписями должностных лиц и печатью. Правильность отпуска удостоверяется пометкой "верно" и подписью лица, ответственного за делопроизводство.

По срокам хранения различают документы: