logo
Менеджмент (метод

Вопросы для подготовки к семинарским занятиям (32 часа).

Семинар 1. Система менеджмента в социальной сфере (2 часа).

Вопросы для подготовки:

Понятие «система менеджмента». Основа функционирования системы менеджмента.

Ведущие компоненты и характеристики системы менеджмента.

Эффективность системы менеджмента.

Системные модели в менеджменте.

Литература:

  1. Басовский Л.Е. Менеджмент: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2004.

  2. Бовыкин В.И. Новый менеджмент. Учебник.— М.: Экономика, 2004.

  3. Большаков А.С., Михайлов В.И. Современный менеджмент: теория и практика. — СПб.: Питер, 2002.

  4. Веснин В.Р. Менеджмент в вопросах и ответах: Учеб. пособие. — М.: Велби, Изд-во «Проспект», 2003.

  5. Клок К, Голдсмит Дж. Конец менеджмента. — СПб.: Питер, 2004. — 368 с.

Семинар 2. Организации в социальной сфере (2 часа).

Вопросы для подготовки:

Миссия и цели организации социальной сферы. Построение «древа целей» организации.

Жизненный цикл организации.

Классификация организаций социальной сферы.

Размер организации социальной сферы.

Литература:

  1. Гончаров В.И. Основы менеджмента. — М.: Современная школа, 2006.

  2. Зайцева Н.А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: учеб. пособие. — М.: Академия, 2003.

  3. Смирнов АА. Управленческие решения. — М.: ИНФРА-М, 2001.

Семинар 3. Основные типы организационных структур управления (2 часа).

Вопросы для подготовки:

Характеристика основных типов организационных структур управления.

Механистические типы организационных структур управления.

Органические типы организационных структур управления.

Современные формы организационных структур.

Особенности построения организационных структур в сервисных организациях.

Литература:

  1. Быкова А. Организационные структуры управления. — М.: ОЛМА-ПРЕС,2005.

  2. Лаукс Г., Лирманн Ф. Основы организации: Управление принятием решения: Пер. 4-го нем. изд. — М.: ДИС, 2006.

  3. Зайцева НА. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: учеб. пособие. — М.: Академия, 2003.

  4. Хачатуров А.К., Белковский А.Н. Современный интеграционный менеджмент. — М.: ДИС, 2006.

Семинар 4. Принципы менеджмента в социальной сфере (2 часа).

Вопросы для подготовки:

Сущность принципа восприятия в сфере услуг.

Принцип управления дополнением к основной услуге (раскрыть на конкретном примере).

Принцип соответствия итоговых результатов (раскрыть на конкретном примере).

Принцип оптимизации соотношения между неравномерным спросом и предложением на рынке услуг (раскрыть на конкретном примере).

Литература:

  1. Веснин В.Р. Менеджмент в вопросах и ответах: Учеб. пособие. — М.: Велби, Изд-во «Проспект», 2003

  2. Кнышова Е.Н. Менеджмент: Учеб. пособие. — М.: ФОРУМ, ИНФРА-М, 2003.

  3. Менеджмент в сфере услуг / Под ред. В.Ф. Уколова. — М.: Луч, 1995.

  4. Мотышина М.С. Исследование систем управления: Учеб. пособие. — СПб.: Изд-во В.А. Михайлова, 2006.

Семинар 5. Управление качеством и производительностью в социальной сфере (2 часа).

Вопросы для подготовки:

Понятие «качество услуги». Критерии оценки услуг потребителями.

Соответствие качества услуг ожиданиям клиентов.

Основные причины разрыва между ожидаемым и воспринимаемым качеством.

Факторы, влияющие на производительность труда в социальной сфере.

Соотношение производительности и качества.

Основные способы повышения производительности труда без снижения качества услуг в социальной сфере.

Литература:

  1. Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2001. — 212 с.

  2. Веснин В.Р. Менеджмент в вопросах и ответах: Учеб. пособие. — М.: Велби, Изд-во «Проспект», 2003

  3. Лапидус В.А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях. — М.: ОАО «Типография «Новости», 2000.

  4. Менеджмент в сфере услуг / Под ред. В.Ф. Уколова. — М.: Луч, 1995.

Семинар 6. Анализ внешней и внутренней среды, как этап стратегического управления в организациях социальной сферы (2 часа).

Вопросы для подготовки:

Структура внешней среды организации.

Разработка и практическое применение SWOT – анализа и PEST – анализа.

