Элементы затрат
1.материальные затраты
2.расходы на оплату труда
3.отчисления на социальные нужды
4.амортизация
Другие операционные расходы
1.Административные расходы
2. расходы на сбыт
3. другие операционные расходы
Рисунок -Концепция учета затрат в Украине
Расходы операционной деятельности группируются по таким экономическим элементам: материальные расходы, расходы на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация, другие операционные расходы.
В состав элемента «Материальные расходы» включается стоимость использованных в производстве (кроме продукта собственного производства):
сырье и основные материалы;
покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия;
топливо и энергия;
строительные материалы;
запасные части;
тара и тарные материалы
дополнительные и другие материалы
Элементы «Расходы на оплату труда» включают заработную плату по окладам и тарифам, премиям и поощрения, компенсационные выплаты, оплата отпусков и др. неотработанного времени, другие расходы на оплату труда.
К отчислениям на социальные нужды включают: отчисления на пенсионное обеспечения, отчисления на социальное страхование, страховые взносы на случай безработицы, отчисления на индивидуальное страхование персонала предприятия,, отчисления на другие социальные нужды.
В состав элемента «Амортизация» включается сумма начисленной амортизации основных средств, нематериальных активов и других необоротных материальных активов.
К другим операционным расходам включаются расходы операционной деятельности, которые не вошли в состав других элементов, в частности расходы на командировки, на услуги связи, на выплату материальной помощи, плата за расчетно – кассовое обслуживание и др.
Административные затраты, затраты на сбыт и др. непроизводственные операционные затраты в себестоимость не включаются, а возмещаются за счет валового дохода.
Расходы от прочей деятельности (финансовой, инвестиционной) сравниваются с доходами от такой деятельности для определения финансового результата.
Аналогично, расходы от чрезвычайной деятельности сравниваются с доходами от такой деятельности для определения финансового результата от чрезвычайной деятельности.
2.Методы изучения поведения затрат
Затраты имеют свойство вести себе по разному.
Под поведением затратпонимают характер реагирования затрат на изменения в деятельности предприятия.
Изменение в составе и величине затрат происходят под влиянием определенных действий и операций, которые имеют место в процессе хозяйственной деятельности. Поэтому деятельность, которая влияет на затраты, называют фактором затрат.
Примеры факторов затрат для разных функций бизнеса.
Функция бизнеса | Факторы затрат |
Исследования и разработки | Количество проектов Техническая сложность проектов |
Проектирование продукции, услуг и процессов | Количество изделий Количество составных частей изделия |
Производство | Объем производства Количество переустановок оборудования Основная зарплата |
Маркетинг | Количество рекламных объявлений Количество продавцов Выручка |
Поставка | Количество заказчиков Вес грузчиков Расстояние перевозок |
Обслуживание клиентов | Количество заказов Время обслуживания |
Управления | Количество заказов Количество персоналов |
Изучения поведения затрат позволяет сделать оценку затрат и построить их функцию.
Оценка затрат– это процесс исчисления поведения затрат, т.е. установления количественной взаимосвязи между затратами и разнымифакторами на основании исследования прошлой деятельности.
Функция затрат - это математическое описание взаимосвязи затрат и их показателей. В упрощенном виде эта функция может быть описана:
y = a + bx,
где у – общие затраты; а – общие постоянные затраты;
b – переменные затраты на единицу деятельности; x – значение фактора затрат.
На практике затраты, как правило, зависят от нескольких факторов затрат, но для построения функции затрат, чаще всего, выбирают один или два наиболее влиятельных фактора. Функция затрат облегчает привидения затрат, т.е. прогнозирование будущих затрат для разных уровней (условия деятельности).
Например.
Бухгалтер-менеджер торгового предприятия определил, что его постоянные затраты равны 50000 грн/мес, а средние переменные затраты на единицу товара 100 грн. функция затрат предприятия будет равна y = 50000 + 100x. Если необходимо реализовать 600 единиц, затраты составят у = 50000 + 100600 = 110000 грн.
Построить функцию можно каким либо из предлагаемых ниже способов.
Технологический анализ
Технологический анализ - это системный анализ функций деятельности для изучения технологической взаимосвязи между затратами ресурсов и результатами деятельности.
Такой анализ требует детального изучения всех операций, их целенаправленности,
Определения необходимых операций, необходимость ресурсов и оценка адекватности их использования. Это своеобразный функционально– стоимостной анализ деятельности.
Преимуществом этого метода является то, что он ориентирован на будущие операции, а не на изучение прошлой деятельности. Однако он требует значительных затрат времени и средств.
Метод анализа учетных данных
Этот метод предусматривает распределения затрат на переменные и постоянные относительно соответствующего фактора на основании данных счетов бухгалтерского учета.
Например .
Предприятия за отчетный период изготовило 200 костюмов. Анализ затрат предприятия, отраженных на счетах бухгалтерского учета, приведены в таблице.
