logo
УАО

8. Анализ издержек обращения

Затраты по доведению товаров от производства до потребителей (покупателей), выраженные в денежной форме, называют издержками обращения. К ним относятся следующие составляющие:

• расходы на железнодорожные, водные, воздушные, автомобильные и гужевые перевозки;

• расходы на оплату труда;

• расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря;

• амортизация основных средств;

• отчисления и затраты на ремонт основных средств;

• расходы, на санитарную и специальную одежду, столовое белье;

• расходы на топливо, газ и электроэнергию для производственных нужд;

• расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров;

• расходы на торговую рекламу;

• проценты за пользование кредитами и займами;

• потери товаров при перевозке, хранении и реализации в пределах норм;

• расходы на тару;

• отчисления на социальные нужды;

• налоги, отчисления и сборы, включаемые в издержки обращения;

• прочие расходы.

Издержки обращения торговых предприятий измеряются в сумме и по их уровню. Уровень издержек обращения представляет отношение их суммы к товарообороту, выраженное в процентах. Это один из важнейших качественных показателей оценки хозяйственной деятельности торговых предприятий, показывающий, сколько процентов занимают издержки обращения в розничной (продажной) стоимости товаров.

Задачи анализа издержек обращения — не только изучить выполнение плана и дать объективную оценку соблюдению их сметы, но и выявить резервы сокращения расходов и разработать меры по их использованию путем устранения непроизводительных затрат, бесхозяйственности, расточительства и обеспечения наиболее экономного, целесообразного и эффективного использования средств и труда.

Для объективной оценки выполнения плана и динамики торговых расходов необходимо детально и глубоко проанализировать влияние факторов на их размер. Обычно изучается влияние следующих факторов:

• степень выполнения плана и динамики товарооборота;

• изменения состава и структуры товарооборота; ускорение или замедление времени обращения товаров;

• изменения розничных цен на товары;

• изменения тарифов и ставок за услуги, цен на материальные и энергетические ресурсы;

• повышение или снижение производительности труда торговых работников;

• рост или снижение эффективности использования материально-технической базы торговли;

• внедрение и применение прогрессивных форм торговли;

• изменения условий завоза товаров, расширение их закупки у местных поставщиков на льготных условиях, развитие централизованной доставки товаров, совершенствование товародвижения;

• прием или передача магазинов, их филиалов и другие организационно-структурные изменения в составе торгового предприятия (организации).