§ 53. Составление документов
Чтобы документы могли служить достоверным основанием для бухгалтерских записей и иметь юридическую силу, к их составлению предъявляются определенные требования. Прежде всего, необходимо, чтобы документ был составлен на, бланке. Некоторые документы, например чеки, кассовые ордера и т.п., должны заполняться только чернилами. Не разрешается заполнять документы простым карандашом, так как в таких документах легко стереть написанное и заменить его другим. Документ составляется по определенной форме, установленной для документов данного вида операций, с обязательным заполнением всех необходимых реквизитов. Содержание документа следует излагать точно и ясно, чтобы давать правильное отражение операций в полном соответствии с действительностью. Текст и цифры документа требуется писать четко и разборчиво, так, чтобы не допускать возможности различного их понимания и толкования. В документе не следует допускать подчисток, помарок и других дефектов, вызывающих сомнения в его подлинности и правильности. Свободные строки и графы на бланке документа необходимо прочеркивать с тем, чтобы в этих пробелах не могло быть что-либо вписано или дописано впоследствии. В денежных документах (чеках, кассовых ордерах и др.) сумму требуется указывать не только цифрами, но и прописью, т.е. словами. Документ должен быть снабжен всеми подписями, необходимыми для оформления регистрируемой операции и придания документу юридической силы. Подписывать документ следует разборчиво, чтобы можно было прочесть фамилию подписавшего. Перед каждой подписью указывается должность дающего подпись.
Отсюда вытекает общее правило составления документов.
Для правильного составления документа необходимо:
1. Заполнять документ на бланке (а при отсутствии бланка на чистом листе бумаги) чернилами или химическим карандашом, либо на пишущей машинке;
2. Строго соблюдать установленную форму и реквизиты документа;
3. Точно и ясно излагать содержание документа;
4. Четко и разборчиво писать текст и цифры;
5. Незаполненные пробелы в бланке документа прочеркивать;
6. Сумму в денежных документах указывать цифрами и прописью;
7. Снабжать документ необходимыми, разборчиво сделанными подписями с указанием должности подписавшего.
Документы необходимо составлять своевременно, т.е. одновременно с совершением операции либо непосредственно вслед за ее совершением. Своевременность составления документов является важнейшим условием правильности отражения операций в документах и своевременности записей их в учетных регистрах.
Некоторые документы составляются в нескольких экземплярах (с копиями). Это выполняется обычно автоматически одновременно с составлением документа путем оттиска через подложенную под него копировальную бумагу.
Копии документов используются для различных целей. Так, при акцептной форме расчетов за отгруженную продукцию поставщик выписывает несколько экземпляров счетов — платежных требований для направления их в различные адреса (банку, покупателю).
При составлении документов могут быть допущены ошибки.
Правило исправления ошибок в документах:
Для исправления ошибки в документе необходимо: неправильную запись зачеркнуть тонкой чертой, надписать над ней правильную запись и о произведенном исправлении сделать на документе оговорку, которая должна быть заверена лицами, подписавшими документ.
Так как документы имеют большое значение не только в учете, но и во всей хозяйственной деятельности, то в отношении качества документов, особенно своевременности и правильности их составления и оформления, существует строгий порядок.
За нарушение порядка составления документов отвечают прежде всего те лица, которые их составляют и оформляют своими подписями. Еще большая ответственность ложится на аппарат бухгалтерии, получающий эти документы, всесторонне проверяющий их и делающий на их основании учетные записи. Особая ответственность возлагается на главного или старшего бухгалтера как руководителя учета. Старший бухгалтер несет материальную, дисциплинарную или уголовную ответственность за неправильное либо небрежное составление и оформление документов, утерю или порчу их, за оформление документов на отпуск материальных ценностей с нарушением установленного порядка и т.п.
Каждый счетный работник также несет ответственность на своем участке работы за нарушения правил составления и оформления документов.
- Часть первая предмет бухгалтерского учета
- § 1. Учетные измерители
- § 2. Оперативный учет. Статистика
- § 3. Особенности бухгалтерского учета
- § 4. Требования к бухгалтерскому учету
- §5. Хозяйственные операции и процессы
- § 6. Расчетно-кредитные отношения
- § 7. Затраты труда и оплата труда
- § 8. Хозяйственные средства и их источники
- § 9. Классификация средств
- § 10. Классификация источников
- § 11. Кругооборот средств
- § 12. Результат хозяйственной деятельности
- § 13. Общая характеристика предмета бухгалтерского учета
- § 14. Общее понятие о методе бухгалтерского учета
- § 15. Понятие о балансе
- § 16. Форма баланса.
- § 17. Актив и пассив баланса
- § 18. Строение баланса
- I. Основные средства и вложения I. Источники собственных
- § 19. Значение баланса
- § 20. Понятие о счетах
- § 21. Счета активные и пассивные
- Счет расчетов с поставщиками и
- § 22. Дебет и кредит
- Любой активный счет
- § 23. Обороты и остатки
- § 24. Двойная запись
- § 25. Корреспонденция счетов
- § 26. Понятие о бухгалтерской документации
- § 27. Хронологические и систематические записи
- § 28. Синтетический и аналитический учет
- § 29. Оборотные ведомости
- § 30. Понятие о субсчетах
- § 31. Значение счетов и оборотных ведомостей
- § 32. Принципы классификации счетов
- § 33. Учет процесса заготовления
- § 34. Учет процесса производства
- Усложнение
- § 35. Учет процесса реализации
- § 36. Общая схема классификации счетов
- § 37. Счета инвентарные
- § 38. Счета денежные
- § 39. Счета фондовые
- § 40. Счета расчетные
- § 41. Счета регулирующие
- § 42. Счета собирательно-распределительные и отчетно-распределительные
- § 43. Счета калькуляционные
- § 44. Счета операционно-результатные
- § 45. Счета финансово-результатные
- § 46. Счета забалансовые
- § 47. План счетов
- § 48. Общая характеристика метода бухгалтерского учета
- §49. Системы бухгалтерского учета
- 50 Классификация документов
- § 51. Реквизиты документов
- § 52. Формы документов
- § 53. Составление документов
- § 54. Бухгалтерская обработка документов
- § 55. Документооборот
- § 56. Хранение документов
- Учетные регистры
- § 57. Виды и формы учетных регистров
- § 58. Хранение учетных регистров
- § 59. Понятие о формах бухгалтерского учета
- § 60. Принципы построения форм бухгалтерского учета
- Дополнительный материал
- 1 Оценка
- 2. Инвентаризация
- 3. Калькулирование
- 4 Основные признаки малого предприятия. Учетная политика
- 5. Простая система бухгалтерского учета
- 6 Двойная система бухгалтерского учета
- 7. Права, обязанности и ответственность главного бухгалтера
- 8 Хранение документов. Правила применения нормативных документов и инструкций .
- 9. Учет денежных средств открытие расчетного в банке
- 10. Оформление платежных поручений
- 11. Порядок получения наличных денег в банке
- 12. Порядок сдачи наличных денег в банк
- 13. Расчеты векселями
- 14. Банковские выписки. Исправление ошибок в расчетах .
- 15. Основные бухгалтерские проводки по расчетному счету