Учетные данные для построения функции затрат
Статья затрат | Общие затраты (у) | Постоянные затраты (а) | Переменные затраты | Переменные затраты на единицу продукции (в) |
Сырье и материалы | 4000 | - | 4000 | 20,00 |
Зарплата производственных рабочих с отчислениями | 3000 | 250 | 2750 | 13,75 |
Затраты на содержание и эксплуатацию оборудования | 2230 | 1800 | 430 | 2,15 |
Общепроизводственные затраты | 900 | 900 | - | - |
Общехозяйственные затраты | 789 | 789 | - | - |
Внепроизводственные | 400 | 250 | 150 | 0,75 |
Итого | 11319 | 3989 | 7330 | 36,65 |
По результатам приведенного анализа функции затрат может быть описана так:
У = 3989 +36,65х
Итак, если в следующем периоде предприятия планирует увеличить объем производства до 300 готовых изделий, а затраты на аренду оборудования будут увеличены на 100 грн, общие плановые затраты предприятия составят:
(3989 +100) + (36,65*300) = 15084 грн
Метод анализа учетных данных достаточно широко используется в практике. Но следует учитывать, что он в значительной мере базируется на опыте и интуиции менеджера и анализ прошлых действий.
Метод вышей –низшей точки
Этот метод предусматривает определения функции затрат на основе допущения, что переменные затраты – это разница между общими затратами при высшем и низшем уровне деятельности.
Например.
Исходные данные для определения функции затрат
-
неделя
машиночасы
Затраты на обслуживание, у.е.
1
102
17850
2
132
18165
3
93
15060
4
108
13755
5
90
11550
6
144
21840
7
117
17700
8
69
10650
9
123
19740
10
141
15480
11
102
11280
Высшее 144 21840
Низшее 69 10650
Разность 75 11190
Отсюда переменные затраты на 1 машиночас : 11190/75=149,2у.е
21840 –(144*149,2)=21840-21485=355 у.е.
10650 –(69*149,2)= 10650 –10295 =355 у.е.
Следовательно функция имеет вид:
Y=355+149,2 Х
затраты, у.е.
Y
20000
•
15000
• •
10000 • •
• • •
5000 •
0
10 20 30 50 60 70 80 90 100 110 120 130 140 Х
Графической изображение функции затрат позволяет избежать риска ошибки, который связан с применением метода высшей – низшей точки.
При использование данного метода линия функции затрат проводиться через высшею и низшею точку графика, игнорируя все другие точки. Но, если все другие точки не имеют тесной взаимосвязи с высшей и низшей точкой, то функция затрат не отражает реальной зависимости между затратами и их факторами.
Метод визуального применения
Метод визуального приспособления – это графический подход к определению функции затрат, при котором аналитик визуально проводит прямую линию, беря во внимания все точки затрат.
Например.
Допустим , что в нашем случае аналитик, старается учитывать все точки графика, проведя линию функций затрат следующим образом.
У затраты, грн
• • •
18165
•
• • •
• • •
5000
10 20 30 40 50 60 70 80 90 100 110 120 132 140 х машино-часы
С приведенного рисунка видно, что постоянные затраты составляют 5000 грн. Для расчета переменных затрат используют данные при объеме деятельности 132 машино – часа. В этой точки общие затраты составляют 18165 грн. Итак, переменные затраты равняются: 18165-5000= 13165 грн
Соответственно переменные затраты на 1 машино –час составят:
13165/132=99,73 грн
Функция затрат в этом случае будет иметь вид:
У = 5000 +99,73х
Метод визуального применения позволяет избежать недостатка метода высшей – низшей точки, но не избежать субъективности, поскольку результаты расчетов существенно зависят от точности глаза и руки аналитика.
- Цели и место управленческого учета
- Методы управленческого учета
- И классификация
- Неистекшие
- Истекшие
- Определение затрат на продукцию
- Прямые и непрямые (косвенные) затраты
- Основные и накладные затраты.
- Непроизводственные расходы
- Производственные затраты
- Действительные и возможные затраты
- Маржинальные и средние затраты
- Постоянные и переменные затраты
- Полупеременные затраты- это затраты, которые изменяются, но не пропорционально изменению объему деятельности.
- Обязательные и дискреционные затраты
- Классификация затрат по видам деятельности, функциям и элементам
- Элементы затрат
- Тема: Понятия центров ответственности и их классификация
- Отчет об исполнении сметы центром затрат
- Отчет центра прибыли
- Отчет центра инвестиций
- Тема : Аккумулирование данных о производственных затратах для оценки себестоимости продукции
- Порядок включения материальных затрат в себестоимость
- Потери материалов в производстве
- Контроль расходов на рабочую силу.
- 4. В состав общепроизводственных расходов включают:
- Тема: Основы калькулирования
- Стандарт- кост
- Тема: Теоретические аспекты стратегического учета
- Виды управленческих решений.
- Анализ на основании прибыли после налогообложения (чистая прибыль)
- Графический способ проведения анализа взаимосвязи затрат, объем деятельности и прибыли
- Анализ чувствительности прибыли к изменениям затрат, цены и объема реализации
- Анализ взаимосвязи «расходы – объем - прибыль» в условиях много продуктового производства
- Сводный кошторис торгового предприятия
- Сводный кошторис производственного предприятия
- План прибыли и убытки промышленного предприятия
- Расширение или сокращение сегмента
- Производить или покупать
- Решение, касающееся ценообразования
- Система целевого калькулирования