logo
лекции бух учет 2курс МИЭЛ

Первичное наблюдение, документация, учетные регистры, инвентаризация и инвентарь, методы стоимостного измерения

Первичное наблюдение, документация. Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Такие документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет и осуществляется сплошное документирование хозяйственных операций.

Виды документов

По назначению документы подразделяются на:

По количеству отраженных в них операций документы бывают разовыми, составляются на каждую отдельную операцию, и накопительными, отражают несколько операций.

По месту составления выделяются внутренние, составленные для использования на предприятии, и внешние, составленные вне предприятия, то есть другими субъектами хозяйственной деятельности.

Документы могут быть первичными, отражают каждую хозяйственную операцию, и сводными, обобщающими несколько операций.

Первичные и сводные документы могут составляться как на бумажных, так и на машинных носителях информации. Первичные учетные документы должны соответствовать унифицированным формам. Организация может вносить лишь дополнительные реквизиты в эти формы, удаление реквизитов из унифицированных форм не допускается.

Если форма первичного документа не предусмотрена альбомом унифицированных форм, и организация разработала ее самостоятельно, то документ должен содержать следующие обязательные реквизиты:

Формы первичных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы, должны быть утверждены учетной политикой предприятия. В необходимых случаях в первичном документе могут быть приведены дополнительные реквизиты, определяемые характером документированных операций: номер документа, адрес предприятия, основание хозяйственной операции, зафиксированной документом.

Принятая предприятием система документирования хозяйственных операций должна обеспечить:

Некоторые документы должны иметь обязательные реквизиты, такие как идентификационный номер плательщика (ИНН), это касается, прежде всего, расчетно-платежных документов (счет, платежные требования). Первичные документы на получение и отпуск материалов должны быть заранее пронумерованы. Кассовый чек, выдаваемый покупателю, должен отражать:

Первичный документ должен составляться в момент свершения операции, а если это не представляется возможным – непосредственно после ее окончания. За качественное и своевременное оформление первичных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, достоверность их содержания обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы. Документы заполняются чернилами или шариковыми ручками, использование простого карандаша недопустимо.

Перечень лиц, имеющих право подписи первичных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером. Денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению не только без подписи главного бухгалтера, но и без подписи уполномоченного им на то лица. Финансовые и кредитные обязательства – это документы, которыми оформляются финансовые вложения организации, кредитные договоры и договоры, заключенные по товарному и коммерческому кредиту. В случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций первичные документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя, который несет все полноту ответственности за последствия таких операций и включения данных о них в бухгалтерский учет.

Примерная форма приказа (распоряжения) может иметь вид:

Приказ (распоряжение) № …

27 июля 2014 г. г. Иркутск

Главному бухгалтеру Иванову Н. Н. Предписываю до 28 июля 2003 г. подписать кредитный договор с Внешэкономбанком на сумму 1 500 тыс. руб.

Всю полноту ответственности беру на себя.

Должность Подпись Расшифровка фамилии

Все первичные документы, поступившие в бухгалтерию, должны проверяться:

Основные способы исправления ошибок:

    1. Корректирующий. Этим способом исправляются ошибки и описки, как в цифрах, так и в тексте, не затрагивающие корреспонденцию счетов. Неправильный текст или цифра зачеркиваются тонкой линией так, чтобы его можно было прочитать. Правильный текст надписывается над зачеркнутым или под ним. Необходима пометка «Исправленному верить» подпись лица, составившего документ: 78 Исправленному на 76 верить.

    2. Метод красного сторно – исправляются ошибки, затрагивающие корреспонденцию счетов: неправильная запись сторнируется, то есть снимается, Красное сторно используется, если ошибка допущена в сторону увеличения. Если ошибка допущена в сторону уменьшения, то используется метод дополнительной записи с составлением справки.

Не допускаются исправления в кассовых и банковских документах. В случае ошибки их следует переписать.

Не допускаются неоговоренные исправленияв первичных документах и учетных регистрах.

Учетные регистры. Регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности.

Регистры бухгалтерского учета ведутся в специальных книгах, на отдельных листах и карточках. Хозяйственные операции отражаются в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группируются по соответствующим счетам бухгалтерского учета. Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной.