1. Документирование и учет прямых затрат
2. Документирование, учет и группировка по статьям затрат, включенных в косвенные расходы
3. Группировка прямых затрат по заказам
4. Распределение косвенных расходов по заказам
5. Определение общей величины затрат по каждому заказу с начала его изготовления (незавершенное производство)
6. Определение фактической себестоимости по окончании выполнения заказа (по оконченным заказам)
Рисунок 5.7 Последовательность учета при позаказном методе
Объектом учета затрат и объектом калькулирования при этом методе является отдельный производственный заказ. При этом под заказом понимается заявка клиента на определенное количество специально созданных или изготовленных для него изделий. Вид заказа определяем договором с заказчиком. В нем же оговаривается стоимость, оплачиваемая заказчиком, порядок расчетов, передачи продукции (работ, услуг), срок выполнения заказа. До момента выполнения заказа все относящиеся к нему затраты считаются незавершенным производством. Другим словами, при этом методе затраты на производственные материалы, оплату труда производственных рабочих и общезаводские накладные расходы относят на каждый индивидуальный заказ или же на произведенную партию продукции. Если заказ представлен единичным изделием, то его себестоимость рассчитывается путем суммирования всех затрат. Если заказом предусмотрено производство нескольких изделий или их партии, то путем суммирования затрат получают себестоимость изготовления всей партии. Для определения себестоимости одного изделия общие производственные затраты делят на количество единиц продукции в партии.
Учет расходов по отдельным заказам начинается с открытия заказа «Открыть заказ» - значит заполнить соответствующий бланк заказа (или наряд на выполнение заказа). Этот документ находится в бухгалтерии.
В зависимости от потребностей предприятия вид этого бланка может варьироваться. Однако в любом случае он, как правило, содержит следующую базовую информацию:
• тип заказа (для собственных нужд или привлекаемый со стороны разовый или сводный). Издержки по разовым заказам учитываются и отражаются в рамках одного отчетного периода. Долгосрочные, или сводные заказы состоят из периодически возобновляемых или ряда мелких заказов. Учет издержек по таким заказам связан с распределением издержек между несколькими отчетными периодами;
• номер заказа (индивидуальный код). Он отличает данный заказ от всех других, находящихся в производстве в отчетный период;
• характеристика заказа (краткое описание работ по выполнению заказа);
• исполнитель (участок, выполняющий работы);
• срок исполнения заказа;
• месяц, в котором учитываются (распределяются) издержки по заказу.
После этого в бухгалтерию начинают поступать первичные документы на расход материалов, заработной платы, о потерях от брака, износе специальных приспособлений и инструментов, связанных с изготовлением данного заказа, т.е. о прямых издержках. В каждом документе проставляется номер заказа.
Бухгалтерия для учета затрат по заказам для каждого заказа открывает карточку (ведомость). По мере прохождения заказа в карточке заказа накапливается информация о затратах по прямым материалам, прямым трудозатратам и общезаводским расходам, связанным с его изготовлением. Таким образом, карточка заказа является основным учетным регистром в условиях позаказного метода калькулирования.
Рассмотрим теперь порядок учетных записей в условиях позаказного метода калькулирования. В развитие счета 20 «Основное производство» организуется аналитический учет по каждому заказу, т.е. количество аналитических счетов к счету 20 должно соответствовать количеству заказов, размещенных в данный момент на предприятии. Как отмечалось выше, регистром для организации аналитического учета являются карточки заказов.
Прямые затраты материалов в соответствии с полученными первичными документами списываются на соответствующие заказы и показываются по дебету счета 20 «Основное производство». Прямая заработная плата также прямо относится на соответствующие заказы.
Возникает проблема с распределением косвенных расходов (амортизация, арендная плата, затраты на освещение, отопление и т.п.) между отдельными производственными заказами, выполненными в отчетном периоде, ведь спланировать цену заказа и согласовать ее с заказчиком необходимо в течение отчетного периода, когда еще не известна общая сумма косвенных расходов.
