logo
disk / бухгалтерская (финансовая) отчетность / бухгалтерская (финансовая) отчетность упп

Нормативное регулирование бухгалтерской отчётности

Переход на рыночные условия хозяйствования предопределил значительные изменения в системе нормативного регулирования бухгалтерской отчётности в России. Это, прежде всего, связано с тем, что бухгалтерская отчётность, как свидетельствует мировая практика, является одним из важнейших инструментов рыночных отношений, обеспечивая каждого субъекта (пользователя) рынка необходимой ему финансовой информацией. В конце XIX в., когда результатом промышленной революции стало развитие акционерной формы собственности и вторичных рынков ценных бумаг, сложилась ситуация, при которой практически все ведущие страны мира столкнулись с необходимостью законодательного регулирования состава бухгалтерской отчётности и её публикации. Это нашло отражение в торговых кодексах Германии, Франции, гражданских кодексах Испании и Италии, в законе о компаниях Великобритании, национальных стандартах бухгалтерского учёта в США.

В России состав бухгалтерской отчётности первоначально в общем виде регулировался Торговым уставом (1887г.), а затем - законом «О промысловом налоге» (1898г.), в развитие которого тогдашнее Министерство финансов выпустило четыре инструкции (1901-1904гг.). В этих нормативных актах впервые в отечественной практике предписывалось всем хозяйствующим субъектам составлять бухгалтерские отчёты (баланс и отчёт о прибылях и убытках). Закон действовал до 1917г. В дальнейшем состав бухгалтерской отчётности стал регулироваться подзаконными актами - инструкциями Министерства финансов и Центрального статистического управления СССР.

Система нормативного регулирования. Начиная с 1996г. бухгалтерская отчётность в России регулируется нормативными правовыми актами четырех уровней.

Первый уровень «законодательный». Главную роль в системе указанных правовых актов выполняет Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» от 21.11.1996г. №129-ФЗ, в составе которого имеется глава III «Бухгалтерская отчётность», включающая статьи 13-17. Этот закон вступил в действие 21 ноября 1996 г. Появление его связано с положением Конституции Российской Федерации, в соответствии с которым вопросы бухгалтерского учёта находятся в ведении Российской Федерации (ст.71, п. «р») и не входят в сферу совместного ведения Российской Федерации и её субъектов (ст.72 Конституции). Иными словами, субъекты Федерации не вправе утверждать свои правила ведения бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности. Благодаря централизации достигается единообразие методологии и методики бухгалтерского учёта: на всей территории России как едином экономическом пространстве обеспечивается получение одинаково воспринимаемой заинтересованными пользователями отчётной информации по всем организациям независимо от их организационно-правовой формы собственности, места регистрации и видов осуществляемой деятельности. К нормативным документам первого уровня относятся также Гражданский кодекс Российской Федерации, федеральные законы «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О рынке ценных бумаг», указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства, в которых сформулированы базовые определения и понятия бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности. В порядке исключения к документам первого уровня приравнивается и Положение по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в Российской Федерации (утверждено приказом Министерства финансов РФ от 29.07.1998г. №34н, в ред. приказа Министерства финансов РФ от 24.03.2000г. №31н), повторяя нормы Закона «О бухгалтерском учёте», детализирует их, определяя общие подходы к организации бухгалтерского учёта. С практической стороны такой подход оправдан, поскольку ст.165 Бюджетного кодекса Российской Федерации на Министерство финансов РФ возложены полномочия по осуществлению методологического руководства в области бухгалтерского учёта и отчётности юридических лиц страны.

Второй уровень «нормативный». Он представлен положениями (стандартами) по бухгалтерскому учёту. К числу таких документов, прежде всего, относится Положение по бухгалтерскому учёту «Бухгалтерская отчётность организации» (ПБУ 4/99), утвержденное приказом Министерства финансов РФ от 06.07.1999г. № 43н, которое устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчётности организаций - юридических лиц, кроме кредитных и бюджетных организаций. Для кредитных организаций (банков) состав бухгалтерской отчётности устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а для бюджетных организаций - Министерством финансов РФ. Содержание ПБУ 4/99 базируется на нормах, зафиксированных как в Законе «О бухгалтерском учёте», так и в Положении по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности. Следует подчеркнуть, что ПБУ 4/99 не является нормативным документом при формировании отчётности организации для внутренних целей, отчётности для статистического наблюдения, отчётных форм для представления данных кредитным организациям и отчётной информации для иных специальных целей, если в правилах подготовки такой отчётности не предусматривается использование ПБУ 4/99.

Третий уровень «методический». Он включает документы, на основе которых, по существу, установлен порядок формирования и составления бухгалтерской отчётности. К ним относятся методические рекомендации, инструкции, приказы Министерства финансов РФ:

Переходный период реформирования экономики выявил избыточность объема показателей ранее действующих типовых форм бухгалтерской отчётностей для субъектов малого предпринимательства и недостаточность их для крупных и крупнейших организаций. Поэтому впервые в российской практике государство отказалось от централизованного утверждения типовых форм бухгалтерской отчётности и перешло к рекомендуемым формам. Эти условия предоставляют организациям возможность самостоятельно формировать отчётные показатели для внешних пользователей с соблюдением общих требований к бухгалтерской отчётности, с учётом специфики их деятельности, отраслевой принадлежности, а также иных факторов, влияющих на итоговую информацию о финансовом положении, финансовых результатах и изменении финансового положения. При этом ПБУ 4/99, а также Международные стандарты финансовой отчётности отмечают, что упор должен делаться на пояснительную записку - текстовую часть бухгалтерской отчётности, а не на отчётные формы, как это было в планово регулируемой экономике.

Приказом Министерства финансов РФ «О формах бухгалтерской отчётности организаций» предусмотрены три варианта формирования составляющих частей бухгалтерской отчётности - упрощенный, стандартный и расширенный. Кроме того, на практике используется четвертый вариант - организация составляет отчётность в полном соответствии с Международными стандартами финансовой отчётности и не формирует её параллельно по российским правилам. Необходимость выделения вариантов формирования отчётности связана с тем, что разные группы организаций в зависимости от поставленных задач должны по-разному решать проблемы прозрачности при раскрытии итоговой бухгалтерской информации. Можно выделить три группы организаций: первая группа - открытые акционерные общества, акции которых котируются на фондовом рынке; вторая группа - организации, формирующие бухгалтерскую отчётность по расширенному варианту - оставшиеся открытые акционерные общества, а также федеральные и крупные муниципальные государственные унитарные предприятия; третья группа - закрытые акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью и др., за исключением субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций, которые составляют отчётность по стандартному варианту.

Четвертый уровень «инструктивный». Четвертый уровень нормативного регулирования бухгалтерской отчётности включает указания, инструкции и другие документы в рамках учётной политики самих хозяйствующих субъектов по составу, формам, адресам и срокам представления сегментной отчётности как для внешних пользователей, так и для внутренних целей.