Вопросы для подготовки к семинарским занятиям (32 часа).
Семинар 1. Система менеджмента в социальной сфере (2 часа).
Вопросы для подготовки:
Понятие «система менеджмента». Основа функционирования системы менеджмента.
Ведущие компоненты и характеристики системы менеджмента.
Эффективность системы менеджмента.
Системные модели в менеджменте.
Литература:
Басовский Л.Е. Менеджмент: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2004.
Бовыкин В.И. Новый менеджмент. Учебник.— М.: Экономика, 2004.
Большаков А.С., Михайлов В.И. Современный менеджмент: теория и практика. — СПб.: Питер, 2002.
Веснин В.Р. Менеджмент в вопросах и ответах: Учеб. пособие. — М.: Велби, Изд-во «Проспект», 2003.
Клок К, Голдсмит Дж. Конец менеджмента. — СПб.: Питер, 2004. — 368 с.
Семинар 2. Организации в социальной сфере (2 часа).
Вопросы для подготовки:
Миссия и цели организации социальной сферы. Построение «древа целей» организации.
Жизненный цикл организации.
Классификация организаций социальной сферы.
Размер организации социальной сферы.
Литература:
Гончаров В.И. Основы менеджмента. — М.: Современная школа, 2006.
Зайцева Н.А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: учеб. пособие. — М.: Академия, 2003.
Смирнов АА. Управленческие решения. — М.: ИНФРА-М, 2001.
Семинар 3. Основные типы организационных структур управления (2 часа).
Вопросы для подготовки:
Характеристика основных типов организационных структур управления.
Механистические типы организационных структур управления.
Органические типы организационных структур управления.
Современные формы организационных структур.
Особенности построения организационных структур в сервисных организациях.
Литература:
Быкова А. Организационные структуры управления. — М.: ОЛМА-ПРЕС,2005.
Лаукс Г., Лирманн Ф. Основы организации: Управление принятием решения: Пер. 4-го нем. изд. — М.: ДИС, 2006.
Зайцева НА. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: учеб. пособие. — М.: Академия, 2003.
Хачатуров А.К., Белковский А.Н. Современный интеграционный менеджмент. — М.: ДИС, 2006.
Семинар 4. Принципы менеджмента в социальной сфере (2 часа).
Вопросы для подготовки:
Сущность принципа восприятия в сфере услуг.
Принцип управления дополнением к основной услуге (раскрыть на конкретном примере).
Принцип соответствия итоговых результатов (раскрыть на конкретном примере).
Принцип оптимизации соотношения между неравномерным спросом и предложением на рынке услуг (раскрыть на конкретном примере).
Литература:
Веснин В.Р. Менеджмент в вопросах и ответах: Учеб. пособие. — М.: Велби, Изд-во «Проспект», 2003
Кнышова Е.Н. Менеджмент: Учеб. пособие. — М.: ФОРУМ, ИНФРА-М, 2003.
Менеджмент в сфере услуг / Под ред. В.Ф. Уколова. — М.: Луч, 1995.
Мотышина М.С. Исследование систем управления: Учеб. пособие. — СПб.: Изд-во В.А. Михайлова, 2006.
Семинар 5. Управление качеством и производительностью в социальной сфере (2 часа).
Вопросы для подготовки:
Понятие «качество услуги». Критерии оценки услуг потребителями.
Соответствие качества услуг ожиданиям клиентов.
Основные причины разрыва между ожидаемым и воспринимаемым качеством.
Факторы, влияющие на производительность труда в социальной сфере.
Соотношение производительности и качества.
Основные способы повышения производительности труда без снижения качества услуг в социальной сфере.
Литература:
Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2001. — 212 с.
Веснин В.Р. Менеджмент в вопросах и ответах: Учеб. пособие. — М.: Велби, Изд-во «Проспект», 2003
Лапидус В.А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях. — М.: ОАО «Типография «Новости», 2000.
Менеджмент в сфере услуг / Под ред. В.Ф. Уколова. — М.: Луч, 1995.
Семинар 6. Анализ внешней и внутренней среды, как этап стратегического управления в организациях социальной сферы (2 часа).
Вопросы для подготовки:
Структура внешней среды организации.
Разработка и практическое применение SWOT – анализа и PEST – анализа.
Применение комплексного делового анализа ПИМС.
Литература:
Лаукс Г., Лирманн Ф. Основы организации: Управление принятием решения: Пер. 4-го нем. изд. — М.: ДИС, 2006.
Кнышова Е.Н. Менеджмент: Учеб. пособие. — М.: ФОРУМ, ИНФРА-М, 2003.
Маллинз Л. Менеджмент и организационное поведение: Учеб. практ. пособие / Пер. с англ. — Мн.: Новое знание, 2003.
