logo
УАО

4. Принятие решения о расформировании сегмента рынка

Под сегментом рынка понимается вид продукции, вид деятельности, географическая зона и т.п., которые могут рассматриваться с точки зрения увеличения или сокращения объема этой деятельности.

Для анализа финансовых последствий элиминирования сегмента предприятия необходимо учесть эффект изменения величины прибыли при принятии такого решения. Анализ заключается в сравнении двух отчетов о прибылях и убытках предприятия в соответствии с маржинальным подходом. В один отчет включены все данные о сегменте, а во втором этой информации нет. Основная проблема, которую необходимо решить, — оставить продукт, услугу или подразделение либо элиминировать их.

Очень важно выделить устранимые затраты, которые не всегда совпадают с затратами, прямо отнесенными на определенный продукт или сегмент. Устранимые затраты — это приростные затраты, которые имели место только тогда, когда подразделение существовало.

Таким образом, для решения о ликвидации неприбыльного сегмента (производственной линии, услуги или подразделения) требуется два инструмента анализа:

1) составление отчета с использованием маржинального подхода;

2) анализ результатов ликвидации. Первый помогает определить устранимые постоянные затраты, которые являются релевантными в данном решении, а второй позволяет сравнивать операционные результаты для альтернативы: оставить сегмент или ликвидировать его.