Одно из решений данного вопроса - ждать окончания отчетного периода и затем, зная общую фактическую сумму косвенных расходов за отчетный период, распределить ее между отдельными заказами. Однако такое решение вряд ли удовлетворит современного руководителя и самого заказчика. Руководству предприятия необходимы данные об ожидаемой себестоимости заказа для определения цены до того, как будет выполнен заказ. Заказчику также нужна оперативная информация о возможной цене, с тем чтобы выбрать для себя недорогого исполнителя.
На практике обычно идут другим путем: косвенные расходы распределяют между отдельными заказами предварительно, пользуясь бюджетными ставками (предварительными нормативами) распределения ожидаемых косвенных расходов.
Понятие «бюджет» в управленческом учете является синонимом слова «план». Следовательно, речь идет о показателях, планируемых самой бухгалтерией. Они базируются на оценочных величинах объемов производства (работ, услуг) и косвенных расходов в предстоящем периоде.
Расчет бюджетной ставки распределения косвенных расходов выполняется бухгалтерией накануне наступающего отчетного периода в три этапа:
1. Оцениваются косвенные расходы предстоящего периода.
В значительной степени точность этого прогноза зависит от опыта знаний и интуиции бухгалтера-аналитика, так как, давая подобные прогнозы, необходимо учесть многие факторы — как объективные (не зависящие от деятельности предприятия), так и субъективные (зависящие от него). Например, существенным слагаемым общепроизводственных расходов оказывается оплата коммунальных услуг и электроэнергии, а ее размер в свою очередь зависит от установленных тарифов. Следовательно, повышение действующих тарифов по оплате коммунальных услуг и электроэнергии является для предприятия объективным фактором. Бухгалтеру-аналитику, конечно, трудно предсказать влияние этого фактора в предстоящем периоде.
Вместе с тем именно от предприятия будет зависеть, насколько производительно используется электроэнергия, допускается ли ее непроизводительное потребление, и если допускается, то в какой мере. Такого рода субъективные факторы также должны быть учтены бухгалтером-аналитиком в его прогнозе косвенных расходов предстоящего периода.
2. Выбирается база для распределения косвенных расходов между отдельными производственными заказами, и прогнозируется ее величина. При этом под базой понимается какой-либо технико-экономический показатель, который, с точки зрения руководства предприятия, наиболее точно увязывает общепроизводственные косвенные расходы с объемом готовой продукции.
База для распределения косвенных расходов выбирается предприятием самостоятельно, исходя из специфических особенностей его деятельности, характера выполняемых заказов, их размера, количества и т. д., записывается в учетной политике предприятия и является таковой в течение всего финансового года.
Так, в промышленном производстве общепринятыми показателями для распределения косвенных расходов являются: отработанные станко-часы, машинодни, сумма начисленной заработной платы производственных рабочих. Однако могут применяться и другие измерители, например при индивидуальном производстве ковров - квадратные метры, при оказании транспортных услуг - километры пробега автомобиля, аудиторских услуг - количество часов, отработанных сотрудниками аудиторий фирмы, и т. д.
Выбрав в качестве базы распределения косвенных расходов какой-либо показатель, бухгалтер-аналитик прогнозирует его размер на предстоящий период. Здесь он сталкивается с теми же проблемами, о которых речь шла выше. Необходимо оценить возможный спрос на продукцию предприятия в предстоящем периоде с учетом сезонных колебаний, покупательной способности населения (или предприятий), общей ситуации на рынке с учетом деятельности конкурентов. Правильно оценить влияние всех этих факторов на ожидаемую величину заказов, а, следовательно, и на размер выбранного базового показателя сможет лишь опытный бухгалтер-аналитик.
3. Рассчитывается бюджетная ставка путем деления суммы прогнозируемых косвенных расходов на ожидаемую величину базового показателя.
Практическое применение позаказного метода учета на предприятиях (на примере издательства)
Объектом учета затрат и калькулирования в издательской деятельности является отдельный производственный заказ на каждое изделие. Фактическая себестоимость тиража каждого издания (заказа) определяется после его изготовления. Затраты на производство образуют общеиздательскую себестоимость, а затраты на производство и непроизводственные расходы — полную издательскую себестоимость. Первичную документацию по всем статьям затрат составляют с обязательным указанием номера издания (заказа). Основой для расчета плановой себестоимости издания является тематический план выпуска литературы.
Рассмотрим расчет себестоимости выпуска продукции редакцией периодического издания, которая является одним из подразделений издательства. Для издательств, выпускающих периодические издания, калькуляционной единицей может являться конкретный номер журнала.
Предварительную себестоимость каждого периодического издания рассчитывают путем составления сметы на издание по следующей номенклатуре статей:
Прямые затраты:
авторский гонорар с отчислениями за литературные произведения. Определяется исходя из объема оплачиваемых авторских листов и ставки гонорара;
авторский гонорар с отчислениями за художественно-графические работы. Определяется исходя из плана оформления издания и ставки гонорара;
затраты на полиграфическое исполнение. Рассчитываются исходя из договорных цен с полиграфическими предприятиями;
затраты на бумагу, картон и иные материалы. Рассчитываются исходя из их потребности в натуральном выражении и цен поставщиков с включением в них транспортных затрат.
К ним также относится оплата за выполняемые внештатным персоналом работы по рецензированию, редактированию, консультированию и т. п.
Прямые затраты являются переменными, поскольку прямо пропорционально зависят от тиража издания, и учитываются на счете 20 «Основное производство». На этом счете открываются субсчета в соответствии с принятыми к производству заказами.
Общеиздательские и редакционные расходы (косвенные расходы).
В крупных издательствах общеиздательские расходы учитываются на счете 26 «Общехозяйственные расходы», а редакционные расходы — на счете 25 «Общепроизводственные расходы».
В состав редакционных расходов включают: расходы на содержание прочего редакционного персонала; расходы на обработку и оформление оригиналов работниками несписочного персонала и др.
Статья «Общеиздательские расходы» состоит из двух частей: расходы на управление издательством и общеиздательские расходы (командировочные, канцелярские, почтово-телеграфные, телефонные и пр.).
В небольших издательствах счет 25 не ведется, что связано с ограниченной номенклатурой изданий и небольшим штатом редакционных работников. В связи с этим все расходы, не относящиеся к прямым затратам, отражаются на счете 26 «Общехозяйственные расходы». При этом имеются такие статьи калькуляции, как:
• оплата труда работников издательства с отчислениями. Расчет ведется в соответствии с принятой формой оплаты труда и штатным расписанием;
• арендная плата и содержание помещений. Расчет ведется в соответствии с заключенными договорами с собственниками помещений, занимаемых издательствами;
• амортизация основных средств. Определяется стоимостью оборудования, находящегося в издательстве, и выбранным способом начисления амортизации;
• затраты на хранение бумаги. Расчет ведется в соответствии с заключенными договорами;
• прочие затраты.
В связи с незначительными размерами расходов прочие затраты можно объединить в одну группу. Сюда относятся почтово-телеграфные, командировочные, консультационные расходы, расходы на канцелярские принадлежности и на охрану помещений, а также расходы по подписке на периодику и т. п. Однако если какой-либо вид затрат занимает весомую часть общехозяйственных затрат, то целесообразно выделить его в отдельную статью для планирования и анализа.
Общеиздательские и редакционные расходы являются косвенными. Их распределяют между отдельными заказами пропорционально объему последних, исчисленному в авторских листах. Иногда за базу для распределения косвенных расходов принимается стоимость бумаги и полиграфических услуг, связанных с изготовлением заказа.
При выпуске журналов все расходы по содержанию редакций журналов ежемесячно включают в себестоимость отдельных номеров журнала: при выпуске 12 номеров в год -в размере фактических затрат за месяц; при выпуске 24 номеров в год - в размере фактических полумесячных затрат.
