17. Миссия организации
Существует широкое и узкое понимание миссии. В случае широкого понимания миссия рассматривается как философия, предназначение и смысл существования организации. Философия организации определяет ценности, верования и принципы, на основе которых осуществляется деятельность организации. Предназначение определяет действия, которые организация намеревается осуществить, и то, какого типа организацией она намеревается быть.
Философия организации определяет ценности, убеждения, и принципы в соответствии с которыми организация намеривается осуществлять свою деятельность.
Правильно сформулированная миссия, хотя и имеет всегда общий философский смысл, тем не менее, всегда несет в себе что-то, что делает ее уникальной в своем роде, характеризующей именно ту организацию, в которой она была выработана.
Целевое начало в деятельности организации возникает как отражение целей и интересов различных групп людей, так или иначе связанных с деятельностью организации и вовлеченных в процесс ее функционирования.
Основными группами людей, чьи интересы оказывают влияние на деятельность организации и, следовательно, должны быть учтены при определении ее миссии, являются следующие:
акционеры (собственники) организации, создающие, приводящие в действие и развивающие организацию;
сотрудники организации, своим трудом непосредственно обеспечивающие деятельность организации, создание и реализацию продуктов и услуг, продвижение ресурсов извне, получающие от организации за свой труд компенсацию и решающие с помощью этой компенсации свои жизненные проблемы;
покупатели продукта организации, отдающие ей свои ресурсы (чаще всего деньги) в обмен на продукт, предлагаемый им организацией, и удовлетворяющие с помощью этого продукта свои потребности;
деловые партнеры организации, находящиеся с ней в формальных и неформальных деловых отношениях, оказывающие организации коммерческие и некоммерческие услуги и получающие аналогичные услуги со стороны организации;
местное сообщество, находящееся с организацией во взаимодействии, имеющем многогранное содержание, связанном в первую очередь с формированием социальной и экологической среды обитания организации;
общество в целом, в первую очередь в лице государственных (муниципальных) институтов, взаимодействующее с организацией в политической, правовой, экономической и других сферах макроокружения, получающее от организации часть создаваемого ею богатства для обеспечения общественного благополучия и развития, плодами которого наряду с другими членами общества также пользуется и организация.
Миссия организации в той или иной мере должна отражать интересы всех шести вышеназванных субъектов. Наиболее сильное, даже определяющее, влияние на миссию любой организации оказывают интересы собственников, сотрудников и заказчиков (покупателей). По мнению Ф Котлера миссия должна вырабатываться с учетом следующих 5 факторов:
История фирмы;
Существующий стиль поведения и способ действия собственников и управленческого персонала;
Внешняя среда организации;
Ресурсы, которые она может привести в действие для достижения своих целей;
Отличительные особенности, которыми обладает организация.
Хорошо сформулированная миссия проясняет то, чем является организация, и какой она стремится быть, а также показывает отличие организации от других ей подобных. Для этого в сопровождающей миссию расшифровке должны быть отражены следующие характеристики организации:
целевые ориентиры организации, отражающие то, на решение каких задач направлена деятельность организации, и то, к чему стремится организация в своей деятельности в долгосрочной перспективе;
сфера деятельности организации, отражающая то, какой продукт организация предлагает покупателям, и то, на каком рынке организация осуществляет реализацию своего продукта;
философия организации, находящая проявление в тех ценностях и верованиях, которые приняты в организации;
возможности и способы осуществления деятельности организации, отражающие то, в чем сила организации, в чем ее отличительные возможности для выживания в долгосрочной перспективе, каким способом и с помощью какой технологии организация выполняет свою работу, какие для этого имеются технологии, ноу-хау, передовая техника.
Цели формулирования миссии:
Миссия дает субъектам внешней среды общее представление об организации
Миссия способствует единению внутри организации и созданию корпоративной культуры
Создает возможность для более действенного управления организацией т.к. обеспечивает непротиворечивость набора целей и помогает выработке стратегии предприятия
Наряду с вышеперечисленными характеристиками организации при формировании ее миссии важным является отражение в содержании и форме изложения миссии имиджа, которым обладает организация. Миссия в большей или меньшей степени всегда отражает имидж организации. Однако при умелом подходе к формулированию миссии можно добиться того, что в ней будет очень ясно отражен тот имидж, которым обладает организация
Очень важно чтобы миссия была сформулирована предельно ясно и была понятна всем субъектам, взаимодействующим с организацией при этом миссия должна исключать возможность неоднозначного толкования, но оставляет простор для творческого и гибкого развития организации. Необходимо чтобы сформулированные миссией утверждения разделялись большинством сотрудников организации.
- 1. Управление знаниями в организации
- 2. Автоматизация документооборота и оптимизация бизнес-процессов
- 3. Цели и задачи менеджмента.
- 6. Сущность мотивации.
- 7. Содержательные теории мотивации
- 8. Процессуальные теории мотивации.
- 9. Организационная структура управления (осу).
- 10. Контроль как функция управления.
- 11. Планирование как функция менеджмента.
- 13. Анализ макроокружения (стэп-анализ)
- 14. Анализ непосредственного окружения
- 15. Анализ внутренней среды
- 16. Метод swot-анализа
- 17. Миссия организации
- 18. Выбор стратегии
- 4 Базисных стратегии:
- Стратегии концентрированного роста.
- 2. Стратегия интегрированного роста.
- 3. Стратегия диверсифицированного роста.
- 4. Стратегия сокращения.