Применение комплексного делового анализа ПИМС.

Литература:

  1. Лаукс Г., Лирманн Ф. Основы организации: Управление принятием решения: Пер. 4-го нем. изд. — М.: ДИС, 2006.

  2. Кнышова Е.Н. Менеджмент: Учеб. пособие. — М.: ФОРУМ, ИНФРА-М, 2003.

  3. Маллинз Л. Менеджмент и организационное поведение: Учеб. практ. пособие / Пер. с англ. — Мн.: Новое знание, 2003.

  4. Хачатуров А.К., Белковский А.Н. Современный интеграционный менеджмент. — М.: ДИС, 2006.

Семинар 7. Формирование стратегий менеджмента в социальной сфере (2 часа).

Вопросы для подготовки:

Классификация конкурентных стратегий.

Сравнительный анализ конкурентных стратегий (на примерах организаций социальной сферы).

Эталонные стратегии развития организаций.

Стратегии концентрированного, интегрированного и диверсифицированного роста.

Стратегии сокращения.

Литература:

  1. Ассэль Г. Маркетинг: принципы и стратегия: учебник для вузов. — М.: ИНФРА-М, 1999.

  2. Виханский О.С, Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. — М.: Изд-во МГУ, 1995.

  3. Мотышина М.С. Исследование систем управления: Учеб. пособие. — СПб.: Изд-во В.А. Михайлова, 2006.

  4. Пирсон Б. Краткий курс MBА. Практическое руководство по развитию ключевых навыков управления. — М.: Альпина, 2005.

  5. Хаксевер К. и др. Управление и организация в сфере услуг. — СПб.: Питер, 2002.

Семинар 8. Разработка стратегических инициатив в социальной сфере (2 часа).

Вопросы для подготовки:

Стратегическая инициатива 1: концентрация на одном пакете услуг или на одной типовой группе пакетов услуг.

Стратегическая инициатива 2: расширение объемов предложения.

Стратегическая инициатива 3: концентрация на одном рынке или одной типовой группе рынков.

Стратегическая инициатива 4: расширение емкости одного рынка или количества типовых рынков.

Литература:

  1. Ансофф И. Стратегическое управление. — М.: Экономика, 1989

  2. Веснин В.Р. Менеджмент в вопросах и ответах: Учеб. пособие. — М.: Велби, Изд-во «Проспект», 2003.

  3. Ползунова К.Н., Краев В.К. Исследование систем управле­ния. — М.: Академический проект, 2006.

  4. Тейлор Ф.У. Менеджмент. — М., 1992.

  5. Цжей Р. Энциклопедия менеджера. Алгоритмы эффективной работы. — М.: Альшга, 2004.

Семинар 9. Модели обоснования стратегий (2 часа).

Вопросы для подготовки:

Модель «товар-рынок» Дж. Стейнера.

GAP – анализ (анализ «разрывов»).

Матрица BCG (Бостонской Консультативной Группы).

Модель Томпсона и Стрикланда.

Портфельная модель « Мак-Кинси» (матрица DPM).

Модель «Мак-Кинси, 7 S».

Литература:

  1. Аллен Р. Коэн. Курс МВА по менеджменту. — М.: Альшга Бизнес Букс, 2004.

  2. Виханский О.С, Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. — М.: Изд-во МГУ, 1995.

  3. Гончаров В.И. Основы менеджмента. — М.: Современная школа, 2006.

  4. Мотышина М.С. Исследование систем управления: Учеб. пособие. — СПб.: Изд-во В.А. Михайлова, 2006.

Семинар 10. Функции и процессы управления в социальной сфере (2 часа).

Вопросы для подготовки:

Классификация функций управления.

Функция анализа: основные виды анализа.

Функции прогнозирования и планирования.

Осуществление функции организации.

Функции координации и коммуникации.

Функция контроля.

Функция мотивации.

Литература:

  1. Лаукс Г., Лирманн Ф. Основы организации: Управление принятием решения: Пер. 4-го нем. изд. — М.: ДИС, 2006

  2. Маллинз Л. Менеджмент и организационное поведение: Учеб. практ. пособие / Пер. с англ. — Мн.: Новое знание, 2003.

  3. Пирсон Б. Краткий курс MBА. Практическое руководство по развитию ключевых навыков управления. — М.: Альпина, 2005.

  4. Смирнов АА. Управленческие решения. — М.: ИНФРА-М, 2001.

