logo search
УАО

2. Особенности деятельности туристических фирм и основные направления ее анализа

Важной сферой экономики, в которой услуги играют ведущую роль, динамично развивающейся в последнее время, является туристический бизнес. Туризм — временные переезды (путешествия) граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного мета жительства в оздоровительных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного проживания.

Результатом туристического производства является туристский продукт — право на тур, предназначенное для реализации туристу.

Туром называется комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия.

Туристическим фирмам помимо особенностей, общих для всех предприятий сферы' услуг, присущи и специфические, которые необходимо учитывать при проведении анализа:

1) главные виды деятельности в данной области — туроператорская и турагентсткая. Туроператорская — это деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, именуемым туроператором. Турагентская — деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, именуемым турагентом. То есть у туроператора есть собственные производственные площади (гостиницы, санаторно-курортные комплексы), услуги по пользованию которыми он сам предлагает своим клиентам, а турагент является лишь посредником при продвижении турпродукта от производителя к конечным потребителям. Необходимо учитывать, что направления анализа у туроператора будут гораздо шире, чем у турагента;

2) покупка туристского продукта не является потребностью первой жизненной необходимости и имеет существенную стоимость, поэтому объемы деятельности туристической фирмы во многом определяются уровнем благосостояния населения;

3) на результаты деятельности туристических фирм существенное влияние оказывают такие факторы, как политическая ситуация, климатические условия в разных странах мира, однако влияние этих факторов довольно сложно запланировать и измерить;

4) для туристического бизнеса характерна неравномерность распределения спроса на туры во времени. Количество продаваемых путевок во многом зависит от наличия у клиентов свободного от работы времени, его продолжительности и предпочтений периода отдыха.

Цель анализа туристической деятельности состоит в поиске резервов повышения эффективности туристического бизнеса и повышении качества обслуживания клиентов.

Основные задачи анализа:

• повышение экономической обоснованности внутрифирменного планирования;

• оценка экономической эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

• определение факторов и изменение их влияния на финансовое состояние и результаты хозяйственной деятельности;

• выявление внутренних резервов и оценка возможностей их мобилизации;

• оценка оптимальности текущих и перспективных управленческих решений.

Анализ основного и оборотного капитала, расчетных операций, финансового состояния и финансовых результатов, инвестиций туристических фирм во многом схож с аналогичными направлениями анализа в торговле и общественном Питании. Поэтому особого внимания заслуживает часть методики, отражающая именно специфику данной деятельности:

1) оценка качества и достоверности исходной информации;

2) анализ основных показателей туристического бизнеса:

• общий анализ динамики выручки, себестоимости и прибыли от продаж туристских продуктов;

• анализ объема и реализации туристских продуктов;

• анализ структуры и динамики затрат туристической фирмы;

• анализ прибыли от продаж и факторов, влияющих на нее;

3) анализ операций с клиентами туристической фирмы:

• анализ эффективности системы скидок;

• анализ экономии затрат на основе соотношений возможного и фактического объема продаж;

4) анализ прогнозируемых результатов деятельности турфирмы;

5) анализ выбора собственной или арендованной площади туроператором;

6) анализ выбора собственного или привлеченного транспорта туроператора для турпоездок;

7) анализ эффективности использования гостиничных площадей:

• анализ располагаемой площади;

• анализ производственной площади;

• анализ площади, занятой контингентом;

• факторный анализ отдачи площадей;

8) факторный анализ рентабельности в туристическом бизнесе;

9) обобщение результатов анализа, выявление резервов и разработка мероприятий по улучшению деятельности.

Основные источники информации для анализа: формы годовой и квартальной бухгалтерской отчетности, данные бухгалтерского учета, формы федерального статистического наблюдения №П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», № П-2 «Сведения об инвестициях», № П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», № П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников». Для субъектов малого предпринимательства в сфере туристического бизнеса используется также информация ежеквартального статистического отчета № ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия».