logo search
менедж

6. Сущность мотивации.

Мотивация – совокупность движущих сил, кот. побуждает чел-ка к деят-ти, имеющей определ. целевую направленность.

Осознанная и сформированная чел-ком потребность не всегда приводит к действию по ее устранению. Для этого необходимы определенные условия: ●наличие достат-но сильного желания изменить ситуацию; ●ресурсное обеспеч-е для осущ-ния действий (матер., фин., времени и т.п.); ●развитие собственных способностей,знаний,навыков.

Мотивационный процесс включает: ■оценку неудовлетворенных потребностей; ■формулир-е целей, направл. на удовлетворение потребностей; ■определение действий, необходимых для удовлетворения потребностей.

Мотив – то, что вызывает определенные действия, вызванные собственными потребностями,эмоциями,позицией чел.

Один и тот же мотив может быть порожден в зависимости от ситуации как внешнего воздействия (стимул – внешняя мотивация), так и внутр. мотивационной структурой (внутр.мотивом). Например, интерес может быть порожден природным любопытством или умелыми действиями руководителя.

Побуждение к деятельности может исходить и от самого человека. Источник побуждения – мотивационная структура индивида, кот. формир-ся под влиянием личностных факторов,воспитания,обучения. Мотивы порождает сам человек, сталкиваясь с задачей/проблемой.

Можно выделить 2 направления поиска способа удовлетворенности потребности: 1)поиск способа достижения успеха при реализации потребности: активизирует деят-ть чел-ка и придает действиям целев.направленность (пример мотивов: -интерес; -карьерн.рост; -самоутверждение и т.п.); 2)поиск путей избегания каких-либо обстоятельств, объекта или условий: осн.мотивы поведения чел-ка: -тревога; -чувство страха.

Основная задача менеджера – создать и активизировать те потребности персонала, кот. могут быть удовлетворены в рамках системы управл-я предприятием.

Эффективное управление персоналом предполагает сочетание стимулов,мотиваций и удовлетворение потребностей работников.