logo search
disk / бухгалтерская (финансовая) отчетность / бухгалтерская (финансовая) отчетность упп

1.4. Состав бухгалтерской отчётности

Закон «О бухгалтерской отчётности», ПБУ 4/99, а также приказ Министерства финансов РФ «О формах бухгалтерской отчётности организаций» от 22.07.2003г. №67н установили составные части бухгалтерской отчётности. Начиная с 1 января 2000г. в годовой бухгалтерский отчёт включаются:

Промежуточная бухгалтерская отчётность. В составе промежуточной бухгалтерской отчётности организация может представлять кроме бухгалтерского баланса (форма № 1) и отчёта о прибылях и убытках (форма № 2) иные отчётные показатели (отчёт о движении средств (форма № 4) и др.), а также пояснительную записку. Субъектам малого предпринимательства, применяющим в соответствии с законодательством Российской Федерации упрощенную систему налогообложения, учёта и отчётности и не обязанным проводить независимую аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчётности, предоставлено право не представлять в составе годовой бухгалтерской отчётности отчёт об изменениях капитала (форма № 3), отчёт о движении денежных средств (форма № 4), приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5), а также пояснительную записку. Субъектам малого предпринимательства, не применяющим упрощенную систему налогообложения, учёта и отчётности, но обязанным проводить независимую аудиторскую проверку, также предоставлено право не включать в состав годовой бухгалтерской отчётности формы № 3, № 4 и № 5, если отсутствуют соответствующие данные. Следует отметить, что и некоммерческие организации имеют право не включать в годовую отчётность эти же формы. В то же время рекомендуется включать в состав бухгалтерской отчётности форму № 6. Общественным организациям (объединениям), которые не осуществляют предпринимательской деятельности и не имеют кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг), разрешено промежуточную отчётность не представлять. Указанным организациям в составе годовой бухгалтерской отчётности также разрешено не представлять формы № 3, № 4, № 5 и пояснительную записку. Годовая или промежуточная бухгалтерская отчётность прилагается к сопроводительному письму организации, оформленному в установленном порядке и содержащему информацию о составе отчётности. Рассмотренные выше элементы бухгалтерского отчёта взаимосвязаны, поскольку отражают разные аспекты одних и тех же хозяйственных операций и явлений. Например, информацию представленную в балансе (форма № 1), дополняют сведения, содержащиеся в отчёте о прибылях и убытках (форма № 2), и наоборот.

Формы бухгалтерской отчётности № 3, № 4 и № 5. Важное значение для правильного понимания и интерпретации бухгалтерского баланса, отчёта о прибылях и убытках (методика их составления рассматривается в следующих главах) имеют цифровые расшифровки, которые приводятся в формах №3 «Отчёт об изменениях капитала», № 4 «Отчёт о движении денежных средств» и №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу» годового бухгалтерского отчёта, а также в пояснительной записке. Приложения в виде цифровых расшифровок и пояснительной записки имеют функции пояснения, дополнения, корректировки содержащихся в форме №1 «Бухгалтерский баланс» и форме №2 «Отчёт о прибылях и убытках» сведений, а также разгрузки баланса и отчёта о прибылях и убытках от некоторых данных, чтобы отчётность была более компактной и обозримой. Так, согласно ПБУ 4/99 в состав отчётных форм, выступающих в качестве приложений к бухгалтерскому балансу и отчёту о прибылях и убытках, включаются: «Отчёт об изменениях капитала» (форма №3), «Отчёт о движении денежных средств» (форма №4), собственно «Приложение к бухгалтерскому балансу» (форма №5), разделы которого при запросах пользователей начиная с 2000г. могут представляться в виде самостоятельных форм, а также в составе пояснительной записки. Аудиторское заключение в составе годового бухгалтерского отчёта является его неотъемлемой частью и призвано подтвердить, что информация отчётности может быть использована при обосновании управленческих решений. И хотя каждый из названных элементов годового бухгалтерского отчёта имеет самостоятельную смысловую информационную нагрузку, все они преследуют единую цель - обеспечить отражение данных бухгалтерской отчётности таким образом, чтобы представить внешнему пользователю надежную и достоверную финансовую информацию.

«Отчёт об изменении капитала» (форма №3). «Отчёт об изменении капитала» (форма №3) дает возможность получить информацию об источниках формирования собственного капитала за отчётный период и причинах его изменения. Поэлементный анализ данного отчёта позволяет охарактеризовать способность предприятия к самофинансированию и наращению капитала. В зависимости от причин изменения статей отчёта может быть оценен вклад собственного капитала в формирование активов. Следует обратить внимание на неоднозначный подход к рассмотрению причин изменения отдельных статей, включенных в данном отчёте в состав собственного капитала, и учесть это в пояснениях к отчётности. Так, дополнительного раскрытия в пояснительной записке требует информация о существенных суммах движения по такой статье, как «Добавочный капитал», поскольку в её составе объединяются достаточно разнородные экономические элементы, влияние которых на структуру капитала и её изменения может оцениваться по-разному. Отдельного раскрытия требует информация по статьям резервного капитала с тем, чтобы в отчётности была представлена информация о целях его формирования и направлениях использования. Особого внимания заслуживает представление информации по статье «Оценочные резервы», поскольку от её величины зависит значение стоимости чистых активов предприятия.

«Отчёт о движении денежных средств» (форма №4). «Отчёт о движении денежных средств» (форма №4) предназначен для оценки способности организации обеспечить превышение поступлений денежных средств над платежами. При рассмотрении статей отчёта ключевым показателем является результат изменения денежных средств от текущей деятельности, поскольку именно этот показатель характеризует возможность устойчивого дополнительного притока денежных средств на предприятие.

«Приложение к бухгалтерскому балансу» (форма №5). Соответствующие разделы приложения к бухгалтерскому балансу, предусмотренные в форме № 5, раскрывают минимально необходимые сведения о движении заёмных средств, состоянии дебиторской и кредиторской задолженности, состоянии амортизируемого имущества, источниках финансирования долгосрочных инвестиций и финансовых вложений, содержат расшифровку отдельных прибылей и убытков, элементов затрат на производство, а также другую информацию.

Пояснительная записка. В п.4 ст.13 Закона «О бухгалтерском учёте» впервые в России на законодательном уровне установлены основные требования к составлению пояснительной записки, которая является неотъемлемой частью бухгалтерской отчётности организации. В пояснительной записке следует привести краткую характеристику деятельности организации (виды текущей, инвестиционной и финансовой деятельности), основные показатели деятельности и факторы, повлиявшие в отчётном году на хозяйственные результаты деятельности организации, а также решения по итогам рассмотрения годовой бухгалтерской отчётности, то есть существенную информацию, полезную для получения более полной и объективной картины об имущественном и финансовом положении организации.