logo search
менедж

3. Цели и задачи менеджмента.

Менеджмент – управление ресурсами и организациями в сфере производства товаров и услуг. Менеджмент рассматривается в трёх аспектах:

  1. Как область профессиональной деятельности (указывает на социальные и должностные положения)

  2. Как область научного исследования.

  3. Как учебная дисциплина.

К основным целям менеджмента относится прогнозирование, планирование и достижение намеченных результатов в деятельности предприятия. В рамках целей формируются задачи менеджмента, решение которых необходимо для их достижения:

- организация производства товаров или услуг

- повышение квалификации работников

- стимулирование работников организации

- определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения

- разработка стратегии развития организации

- осуществление контроля за эффективной деятельностью предприятия

В настоящее время известно три важнейших подхода к менеджменту внёсших существенный вклад в развитие теории и практики управления:

1. Процессный подход.

Рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций (причинно-следственные связи)

2. Системный подход.

Подчёркивается, что руководители должны рассматривать организацию как савокупность взаимосвязанных элементов (люди, структура, задачи и технологии, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды).

  1. Ситуационных подход.

Концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией, нет единого "лучшего" способа управлять организацией. Самым эффективным методом в определённой ситуации является тот, который наиболее соответствует данной ситуации.

4 Эволюция менеджмента.

  1. Школа научного управления (ШНУ) 1903 – 1940. Они полагали, что используя наблюдение, замеры, логику и анализ можно совершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь более эффективного их выполнения. Важным вкладом этой школы было использование стимулирования работников (премиальная система). Подчёркивалась важность отбора персонала по их физическим и интеллектуальным способностям. Большое значение предавалось обучению персонала. ШНУ выступала за распределение управленческих функций и обязанностей. 2. Административная школа менеджмента 1920 – 1950 Родоначальники этой школы: М.Вебер, Л.Урвик, Г.Черч Основной вклад административной школы в теорию менеджмента состоит в том, что она рассматривала управление как универсальный процесс состоящий из нескольких взаимосвязанных функций. Была сформулирована систематизированная теория управления всей организацией. Основные функции: планирование –прогнозирование –мотивация –контроль –организация-координирование-распорядительство. 3.Школа человеческих отношений 1925 – 1960.Перенос взаимопонимания в управлении на человека является отличительной характеристикой школы человеческих отношений. Создателем этой теории является Элтон Мэйо. Его исследования показали, что поведение человека на работе и результат его труда зависит от того, в каких социальных условиях он работает, какие отношения существуют у рабочих между собой, а так же от отношения менеджеров между собой. Мэри Фоллет считала, что для успешного управления менеджер должен отказаться от формальных взаимодействий с рабочими, быть лидером, признанным всем коллективом. Во главу угла она ставила гибксть и гармонию во взаимоотношениях между менеджером и рабочими.

  2. Школа поведенческих наук Школа поведенческих наук значительно отошла от школы человеческих отношений. Новый подход стремился оказать помощь работнику в осознании своих возможностей на основе применения концепции поведенческих наук к построению и управлению организациями. Теория "Х" и "У" Д.Мак-грегора является обобщением научного управления и бехейвиористских концепций. В соответствии с этой теорией существуют два типа управления: авторитарный и демократический.

А.Маслоу разработал теорию потребностей известную как "Пирамида потребностей". Модель Хоманса. Хоманс построил модель неформальных групп включающую три основных элемента: - задания – взаимодействия – установки. От руководителя сторудники получают производственные задания. Выполняя его, они организуют процесс взаимодействия и, как следствие, между ними возникают определённые неформальные отношения (симпатия-антипатия). Теория Арджинса. Арджинс оценивал незрелость рабочих, неучастие в общих делах (сдерживание производительности, равнодушие) не как проявление природных склонностей, а как негативный итог такого администрирования, которое сдерживает подчинённых от проявления своей "взрослости". Например, недоверяют ответственных заданий, ограничивают самостоятельность, унижают мелочным надзором и т.д. 3. Школа науки управления (ШНУ) 1950 - …Становление школы науки управления связано с развитием математики, статистики, инженерных наук и других смежных с ними областей знаний. В ШНУ различают два основных напрвления: 1. Рассмотрение производства как социальной системы с использованием системного, процессного и ситуационного подходов. При этом определяются основные внутренние и внешние переменные факторы влияющие на организацию. 2. Исследование проблем управления на основе системного анализа и использование кибернетического подхода включая применение математических методов и ЭВМ. Отличительной особенностью науки управления является использование моделей. Они приобретают особенно важное значение, когда необходимо принимать решения в сложных ситуациях, требующих оценки нескольких альтернатив.