logo
менедж

8. Процессуальные теории мотивации.

В основе – концепция о том, что поведение чел-ка подвержено влиянию посредством перестраивания внешней среды или самого процесса работы. Наиболее популярные:

теория ожидания Виктора Врума:

мотивация рассматрив-ся как функция 3 видов ожидания:

1)ожидания самого результата работы; 2)ожидаемого вознаграждения от этого результата; 3)ожидаемая ценность вознаграждения.

Величина усилий, прилагаемых чел-ком для реализации поставленной задачи будет зависеть от того, какова оценка вероятности успеха и какова вероятность получения за приложенные усилия ценного для него вознаграждения.

теория справедливости Адамса:

чел-к субъективно оценивает результаты труда и получает вознаграждение, сравнивая их с результатами и вознаграждением других сотрудников. Если вознаграждение восприним-ся как справедливое, то производственное поведение повтор-ся. Если нет, то возм-ны сл.реакции поведения: ●↓ затрат собственными силами; ●требования к начальству; ●возмущение; ●пересмотр критериев оценки; ●попытка перейти в др.организ-ю; ●попытка ↑ вознаграждение и т.п.

модель мотивации Портера-Лоулера:

мотивация = функция затрач.усилий, получ.результатов, восприятие работниками вознаграждения, степень удовлетворенности (синтез всех предыд.теорий). Внешнее вознаграждение осущ-ся организацией в виде ЗП,похвалы,поощрений,продвижения по службе и т.п. Внутреннее вознаграждение исходит от самой работы, реализует потребности высокого уровня и, как правило, явл-ся причиной чувства удовлетворенности (значимость, призание, самовыражение). Важный вывод этой модели: результативный труд ведет к удовлетворению, а не наоборот, как это принято считать.