Хачатуров А.К., Белковский А.Н. Современный интеграционный менеджмент. — М.: ДИС, 2006.
Семинар 7. Формирование стратегий менеджмента в социальной сфере (2 часа).
Вопросы для подготовки:
Классификация конкурентных стратегий.
Сравнительный анализ конкурентных стратегий (на примерах организаций социальной сферы).
Эталонные стратегии развития организаций.
Стратегии концентрированного, интегрированного и диверсифицированного роста.
Стратегии сокращения.
Литература:
Ассэль Г. Маркетинг: принципы и стратегия: учебник для вузов. — М.: ИНФРА-М, 1999.
Виханский О.С, Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. — М.: Изд-во МГУ, 1995.
Мотышина М.С. Исследование систем управления: Учеб. пособие. — СПб.: Изд-во В.А. Михайлова, 2006.
Пирсон Б. Краткий курс MBА. Практическое руководство по развитию ключевых навыков управления. — М.: Альпина, 2005.
Хаксевер К. и др. Управление и организация в сфере услуг. — СПб.: Питер, 2002.
Семинар 8. Разработка стратегических инициатив в социальной сфере (2 часа).
Вопросы для подготовки:
Стратегическая инициатива 1: концентрация на одном пакете услуг или на одной типовой группе пакетов услуг.
Стратегическая инициатива 2: расширение объемов предложения.
Стратегическая инициатива 3: концентрация на одном рынке или одной типовой группе рынков.
Стратегическая инициатива 4: расширение емкости одного рынка или количества типовых рынков.
Литература:
Ансофф И. Стратегическое управление. — М.: Экономика, 1989
Веснин В.Р. Менеджмент в вопросах и ответах: Учеб. пособие. — М.: Велби, Изд-во «Проспект», 2003.
Ползунова К.Н., Краев В.К. Исследование систем управления. — М.: Академический проект, 2006.
Тейлор Ф.У. Менеджмент. — М., 1992.
Цжей Р. Энциклопедия менеджера. Алгоритмы эффективной работы. — М.: Альшга, 2004.
Семинар 9. Модели обоснования стратегий (2 часа).
Вопросы для подготовки:
Модель «товар-рынок» Дж. Стейнера.
GAP – анализ (анализ «разрывов»).
Матрица BCG (Бостонской Консультативной Группы).
Модель Томпсона и Стрикланда.
Портфельная модель « Мак-Кинси» (матрица DPM).
Модель «Мак-Кинси, 7 S».
Литература:
Аллен Р. Коэн. Курс МВА по менеджменту. — М.: Альшга Бизнес Букс, 2004.
Виханский О.С, Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. — М.: Изд-во МГУ, 1995.
Гончаров В.И. Основы менеджмента. — М.: Современная школа, 2006.
Мотышина М.С. Исследование систем управления: Учеб. пособие. — СПб.: Изд-во В.А. Михайлова, 2006.
Семинар 10. Функции и процессы управления в социальной сфере (2 часа).
Вопросы для подготовки:
Классификация функций управления.
Функция анализа: основные виды анализа.
Функции прогнозирования и планирования.
Осуществление функции организации.
Функции координации и коммуникации.
Функция контроля.
Функция мотивации.
Литература:
Лаукс Г., Лирманн Ф. Основы организации: Управление принятием решения: Пер. 4-го нем. изд. — М.: ДИС, 2006
Маллинз Л. Менеджмент и организационное поведение: Учеб. практ. пособие / Пер. с англ. — Мн.: Новое знание, 2003.
Пирсон Б. Краткий курс MBА. Практическое руководство по развитию ключевых навыков управления. — М.: Альпина, 2005.
Смирнов АА. Управленческие решения. — М.: ИНФРА-М, 2001.
Тейлор Ф.У. Менеджмент. — М., 1992.
Семинар 11. Методы управления в социальной сфере (2 часа).
Вопросы для подготовки:
Социально-психологические методы (эффективность и конфликтность, управление сопротивлением, роль и место лидерства, мотивационные технологии).
Организационно-распорядительные методы (регламентация, нормативы, дисциплина, распределение прав и ответственности).
Экономические методы (экономическая эффективность, особенности финансирования социально-культурных проектов)
Литература:
Виханский О.С, Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. — М.: Изд-во МГУ, 1995
Зайцева НА. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: учеб. пособие. — М.: Академия, 2003.
Мотышина М.С. Исследование систем управления: Учеб. пособие. — СПб.: Изд-во В.А. Михайлова, 2006.
Ползунова К.Н., Краев В.К. Исследование систем управления. — М.: Академический проект, 2006.
Семинар 12. Управленческие решения в социально-культурной сфере (2 часа).
Вопросы для подготовки:
Процесс принятия решений. Лицо, принимающее решение.
Задача принятия решений, как совокупность элементов.