Коммерческие расходы. В издательской деятельности активно используется счет 44 «Расходы на продажу». На этом счете планируются затраты на реализацию продукции по таким статьям калькуляции, как:
• затраты по распространению продукции. Включаются затраты на внесение изданий в каталоги по распространению, рекламные расходы, услуги распространяющих организаций;
• затраты по экспедированию продукции. Используются издательствами, распространяющими продукцию по подписке. Включают обработку тиражей изданий экспедиционными предприятиями в соответствии с тиражными ведомостями, поступающими от распространяющих организаций;
• затраты по пересылке продукции, т. е. оплата услуг транспортных
организаций.
Все виды коммерческих расходов планируются издающей организацией на основании тарифов организаций - исполнителей работ и обрабатываемых ими тиражей изданий.
После утверждения составленной сметы в процессе производства проводится сопоставление планируемых показателей с фактическими и выявляются отклонения от плановых показателей, а также анализируются отклонения с привлечением руководителей центров ответственности (руководителей отделов). После сдачи тиража полиграфическим предприятием на склад издательства рассчитывается полная себестоимость выпущенной продукции путем косвенного распределения редакционных и общеиздательских затрат по объектам калькулирования - тиражам изданий.
5.6. Метод учета затрат по функциям (АВС - метод)
Как отмечалось ранее, одним из принципов калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) является выбор метода распределения косвенных (накладных) расходов между объектами калькулирования.
До середины прошлого столетия в отечественной и зарубежной учетной практике базой распределения накладных расходов, как правило, являлись прямые трудозатраты на производство единицы проекции. Во многих компаниях управленческие решения вырабатывались на основе искаженных данных о производственных затратах, позаимствованных из информации, удовлетворяющей требованиям внешней финансовой отчетности. Данные о производственных затратах, используемые для финансовой отчетности, не могут являться точным показателем ресурсов, потребленных каждым конкретным продуктом, но при этом могут обеспечить достаточно точной информацией для оценки производственных запасов и измерения прибыли на уровне суммарного объема производимой продукции.
Чтобы не тратить средства на содержание двух систем учета: одной - для оценки производственных запасов, а другой - для принятия решений, большинством компаний по принципу "затраты - выгоды" была выбрана одна система, предназначенная для оценки производственных запасов. Система, созданная для оценки производственных запасов, точно измеряет потребленные продуктами материальные ресурсы и труд основных производственных рабочих, однако накладные расходы (т.е. те расходы, которые невозможно проследить непосредственно до готового продукта) обычно распределяются на всю продукцию на некоторой произвольной основе.
При распределении накладных расходов на продукцию традиционные системы калькуляции затрат используют, как правило, объемные показатели, например, часы работы основных производственных рабочих, или время работы оборудования. Объемные показатели позволяют точно измерить количество ресурсов, потребленных в зависимости от количества произведенных единиц каждого вида продукции. Эти ресурсы включают труд основных производственных рабочих, основные материалы, электроэнергию и затраты, связанные со станками и оборудованием. Существует, однако, множество ресурсов, необходимых для деятельности, не связанной напрямую с физическими объемами производства, Виды этой деятельности, включают обеспечение, в частности, перемещения материалов, закупку материалов, наладку оборудования, составление графиков производственного процесса, промежуточный технический контроль продукции. Так что традиционные системы учета производственных затрат предполагают, что производимые продукты потребляют все ресурсы пропорционально объему их производства, тем самым искажая себестоимость продукции.
Традиционные системы калькулирования производственных затрат были созданы несколько десятилетий назад, когда большинство предприятий производили ограниченный ассортимент продукции, и доминирующими производственными затратами были затраты на основные материалы и на труд основных производственных рабочих. Накладные расходы были относительно невелики, поэтому искажения производственных затрат вследствие неадекватного распределения накладных расходов на продукцию были незначительны. Затраты на обработку информации, напротив, были достаточно высокими, так что применение более сложных методов распределения накладных расходов было неоправданно.
