§ 25. Корреспонденция счетов
Каждая операция вызывает двойные взаимосвязанные изменения средств и источников. Поэтому между счетами, в которые записана операция, возникает взаимосвязь. Эта взаимосвязь выражается «том, что дебет одного счета сочетается с кредитом другого, а в двух взаимосвязанных изменениях отражение одной и той же операции.
Взаимосвязь между дебетом одного и кредитом другого счета. возникающая в результате двойной записи на них операции, называется корреспонденцией счетов, а сами эти счета — корреспондирующими счетами.
Корреспонденция выражается путем указания в каждой записи корреспондирующего счета. При записи операции в дебет счета отмечается наименование корреспондирующего с ним счета по кредиту. При записи в кредит, наоборот, указывается название корреспондирующего счета по дебету.
Таким образом, двойная запись раскрывает в корреспонденции счетов сущность и характер взаимосвязи изменений в составе средств. Указание в записях наряду с суммой также и корреспонденции счетов дает возможность устанавливать связь данного счета с другими корреспондирующими с ним счетами и тем самым выявлять не только количественные, но и качественные изменения, происходящие в составе средств или источников. Это имеет большое практическое значение для оперативного руководства и контроля хозяйственной деятельности предприятия.
Предварительное определение корреспонденции счетов облегчает запись операций на счетах. Поэтому при записи каждой операции прежде всего необходимо установить корреспонденцию счетов, т.е. указать, на какой счет и в какой сумме должна быть записана операция в дебет и на какой в кредит.
Приведем схему обозначения корреспонденции счетов.
Дебет счета ______________________________Руб.__________
(наименование дебетуемого счета) (Сумма записи)
Кредит счета________________ _____________Руб._________
(наименование кредитуемого счета) (Сумма записи)
Корреспонденция счетов делится на простую и сложную. Простой называется корреспонденция счетов, в которой участвуют два счета: один по дебету и один по кредиту.
Пример: Внесено из кассы предприятия на расчетный счет в банке 500 руб. Корреспонденция счетов будет:
Дебет счета Расчетного счета 500 руб.
Кредит счета Кассы 500 руб.
Сложной называется корреспонденция счетов, когда один счет по дебету корреспондирует с несколькими счетами по кредиту, или наоборот, один счет по кредиту корреспондирует с несколькими счетами по дебету.
Здесь общая сумма операции записывается на один счет с одной стороны (например, дебета), а частные суммы записываются на соответствующие отдельные счета другой стороны (например, кредита).
Пример. Перечислено с расчетного счета в банке, в погашение задолженности поставщикам 5000 руб. и в погашении задолженности по ссуде банку 10 000 руб. — всего 15000 руб.
Корреспонденция счетов:
Дебет счета Расчетов с поставщиками и подрядчиками 5000 руб.
Дебет счета Краткосрочные кредиты банка. 10000 руб.
Кредит счета Расчетного счета . 15000 руб.
Корреспонденция счетов обозначается на документах. Она может обозначаться и другим способом, например на специальных бланках. Подробнее об этом будет сказано дальше.
Можно схематически изобразить корреспонденцию счетов для однородных операций.
Типовая корреспонденция счетов для каждого из четырех видов операций:
а) для операций, вызывающих уменьшение одной и увеличение другой группы средств:
Дебет активного счета (увеличение)
Кредит активного счета (уменьшение)
(дебет - касса, кредит – расчетный счет, получены деньги из банка в кассу.)
б) для операций, вызывающих уменьшение одной и увеличение другой группы источников:
Дебет пассивного счета (уменьшение)
Кредит пассивного счета (увеличение)
(за счет ссуды банка погашена задолженность поставщикам, дебет – расчеты с поставщиками, кредит – ссуды банка)
в) для операций, вызывающих увеличение и средств и источников:
Дебет активного счета (увеличение)
Кредит пассивного счета (увеличение)
(получена ссуда банка на расчетный счет дебет – расчетный счет, кредит- ссуда банка)
г) для операций, вызывающих уменьшение и средств и источников:
Дебет пассивного счета (уменьшение)
Кредит активного счета (уменьшение)
(оплачена задолженность поставщику с расчетного счета, дебет – расчет с поставщиками, кредит – расчетный счет)
- Часть первая предмет бухгалтерского учета
- § 1. Учетные измерители
- § 2. Оперативный учет. Статистика
- § 3. Особенности бухгалтерского учета
- § 4. Требования к бухгалтерскому учету
- §5. Хозяйственные операции и процессы
- § 6. Расчетно-кредитные отношения
- § 7. Затраты труда и оплата труда
- § 8. Хозяйственные средства и их источники
- § 9. Классификация средств
- § 10. Классификация источников
- § 11. Кругооборот средств
- § 12. Результат хозяйственной деятельности
- § 13. Общая характеристика предмета бухгалтерского учета
- § 14. Общее понятие о методе бухгалтерского учета
- § 15. Понятие о балансе
- § 16. Форма баланса.
- § 17. Актив и пассив баланса
- § 18. Строение баланса
- I. Основные средства и вложения I. Источники собственных
- § 19. Значение баланса
- § 20. Понятие о счетах
- § 21. Счета активные и пассивные
- Счет расчетов с поставщиками и
- § 22. Дебет и кредит
- Любой активный счет
- § 23. Обороты и остатки
- § 24. Двойная запись
- § 25. Корреспонденция счетов
- § 26. Понятие о бухгалтерской документации
- § 27. Хронологические и систематические записи
- § 28. Синтетический и аналитический учет
- § 29. Оборотные ведомости
- § 30. Понятие о субсчетах
- § 31. Значение счетов и оборотных ведомостей
- § 32. Принципы классификации счетов
- § 33. Учет процесса заготовления
- § 34. Учет процесса производства
- Усложнение
- § 35. Учет процесса реализации
- § 36. Общая схема классификации счетов
- § 37. Счета инвентарные
- § 38. Счета денежные
- § 39. Счета фондовые
- § 40. Счета расчетные
- § 41. Счета регулирующие
- § 42. Счета собирательно-распределительные и отчетно-распределительные
- § 43. Счета калькуляционные
- § 44. Счета операционно-результатные
- § 45. Счета финансово-результатные
- § 46. Счета забалансовые
- § 47. План счетов
- § 48. Общая характеристика метода бухгалтерского учета
- §49. Системы бухгалтерского учета
- 50 Классификация документов
- § 51. Реквизиты документов
- § 52. Формы документов
- § 53. Составление документов
- § 54. Бухгалтерская обработка документов
- § 55. Документооборот
- § 56. Хранение документов
- Учетные регистры
- § 57. Виды и формы учетных регистров
- § 58. Хранение учетных регистров
- § 59. Понятие о формах бухгалтерского учета
- § 60. Принципы построения форм бухгалтерского учета
- Дополнительный материал
- 1 Оценка
- 2. Инвентаризация
- 3. Калькулирование
- 4 Основные признаки малого предприятия. Учетная политика
- 5. Простая система бухгалтерского учета
- 6 Двойная система бухгалтерского учета
- 7. Права, обязанности и ответственность главного бухгалтера
- 8 Хранение документов. Правила применения нормативных документов и инструкций .
- 9. Учет денежных средств открытие расчетного в банке
- 10. Оформление платежных поручений
- 11. Порядок получения наличных денег в банке
- 12. Порядок сдачи наличных денег в банк
- 13. Расчеты векселями
- 14. Банковские выписки. Исправление ошибок в расчетах .
- 15. Основные бухгалтерские проводки по расчетному счету