2. Особенности деятельности туристических фирм и основные направления ее анализа
Важной сферой экономики, в которой услуги играют ведущую роль, динамично развивающейся в последнее время, является туристический бизнес. Туризм — временные переезды (путешествия) граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного мета жительства в оздоровительных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного проживания.
Результатом туристического производства является туристский продукт — право на тур, предназначенное для реализации туристу.
Туром называется комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия.
Туристическим фирмам помимо особенностей, общих для всех предприятий сферы' услуг, присущи и специфические, которые необходимо учитывать при проведении анализа:
1) главные виды деятельности в данной области — туроператорская и турагентсткая. Туроператорская — это деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, именуемым туроператором. Турагентская — деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, именуемым турагентом. То есть у туроператора есть собственные производственные площади (гостиницы, санаторно-курортные комплексы), услуги по пользованию которыми он сам предлагает своим клиентам, а турагент является лишь посредником при продвижении турпродукта от производителя к конечным потребителям. Необходимо учитывать, что направления анализа у туроператора будут гораздо шире, чем у турагента;
2) покупка туристского продукта не является потребностью первой жизненной необходимости и имеет существенную стоимость, поэтому объемы деятельности туристической фирмы во многом определяются уровнем благосостояния населения;
3) на результаты деятельности туристических фирм существенное влияние оказывают такие факторы, как политическая ситуация, климатические условия в разных странах мира, однако влияние этих факторов довольно сложно запланировать и измерить;
4) для туристического бизнеса характерна неравномерность распределения спроса на туры во времени. Количество продаваемых путевок во многом зависит от наличия у клиентов свободного от работы времени, его продолжительности и предпочтений периода отдыха.
Цель анализа туристической деятельности состоит в поиске резервов повышения эффективности туристического бизнеса и повышении качества обслуживания клиентов.
Основные задачи анализа:
• повышение экономической обоснованности внутрифирменного планирования;
• оценка экономической эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
• определение факторов и изменение их влияния на финансовое состояние и результаты хозяйственной деятельности;
• выявление внутренних резервов и оценка возможностей их мобилизации;
• оценка оптимальности текущих и перспективных управленческих решений.
Анализ основного и оборотного капитала, расчетных операций, финансового состояния и финансовых результатов, инвестиций туристических фирм во многом схож с аналогичными направлениями анализа в торговле и общественном Питании. Поэтому особого внимания заслуживает часть методики, отражающая именно специфику данной деятельности:
1) оценка качества и достоверности исходной информации;
2) анализ основных показателей туристического бизнеса:
• общий анализ динамики выручки, себестоимости и прибыли от продаж туристских продуктов;
• анализ объема и реализации туристских продуктов;
• анализ структуры и динамики затрат туристической фирмы;
• анализ прибыли от продаж и факторов, влияющих на нее;
3) анализ операций с клиентами туристической фирмы:
• анализ эффективности системы скидок;
• анализ экономии затрат на основе соотношений возможного и фактического объема продаж;
4) анализ прогнозируемых результатов деятельности турфирмы;
5) анализ выбора собственной или арендованной площади туроператором;
6) анализ выбора собственного или привлеченного транспорта туроператора для турпоездок;
7) анализ эффективности использования гостиничных площадей:
• анализ располагаемой площади;
• анализ производственной площади;
• анализ площади, занятой контингентом;
• факторный анализ отдачи площадей;
8) факторный анализ рентабельности в туристическом бизнесе;
9) обобщение результатов анализа, выявление резервов и разработка мероприятий по улучшению деятельности.
Основные источники информации для анализа: формы годовой и квартальной бухгалтерской отчетности, данные бухгалтерского учета, формы федерального статистического наблюдения №П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», № П-2 «Сведения об инвестициях», № П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», № П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников». Для субъектов малого предпринимательства в сфере туристического бизнеса используется также информация ежеквартального статистического отчета № ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия».