К концу 80-х годов прошлого столетия в странах с рыночной экономикой назрели предпосылки к изменению методов распределения накладных расходов, что предопределялось следующими обстоятельствами:
• развитие производственных возможностей привело к значительному разнообразию выпускаемой продукции. Она стала отличаться по размерам, затратам ресурсов, сложности дизайна;
• следствием автоматизации производственных процессов стал спад доли прямых трудовых затрат в структуре себестоимости продукции и рост накладных расходов. Нарушилась корреляция между накладными расходами и прямыми трудозатратами;
• возросла стоимость ресурсов, не связанных напрямую с производственной деятельностью предприятий: расходы на логистику, наладку и переналадку оборудования, технический контроль продукции, расходы на продажу и т. д.;
• автоматизация учетных процессов позволила применять более сложные методы обработки первичной информации.
Названные обстоятельства и стали предпосылками разработки Купером и Капланом в 1988 г. метода учета затрат по функциям, или АВС-метода (от английского Activity Based Costing - АВС).
Принципиальное отличие АВС-метода от других методов учета затрат и калькулирования состоит в порядке распределения накладных расходов.
Сопоставление АВС и традиционных систем учета производственных затрат
Для иллюстрации различий между традиционными системами учета производственных затрат и системой АВС, остановимся сначала на распределении затрат на виды деятельности, не связанные с объемом производства.
Рассмотрим, например, такой вид деятельности, как переналадка станка для производства другого продукта. Когда оборудование переводится на производство другого продукта, ресурсы, потребляемые при этом, зависят от количества операций по наладке оборудования и не зависят от объема производства продукта на этом оборудовании после завершения наладки.
Предположим, что затраты на ресурсы, необходимые для наладки, составляют 120 000 т. руб. На оборудовании производится только два продукта: мелкосерийный продукт М и крупносерийный продукт К. Производство за период составляет 5 000 ед. продукта М и 45 000 ед. продукта К. Продукт М производится партиями по 500 ед., продукт К - партиями по 9 000 ед. Таким образом, производство продукта М требует 10 наладок, а продукта К - 5 наладок.
В рамках традиционной системы учета производственных затрат расходы на наладку будут распределяться на производственные подразделения, а затем относиться на продукты на базе объемных показателей производства, таких, как часы работы оборудования или часы работы основных производственных рабочих. Предполагая, что производство обоих продуктов требует равного количества машино-часов работы оборудования или времени труда основных производственных рабочих на 1 ед. продукта, традиционная система отнесет 10% затрат на наладку на продукт М (5 000/50 000) и 90% затрат - на продукт К (45 000/50 000).
Таким образом, на продукт М будут отнесены затраты на наладку в размере 12 000 т. руб. (10% х 120 000 т. руб.), а на продукт К - в размере 108 000 т. руб. (90% х 120 000 т. руб.). В итоге на каждую единицу продукции будет отнесено 2,4 т. руб. затрат на наладку (12 000 т. руб. /5 000 ед. продукта М и 108 000 т. руб. /45 000 ед. продукта К).
В системе АВС затраты прослеживаются вплоть до продукта в соответствии с потребностями продукта в этих затратах (т.е. в операциях, вызывающих эти затраты). Продукт М потребовал 2/3 ресурсов, связанных с наладкой (10 из 15 операций по наладке), а продукт К - только одну треть (5 из 15 операций). Таким образом, затраты по наладке в размере 80 000 т. руб. будут связаны с продуктом М (120 000 х 2/3) и 40 000 т. руб. - с продуктом К. Затраты по наладке в расчете на одно изделие составят 16 т. руб. для продукта М (80 000 т. руб. /5000 изделий) и 0,89 т. руб. для продукта К (40 000 т. руб. /45 000 изделий).
Купер и Каплан утверждают, что традиционные системы учета производственных затрат дают искаженную информацию о себестоимости во всех случаях, когда значителен объем деятельности, не связанной с объемом производства. В частности, имеются тенденции к занижению себестоимости мелкосерийных продуктов и к завышению себестоимости крупносерийных продуктов.
Система учета затрат по функциям
Система учета затрат по функциям подчеркивает необходимость лучшего понимания накладных расходов, и поэтому уточняет причины возникновения накладных расходов и их связь с продуктами. АВС признает, что в долгосрочном плане большинство производственных затрат являются постоянными и стремится понять причины, вызывающие изменение накладных расходов с течением времени.
Система АВС предполагает, что затраты вызваны деятельностью и что продукты создают спрос на виды деятельности. Связь между продуктом и видом деятельности устанавливается путем отнесения на продукт затрат на все связанные с ним виды деятельности (иными словами, в соответствии с "потребностями" продукта в тех или иных видах деятельности). Тем самым система АВС признает, что бизнес должен учитывать: факторы вызывающие необходимость в том или ином виде деятельности, затраты на виды деятельности и взаимосвязь видов деятельности с продуктом.
Структурно системы АВС включают следующие стадии:
определение основных видов деятельности, имеющих место в организации;
определение носителя издержек для каждого вида деятельности;
оценка стоимости единицы носителя затрат;
4) определение себестоимости продукции (работы, услуги).
Первая стадия - определение основных видов деятельности компании. В частности, ими могут быть: оформление заказов на поставку материалов; эксплуатация основного технологического и вспомогательного оборудования; операции по его переналадке; контроль качества полуфабрикатов и готовой продукции, их транспортировка и др. Количество видов деятельности зависит от ее сложности, чем сложнее бизнес организации, тем большее число функций будет выделено.
Накладные расходы организации идентифицируются с выделенными видами деятельности.
Вторая стадия — определение всех факторов, которые оказывают влияние на затраты на какой-либо вид деятельности. Термин носитель издержек используется для обозначения событий или усилий, от которых зависит величина затрат на конкретный вид деятельности. При этом руководствуются двумя правилами: легкостью получения данных, относящихся к носителю затрат; степенью соответствия измерений расходов через носитель затрат их действительному значению. Например, оформление заказов на поставку материалов можно измерить количеством оформленных заказов; функцию переналадки оборудования - числом требуемых переналадок и т. д.;
Учет затрат по функциям признает, что динамика затрат определяется ее носителями. Поэтому прослеживание накладных расходов вплоть до готового продукта требует понимания поведения (динамики) затрат для определения соответствующих носителей издержек.
Приведем несколько примеров носителей издержек, используемых системой АВС:
количество принятых заказов для отдела приема заказов;
количество производственных периодов для затрат на производственное планирование и наладку оборудования:
число заказов на покупку для затрат на обеспечение деятельности отдела закупок;
• количество заказов на доставку для отдела доставки.
На третьей стадии производится оценка стоимости единицы носителя затрат путем деления суммы накладных расходов по каждой функции (операции) на количественное значение соответствующего носителя затрат.
Последняя стадия системы АВС заключается в том, чтобы проследить затраты на деятельность вплоть до готового продукта в соответствии с потребностью продукта в этом виде деятельности в процессе производства (используя в качестве показателей спроса носители издержек).
Для этого стоимость единицы носителя затрат умножается на их количество по тем видам деятельности (функциям), выполнение которых необходимо для изготовления продукции (работы, услуги). Потребность продукта в конкретном виде деятельности измеряется количеством операций, которые продукт "задает" носителю издержек. Допустим, например, что совокупные затраты, прослеженные до центра затрат, относящиеся к количеству наладок оборудования, составили 100 000 т. руб. и что за период было 100 наладок. Ставка распределения расходов — 1 000 т. руб. на 1 наладку. Для определения затрат на наладку для конкретного продукта нужно число наладок, необходимых для производства продукта, умножить на 1 000 т. руб. Отсюда следует, что затраты на 1 изделие для партии из 20 изделий составят 50 т. руб. (1 000 т. руб. /20 изделий). Используя аналогичный подход, система АВС проследит и другие виды затрат вплоть до готового продукта.