Основные этапы процесса принятия решений.
Качественные характеристики решения.
Определение приоритетов и выбор вариантов решения.
Согласование вариантов среди участников решения.
Литература:
Балдин К.Р. Управленческие решения. — М.: Тандем, 2005.
Гончаров В.И. Основы менеджмента. — М.: Современная школа, 2006.
Голубков Е.Л. Технология принятия управленческих решений. — М.: Дело и сервис, 2005
Лапидус В.А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях. — М.: ОАО «Типография «Новости», 2000.
Хаксевер К. и др. Управление и организация в сфере услуг. — СПб.: Питер, 2002.
Семинар 13. Критерии оптимальности выбора решений (2 часа).
Вопросы для подготовки:
Понятие «критерий оптимальности».
Правила одной и двух главных характеристик.
Гарантированный уровень и правило паритета.
Правило максимума взвешенной суммы характеристик и правило максимума взвешенного произведения.
Правило «близости к идеалу» и правило стабильной оптимальности.
Семь правил расчетливого риска.
Литература:
Вертакова Ю.В., Козьева И.А., Кузьбожев Э.Н. Управленческие решения: разработка и выбор. — М.: КноРус, 2005
Веснин В.Р. Менеджмент в вопросах и ответах: Учеб. пособие. — М.: Велби, Изд-во «Проспект», 2003
Голубков Е.Л. Технология принятия управленческих решений. — М.: Дело и сервис, 2005.
Маллинз Л. Менеджмент и организационное поведение: Учеб. практ. пособие / Пер. с англ. — Мн.: Новое знание, 2003.
Ползунова К.Н., Краев В.К. Исследование систем управления. — М.: Академический проект, 2006.
Семинар 14. Информационные технологии делопроизводства и документоведения в менеджменте (2 часа).
Вопросы для подготовки:
Оформление регламентных документов.
Оформление организационно-распорядительных документов.
Оформление информационно-справочных документов.
Литература:
ГОСТ Р 6.30 – 2003. Унифицированные системы документации. Унифицированная система ОРД. Требования к оформлению документов. – М.: Госстандарт России, 2003.
Государственная система документационного обеспечения управления. Основные положения. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения. – М., 1991.
Делопроизводство. Организация и технология документационного обеспечения управления / Под ред. Т.В.Кузнецовой. – М.: ЮНИТИ, 2003.
Семинар 15. Система поддержки коллективной работы Lotus Notes (2 часа).
Вопросы для подготовки:
Модель данных в «Lotus Notes».
Создание базы данных и создание таблиц в базах данных Lotus Notes.
Агенты в базах данных.
Литература:
Клейтон, Р. Lotus Notes 5. / Р.Клейтон – Спб., Минск. – 2001.
Энциклопедия программиста. – Киев:ООО «ТИДДС», 2003.
Семинар 16. Моделирование бизнес-процессов предприятия социальной сферы (2 часа).
Вопросы для подготовки:
Анализ предметной области компании с помощью моделирования бизнес-процессов в интегрированной среде разработки BPwin.
Инструментальная среда разработки бизнес-планов и анализа инвестиционных проектов.
Итого по курсу семинарских занятий: 32 часа.
- Iвведение.
- Iiцели и задачи дисциплины.
- Iiiсодержание дисциплины. Темы лекций (64 часа).
- Вопросы для подготовки к семинарским занятиям (32 часа).
- Ivинформационно-методическое обеспечение дисциплины.
- Словарь основных терминов.
- Информационные технологии делопроизводства и документоведения. Основные понятия и определения делопроизводства
- Виды документов и их классификация
- Реквизиты деловых документов
- Требования к оформлению реквизитов
- Требования к составлению документов в электронном виде.
- Оформление деловых писем
- Делопроизводство по личному составу: оформление резюме, справок, визитных карточек
- Организационно-распорядительная и управленческая документация. Технология создания приказов, распоряжений, протоколов и актов
- Системы автоматизации делопроизводства и документооборота. Задачи и цели автоматизации процессов делопроизводства и документооборота
- Российский рынок систем автоматизации документооборота и делопроизводства
- Системы оптического распознавания символов
- Обучаемая ocr-система FineReader
- Методы принятия управленческих решений.
- Принятие решений в условиях риска и неопределенности.
- Семь правил расчетливого риска
- Данные для выбора решения при различных вариантах спроса
- Данные потерь для решения при вариантах обстановки а, б, в.
- Данные для решения по правилу баланса пессимизма – оптимизма
- Данные для решения со страхующими элементами
- Управление рисками
- Задание на ознакомительную практику по специализации «менеджмент в социальной сфере».
- Задание на летнюю практику.
- Темы куровых работ по специализации «менеджмент в социальной сфере».
- Диаграммы.