3.2. Принципы построения отчёта о прибылях и убытках
Отчёт о прибылях и убытках российских организаций в последние годы был весьма существенно трансформирован. Он стал более компактным и прозрачным для пользователей бухгалтерской информации, по своей структуре и содержанию приблизился к требованиям и формату международных стандартов финансовой отчётности. А после вступления в силу Приказа Министерства финансов РФ №67н от 22.07.2003г. отчёт о прибылях и убытках стал ещё более компактным и менее формализованным (Приложение 2). Из него исключены коды строк и разбивка на разделы.
В действующих нормативных документах указано, что каждый хозяйствующий субъект должен составить отчёт о прибылях и убытках с тем, чтобы получить данные о соотношении доходов и расходов. Это требование нашло отражение и в Налоговом кодексе РФ. Исходя из принципов бухгалтерского учёта, этот отчёт должен быть ясным и наглядным, содержать информацию обо всех доходах и расходах с учётом требования полноты. Доходы и расходы в соответствии с принципом начисления (допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности) относятся к тому отчётному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами. Принцип начисления предполагает, что все хозяйственные операции и иные факты хозяйственной деятельности отражаются на счетах бухгалтерского учёта, а, следовательно, и в бухгалтерской отчётности в тех отчётных периодах, в которых они совершались, независимо от получения или выплаты денежных средств (их эквивалентов).
Принцип начисления позволяет сблизить во времени сопоставление затрат и доходов, более точно представить результаты коммерческих и финансовых операций. При использовании этого принципа в учёте фиксируются обязательства предприятия, связанные с будущими платежами, или предстоящие в будущем денежные поступления. Все это представляет собой важную информацию для прогнозирования будущих финансовых результатов и будущего развития предприятия, отдельных направлений его деятельности.
В нормативных документах, а также в специальной литературе формулируются различные требования к составлению отчёта о прибылях и убытках. Так, структура отчёта о прибылях и убытках в соответствии с п.23 ПБУ 4/99 предусматривает раздельно раскрывать в отчёте, как минимум, выручку от продажи товаров, продукции, работ, услуг, проценты к получению, доходы от участия в других организациях, прочие операционные доходы, внереализационные и чрезвычайные доходы. ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации» содержат требований выделять в отчёте о прибылях и убытках характер деятельности, вид доходов, размер и условия их получения для признания поступления доходами от обычных видов деятельности или прочими поступлениями (операционными, внереализационными или чрезвычайными). Указанные выше требования и рекомендации можно объединить в пять экономических принципов составления отчёта о прибылях и убытках:
недопущение взаимозачета статей доходов и расходов (принцип расчета финансового результата методом брутто);
принцип детализации доходов и расходов по видам;
детализация затрат по функциям управления - производство, управление и сбыт (принцип построения отчёта о прибылях и убытках по функциям управления);
отражение возникших в отчётном периоде доходов и расходов в зависимости от отношения к отчётному периоду (принцип периодизации);
разделение финансового результата на результат от основной и прочей деятельности (принцип разделения результатов).
- Московский государственный университет технологий и управления
- Содержание
- 1. Концепция бухгалтерской отчётности
- 1.1.2. Назначение бухгалтерской отчётности
- 1.2. Пользователи бухгалтерской отчётности, адреса и сроки её представления
- 1.2.1. Публичность бухгалтерской отчётности
- Нормативное регулирование бухгалтерской отчётности
- 1.4. Состав бухгалтерской отчётности
- Вопросы для самопроверки:
- Тесты по теме
- 2. Бухгалтерский баланс
- 2.1. Основные сведения
- 2.1.1. Функции бухгалтерского баланса
- 2.1.2. Виды бухгалтерских балансов
- 2.2. Построение бухгалтерского баланса
- 2.3. Содержание статей актива баланса
- Раздел I. «Внеоборотные активы».
- Раздел II. Оборотные активы.
- 2.4. Содержание статей пассива баланса
- Раздел III. Капитал и резервы.
- Раздел IV. Долгосрочные обязательства
- Раздел V. Краткосрочные обязательства
- Вопросы для самопроверки:
- Тесты по теме:
- 3. Отчёт о прибылях и убытках
- 3.1. Задачи и цели отчёта о прибылях и убытках
- 3.2. Принципы построения отчёта о прибылях и убытках
- 3.3. Структура и содержание
- Тесты по теме
- 4. Учётная политика предприятия
- 4.1. Общие положения
- 4.1.1. Сущность учетной политики, ее нормативная база и влияющие факторы
- 4.2. Формирование учётной политики
- Тесты по теме:
- 5. Консолидированная бухгалтерская отчётность
- 5.1. Назначение и область применения консолидированной бухгалтерской отчётности
- Вопросы для самопроверки:
- Тесты по теме:
- Тесты по дисциплине
- Литература
- Словарь основных понятий
- Отчет о прибылях и убытках
- Расшифровка отдельных прибылей и убытков
- Бухгалтерская (финансовая) отчетность Учебно-практическое пособие