Таким образом, объектом учета затрат при этом методе является отдельный вид деятельности (функция, операция), а объектом калькулирования - вид продукции (работ, услуг).
АВС-метод, по сути своей являясь альтернативой позаказному методу учета затрат и калькулирования, эффективен для предприятий, характеризующихся высоким уровнем накладных расходов. АВС-метод способствует как контролю за уровнем расходов организации, так и более эффективному управлению ее прибылью.
Схемы учета затрат по традиционной системе и по системе АВС представлены на рис. 5.5. Вы можете заметить, что обе системы основаны на двухступенчатой процедуре распределения затрат. На первой стадии традиционные системы учета распределяют накладные расходы по производственным подразделениям, в то время как по системе АВС относят накладные расходы на основные виды деятельности, а не на подразделения. В системе АВС устанавливается множество центров (группировок) затрат, в то время как в традиционных системах накладные расходы обычно распределяются по подразделениям.
В результате могут иметь место существенные перераспределения затрат обслуживающих подразделений, чтобы обеспечить отнесение всех накладных расходов на производственные подразделения. Таким образом, традиционные системы используют меньшее число группировок затрат. Система АВС устанавливает раздельные группировки затрат для деятельности по обеспечению (обслуживанию), в частности, для перемещения материалов и материально-технического обслуживания. Затраты на эти виды деятельности распределяются непосредственно на продукты через ставки носителей издержек. Это позволяет избежать перераспределения затрат обслуживающих подразделений.
а) Традиционная система учета затрат
Ступень 1: Накладные расходы распределя- Ступень 2: Накладные
ются по производственным расходы распределяются
подразделениям на продукты
Рис. 5.5 Схемы учета затрат по традиционной системе (а) и по системе АВС (б).
Как мы уже установили, традиционные системы учета затрат используют для отнесения накладных расходов на продукты только на базе валовых показателей. Этот подход приводит к искажениям производственных затрат, если затраты на некоторые виды деятельности, относящейся к продукту, не связаны с объемом производства. Чтобы проследить эти затраты вплоть до выхода продукта, требуется использование баз распределения, также не связанных с объемом производства. Система АВС, используя эти базы распределения накладных расходов, тем самым признает, что некоторые виды деятельности не связаны с объемом производства.
Система АВС признает различия в относительном потреблении вводимых ресурсов и прослеживает соответствующее их количество вплоть до каждого продукта. В результате в отчетности отражаются более высокие производственные затраты на мелкосерийный продукт, поскольку последние потребляют большее количество не связанных с объемом производства вводимых ресурсов, чем крупносерийный продукт. Таким образом, при использовании в качестве базы распределения показателей, связанных с объемом производства, на крупносерийные продукты будет распределена чрезмерно высокая доля затрат, если накладные расходы определяются факторами, не связанными с объемом производства. Следовательно, в случае использования методов распределения затрат на базе, связанной с объемом производства, крупносерийные продукты будут субсидировать мелкосерийные продукты. Чем больший упор будет сделан на производстве мелкосерийных продуктов, тем больше будут возрастать накладные расходы в долгосрочном плане. С использованием системы распределения, основанной на показателях, связанных с объемом производства, основная доля роста накладных расходов будет относиться на крупносерийные продукты. В этих условиях будет происходить прогрессивное снижение прибыли от крупносерийных продуктов. Компания может принять неверное решение относительно номенклатуры производства, расширив производство мелкосерийных продуктов за счет крупносерийных. Результатом этого неверного решения будут рост накладных расходов и снижение прибыльности в долгосрочном планировании.
Управление затратами с помощью системы АВС
Учет затрат по функциям привлекателен потому, что он не только позволяет со значительной точностью определять производственные затраты, но также потому, что обеспечивает механизм для управления затратами. Система учета затрат по функциям привлекает внимание руководства к причинам (источникам) затрат. Она предполагает, что затраты вызываются потреблением ресурсов, и что продукт принимает на себя затраты на все виды деятельности, которые требуются для его проектирования, дизайна, производства, маркетинга, транспортировки, принятия заказа, составления счета-фактуры, доставки и обслуживания. Собирая и обрабатывая информацию по важным видам деятельности в пределах бизнеса, вы получаете возможность лучше понимать и более эффективно управлять затратами.
