logo search
Конспект2007

Производить или покупать

Решение «производить или покупать» — решение связанное с рассмотрением существующей альтернативы: производить самостоятельно отдельные компоненты продукции (комплект, детали) или покупать их у внешних поставщиков. Анализ для принятия такого решения предусматривает:

  1. Определение релевантной производственной себестоимости компонента.

  2. Дифференцированный анализ затрат.

  3. Учет качественных факторов.

Пример.

Компания производит сложную деталь Х, которая используется для производства основной продукции. Годовая потребность компании 20000 деталей Х. Расчет себестоимости следующий:

— прямые материалы 18 у.е.

— прямая зарплата 12 у.е.

—переменные накладные расходы 4 у.е.

— амортизация специального оборудования 6 у.е.

— общехозяйственные расходы 20 у.е.

Всего 60 у.е.

Поставщик предлагает деталь Х по цене 50 у.е.

Определим релевантные затраты на производство детали Х и сделаем дифференцированный анализ.

Релевантный диапазон— диапазон деятельности в пределах которой сохранится связь между величинами затрат и их факторами.

Нерелевантными в нашем случае являются затраты на амортизацию и общехозяйственные расходы.

Показатель

Затраты на единицу

Релевантные затраты на единицу

Общие релевантные затраты

Произв.

Покуп.

Произв.

Покуп.

  1. Прямые материалы

18

18

360000

  1. Прямая зарплата

12

12

240000

  1. Переменные. накладные расходы

4

4

80000

  1. Амортизация специального оборудования

6

  1. Общехозяйственные расходы

20

  1. Стоимость покупки деталей

50

1000000

Всего

60

34

50

680000

1000000

Компании выгоднее производить деталь Х, чем покупать, однако принимая решение следует также учитывать фактор утраченной возможности: если компания не имеет другой альтернативной для использования площади, которая освобождается вследствие прекращения производства детали Х, тогда возможные затраты равны 0, в этом случае, сделанный ранее вывод можно считать правильным, но если компания может сдать свободную площадь в аренду или использовать ее для производства другой продукции, тогда рассматривая альтернативу «производить или не производить» следует учитывать выгоду в виде арендной платы или МД, который потеряет компания, продолжающая производство деталей вместо ее приобретения.

Релевантная производственная себестоимость компонента для принятия решения

=

Реальные релевантные затраты на производство

+

Стоимость утраченной возможности

Предположим, что в случае прекращения производства детали Х компания может сдать свободные производственные площади в аренду за 30 тыс. у.е. в месяц. Стоит ли принять предложение поставщика?

Если компания решит продолжать производство детали Х, то она утратит возможность получать годовую арендную плату в сумме 360 тыс. у.е. учитывая данные предыдущего анализа получим такие результаты:

Затраты

Производить

Покупать

Реальные затраты

680000

1000000

Стоимость утраченной возможности

360000

Всего затрат

1040000

1000000

Дифференцированные затраты

40000

Но окончательное решение следует принимать не только с учетом номинальных показателей, но и качественных факторов. Эти факторы можно разделить на две группы:

Внутренние— надежность поставщика, контроль качества поставщика, стабильность цен поставщика, время необходимое для возобновление производства деталей, если поставщик не выполнит своих обязательств.

К внутреннимотносятся: наличие мощности, ноу-хау, загруженность персонала, технологичность изменений. Желание сохранить секреты производства или квалификацию кадров может вынудить компанию отказаться от выгодного предложения покупать детали вместо того, чтобы производить их.