  5. Тейлор Ф.У. Менеджмент. — М., 1992.

Семинар 11. Методы управления в социальной сфере (2 часа).

Вопросы для подготовки:

Социально-психологические методы (эффективность и конфликтность, управление сопротивлением, роль и место лидерства, мотивационные технологии).

Организационно-распорядительные методы (регламентация, нормативы, дисциплина, распределение прав и ответственности).

Экономические методы (экономическая эффективность, особенности финансирования социально-культурных проектов)

Литература:

  1. Виханский О.С, Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. — М.: Изд-во МГУ, 1995

  2. Зайцева НА. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: учеб. пособие. — М.: Академия, 2003.

  3. Мотышина М.С. Исследование систем управления: Учеб. пособие. — СПб.: Изд-во В.А. Михайлова, 2006.

  4. Ползунова К.Н., Краев В.К. Исследование систем управле­ния. — М.: Академический проект, 2006.

Семинар 12. Управленческие решения в социально-культурной сфере (2 часа).

Вопросы для подготовки:

Процесс принятия решений. Лицо, принимающее решение.

Задача принятия решений, как совокупность элементов.

Основные этапы процесса принятия решений.

Качественные характеристики решения.

Определение приоритетов и выбор вариантов решения.

Согласование вариантов среди участников решения.

Литература:

  1. Балдин К.Р. Управленческие решения. — М.: Тандем, 2005.

  2. Гончаров В.И. Основы менеджмента. — М.: Современная школа, 2006.

  3. Голубков Е.Л. Технология принятия управленческих реше­ний. — М.: Дело и сервис, 2005

  4. Лапидус В.А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях. — М.: ОАО «Типография «Новости», 2000.

  5. Хаксевер К. и др. Управление и организация в сфере услуг. — СПб.: Питер, 2002.

Семинар 13. Критерии оптимальности выбора решений (2 часа).

Вопросы для подготовки:

Понятие «критерий оптимальности».

Правила одной и двух главных характеристик.

Гарантированный уровень и правило паритета.

Правило максимума взвешенной суммы характеристик и правило максимума взвешенного произведения.

Правило «близости к идеалу» и правило стабильной оптимальности.

Семь правил расчетливого риска.

Литература:

  1. Вертакова Ю.В., Козьева И.А., Кузьбожев Э.Н. Управленческие решения: разработка и выбор. — М.: КноРус, 2005

  2. Веснин В.Р. Менеджмент в вопросах и ответах: Учеб. пособие. — М.: Велби, Изд-во «Проспект», 2003

  3. Голубков Е.Л. Технология принятия управленческих реше­ний. — М.: Дело и сервис, 2005.

  4. Маллинз Л. Менеджмент и организационное поведение: Учеб. практ. пособие / Пер. с англ. — Мн.: Новое знание, 2003.

  5. Ползунова К.Н., Краев В.К. Исследование систем управле­ния. — М.: Академический проект, 2006.

Семинар 14. Информационные технологии делопроизводства и документоведения в менеджменте (2 часа).

Вопросы для подготовки:

Оформление регламентных документов.

Оформление организационно-распорядительных документов.

Оформление информационно-справочных документов.

Литература:

  1. ГОСТ Р 6.30 – 2003. Унифицированные системы документации. Унифицированная система ОРД. Требования к оформлению документов. – М.: Госстандарт России, 2003.

  2. Государственная система документационного обеспечения управления. Основные положения. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения. – М., 1991.

  3. Делопроизводство. Организация и технология документационного обеспечения управления / Под ред. Т.В.Кузнецовой. – М.: ЮНИТИ, 2003.

Семинар 15. Система поддержки коллективной работы Lotus Notes (2 часа).

Вопросы для подготовки:

Модель данных в «Lotus Notes».

Создание базы данных и создание таблиц в базах данных Lotus Notes.

Агенты в базах данных.

Литература:

  1. Клейтон, Р. Lotus Notes 5. / Р.Клейтон – Спб., Минск. – 2001.

  2. Энциклопедия программиста. – Киев:ООО «ТИДДС», 2003.

Семинар 16. Моделирование бизнес-процессов предприятия социальной сферы (2 часа).

Вопросы для подготовки:

Анализ предметной области компании с помощью моделирования бизнес-процессов в интегрированной среде разработки BPwin.

Инструментальная среда разработки бизнес-планов и анализа инвестиционных проектов.

Итого по курсу семинарских занятий: 32 часа.