В рамках системы учета затрат по функциям управление затратами в долгосрочном плане осуществляется через контроль деятельности, которая их вызывает. Другими словами, объектом контроля является деятельность, а не затраты. Управление теми силами, которые инициируют деятельность (т.е. носителями издержек), обеспечивает долгосрочный контроль над затратами. Применение системы АВС может обеспечить огромный потенциальный вклад в управление затратами, составление смет, контроль и оценку эффективности деятельности компании.
Систему АВС условно можно разделить на два направления:
управление затратами:
управление прибылью.
Первое направление позволяет менеджерам более эффективно
управлять отделами или процессами. Понимание того, как строится работа их отделов и какие факторы определяют объем этой работы, создает необходимые условия для устранения непроизводительных расходов, и, следовательно, сокращения затрат в целом.
Предметом изучения и оценки в этом случае становятся отдельные операции (второстепенные виды деятельности), из которых складываются основные виды деятельности. АВС-метод позволяет не только анализировать затраты по категориям второстепенных видов деятельности, но и определить, какие статьи расходов и в какой пропорции составляют их стоимость.
Второе направление ни в коей мере не сводится лишь к ценообразованию по схеме «затраты плюс». Управление прибылью скорее состоит в достижении более глубокого понимания того, что именно является ее источником:
- какие продукты;
- какие клиенты;
- какие географические сегменты;
- какие коммерческие зоны;
а также, каким образом требуется изменить коммерческую и рыночную стратегию для увеличения прибыли.
- Тема 1. Понятие бухгалтерского управленческого учета, его предмет
- Тема 2. Объекты, методы, принципы бухгалтерского управленческого учета
- Тема 3. Взаимодействие финансового и управленческого учета
- 1. Обязательность ведения учета.
- 2. Цели ведения учета.
- 3. Пользователи информации.
- 4. Методы ведения учета.
- 5. Свобода выбора.
- 6. Используемые измерители.
- 7. Группировка затрат.
- 8. Основной объект учета.
- 9. Периодичность составления отчетности.
- 10. Степень надежности информации.
- 11. Степень открытости информации.
- 12. Привязка во времени.
- 13. Базисная структура.
- 14. Методика расчета финансовых результатов.
- 15. Связь с другими дисциплинами.
- Тема 4. Понятие затрат, их классификация и учет, группировка и распределение
- 4.4. Классификация затрат для принятия решений и планирования
- Тема 5. Себестоимость продукции: ее состав и виды. Принципы и методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции
- 5.2. Роль калькулирования себестоимости продукции в управлении производством
- 1. Научно обоснованная классификация затрат на производство.
- 2. Установление объектов учета затрат, объектов калькулирования и калькуляционных единиц.
- Методы учета затрат и калькулирования
- 1. Документирование и учет
- 5. Определение затрат за месяц по I переделу
- 1. Документирование и учет прямых затрат
- Тема 6. Калькулирование полной и производственной себестоимости
- 1. При калькуляции себестоимости с полным распределением затрат не уделяют должного внимания постоянным расходам
- 2. Калькуляция себестоимости с полным распределением затрат позволяет избежать отражения в отчетности фиктивных убытков
- Тема 7. Калькулирование себестоимости по переменным расходам
- Для определения точки безубыточности используются графический и
- Аналитический методы.
- Графический метод. Нахождение точки безубыточности сводится к построению комплексного графика «затраты – объем – прибыль» (рис. 7.1).
- Безубыточный объем реализации в натуральных единицах рассчитывается по формуле:
- Тема 8. Фактический и нормативный методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции
- Тема 9. Система «стандарт-кост»
- 9.1. Система «стандарт-кост» как продолжение нормативного метода