logo search
Конспект2007

План прибыли и убытки промышленного предприятия

Доход от реализации продукции работ, услуг). Себестоимость реализованной продукции = Валовая прибыль – операционные расходы= Прибыль (убытки) от операционной деятельности – др. расходы = Прибыль (убыток) до налогообложения.

Доход от реализации определяется бюджетом продаж.

Себестоимость реализованной промышленной продукции рассчитывается сложнее, ниже себестоимости товаров, реализованных в торговле.

Себестоимость реализованной продукции на промышленном предприятии рассчитывается по следующей формуле:

Ср = Згпп пр гпк

Где Ср – себестоимость реализованной продукции, грн;

Згпп– запасы готовой продукции на начало периода, грн;

Спр – себестоимость произведенной за период продукции, грн;

Згпк – запасы готовой продукции на конец периода, грн;

Таким образом, для составления бюджета себестоимости реализованной продукции необходимо составить бюджет себестоимости произведенной продукции и оценить запасы готовой продукции на начало и конец планового периода.

Запасы готовой продукции на начало периода указываются в балансе предприятия. Стоимость запасов на конец периода определяется в бюджете запасов на конец периода, который разрабатывается по решению руководства.

Итак, для построения бюджета себестоимости произведенной продукции необходимо составить:

  1. бюджет производства;

  2. бюджет закупок материалов;

  3. бюджет расходов по прямой заработной плате;

  4. бюджет общепроизводственных расходов.

Составлением прогнозного баланса заканчивается работа над сводным кошторисом и начинается его предшествующий анализ. Сводный кошторис показывает руководству, как его планы влияют на финансовое положение. Если в результате составления кошториса возникают проблемы, вызванные принятием того или иного курсу действий, руководство предприятия начинает всю плановую работу с начала.

Т.е. первый вариант сводного кошторису редко является окончательным. После корректировки планов действий предприятия в целом и его отдельных подразделений вносятся изменения в сводный кошторис и снова анализируется влияние планов предприятия на его финансовое положение. Итак, процесс планирования и составления бюджета сливаются в один процесс управления.

Обычно, для анализа влияния разнообразных вариантов развития предприятия используются математические методы финансового планирования, которые помогают анализировать влияние изменений разных факторов на конечные финансовые результаты. Широкое применения компьютеров в обработке данных и управления способствовало росту популярности этих моделей.

Тема: Анализ релевантной информации для принятия операционного решения

Анализируя ситуации, которые возникают в процессе текущей деятельности, менеджеры постоянно имеют дело с выбором среди альтернативных решений. Типовыми примерами таких ситуаций является решение: о специальном заказеяяяяя4 о расширении или сокращении (ликвидации) определенного (конкретного) сегмента деятельности; производить или покупать отдельные компоненты продукции и т.п.

Выбор среди нескольких вариантов оптимального решения осуществляется на основе дифференциального анализа релевантной информации.

Дифференциальный анализ предусматривает определения и сопоставления дифференциальных расходов и доходов для принятия управленческих решений. Такой анализ позволяет сосредоточиться только на релевантных данных, поскольку лишь дифференциальные расходы и доходы являются релевантными. В свою очередь через сопоставления дифференциальных затрат и доходов можно определить дифференциальную прибыль (или убыток), которая в значительной мере характеризует экономическую выгоду того или иного решения.

Однако, применяя дифференциальный анализ следует помнить, что для разных типов решений массив релевантной информации может быть разным. Также следует учитывать не только краткосрочные выгоды, а и долгосрочные последствия решений.

Решения о спецзаказе

Решения о спец заказе— решения, связанные с рассмотрением полученного предложения на разовую продажу продукции или услуг по цене ниже обычной или даже ниже себестоимости.

Принятие такого решения целесообразно только в том случае, когда дополнительный доход превышает дополнительные затраты и отсутствует угроза деформации рынка.

Анализ для принятия такого решения предполагает:

  1. Маржинальный доход.

  2. Дифференцированный анализ релевантных затрат и дохода.

  3. Учет возможных потерь при отсутствии свободной мощности.

  4. Учет возможных долгосрочных последствий принятия спецзаказа.

Пример.

Компания «Спрут» производит спортивные байдарки и имеет незагруженные производственные мощности. Спортивный клуб желает приобрести у компании 100 2-х местных байдарок по цене 900 у.е. за штуку, хотя обычная цена реализации 1200 у.е. бухгалтер компании составил калькуляцию изготовления байдарок.

Статья затрат

Общие затраты

Затраты на единицу

  1. Основные материалы

50000

500

  1. Основная зарплата

18000

180

  1. Производственно-накладные расходы, в т.ч. 60% пост.

20000

200

  1. Расходы на сбыт, в т.ч. 40% пост.

14000

70

Всего

102000

1020

Дифференцированный анализ:

  1. Дифференцированный доход 100*900=90000

  2. Дифференцированные затраты:

Основные материалы 50000

Основная зарплата 18000

Переменные производственные накладные расходы 40% от 20000=8000

Переменные расходы на сбыт 60% от 14000=8400

Всего 84400

  1. Дифференцированная прибыль 90000-84400=5600

Результаты анализа показывают, что принятие спец заказа обеспечит дополнительную прибыль в сумме 5600 у.е. или 56 у.е. на единицу.

Пример.

Предположим, что производственные мощности компании «Спрут» полностью загружены и принятие спец заказа приведет к сокращению объема реализации тех байдарок, которые стоят 1200 у.е.

Дифференцированный доход 90000 у.е.

Дифференцированные затраты 84400 у.е.

Возможное сокращение дохода 120000-90000=30000 у.е.

Убыток от принятия решения 90000-(84400-+30000)=-24400 у.е.

Это только часть информации, которая принимается во внимание при решении вопроса о спец заказе.

Следует также учитывать, что согласие на цену ниже обычной, может вынудить конкурентов также снизить цену. Кроме того другие заказчики также будут требовать понижения цен. Или клиенты, которым предлагался спец заказ, со временем могут стать постоянными заказчиками.