- Тема 1. Сущность управленческого анализа и его место в системе управления
- 1. Сущность и цель управленческого анализа
- 3. Принципы организации и особенности управленческого анализа
- 9. Классификация информационного обеспечения
- Тема 2. Анализ организационно-технического уровня и других условий производства
- 1. Анализ организационно-технического уровня
- 2. Анализ других условий производства
- Тема 3. Методы учета и анализа затрат на производство анализ и планирование себестоимости
- 1. Калькулирование и классификация затрат
- 2. Объекты калькулирования и их роль в управленческом анализе
- 3. Полная и ограниченная себестоимость
- 4. Внебюджетное и бюджетное планирование. Виды бюджетов
- 5. Нормативный метод учета затрат, системы стандарт-кост и директ-кост
- 7. Резервы снижения себестоимости и их комплексная оценка
- 8. Внутренняя отчетность фирмы
- Тема 4. Анализ как метод обоснования управленческих решений
- 1. Состав решений, принимаемых на основе анализа издержек, объема производства и прибыли
- 2. Анализ издержек при принятии решения о собственном производстве или закупке изделия со стороны
- 3. Специальные решения о цене реализации продукции и прибыли
- 4. Принятие решения о расформировании сегмента рынка
- 5. Факторы ограничений в принятии решений
- Тема 5. Экономический анализ капитального строительства
- 1. Особенности отрасли, основные задачи и источники информации анализа
- 2. Анализ объема, структуры и качества строительно-монтажных работ
- 3. Анализ выполнения плана ввода в действие объектов строительства
- 4. Факторы изменения объема строительно-монтажных работ
- 5. Анализ себестоимости строительной продукции
- Тема 6. Экономический анализ деятельности сельскохозяйственных предприятий
- 1. Особенности сельскохозяйственного производства и анализа деятельности сельскохозяйственных предприятий
- 7. Анализ обеспеченности предприятия апк основными средствами производства и эффективности их использования
- Тема 7. Анализ деятельности предприятий транспорта
- 1. Особенности деятельности предприятий транспорта и основные направления ее анализа
- 2. Общая оценка экономического и финансового состояния ат
- 3. Анализ выполнения плана и динамики объема перевозок
- 4. Анализ обеспечивающего производства (технической службы)
- 5. Анализ организации материально-технического обеспечения и использования материальных ресурсов
- 6. Анализ использования трудовых ресурсов и производительности труда
- 7. Анализ охраны природы и использования природных ресурсов
- Тема 8. Анализ деятельности предприятий связи
- 1. Особенности функционирования Отрасли связи и основные направления ее анализа
- 2. Анализ в системе маркетинга
- 3. Анализ продукции предприятий связи
- 4. Анализ и управление затратами и себестоимостью продукции связи
- Тема 9. Экономический анализ организаций торговли и общественного питания
- 1. Особенности торговой деятельности и основные направления ее анализа
- 2. Анализ выполнения плана, состава, структуры и динамики розничного товарооборота
- 3. Анализ обеспеченности и эффективности использования товарных ресурсов
- 4. Анализ обеспеченности и эффективности использования трудовых ресурсов, развития материально-технической базы
- 6. Анализ оптового товарооборота
- 7. Анализ расчетных отношений
- 8. Анализ издержек обращения
- 9. Анализ финансовых результатов в торговле
- 10. Особенности деятельности предприятий общественного питания и основные направления ее анализа
- 11. Изучение качества и комплексности выпуска продукции. Анализ выбора ассортимента блюд
- Тема 10. Анализ деятельности предприятий сферы услуг
- 1. Сфера услуг как вид экономической деятельности
- 2. Особенности деятельности туристических фирм и основные направления ее анализа
- 4. Анализ выбора туроператором собственной или арендованной площади, собственного или привлеченного транспорта для турпоездок
- 5. Анализ эффективности использования гостиничных площадей
- 1.4.2 Глоссарий
- 1. Субъектами управленческого анализа являются: