logo
nov_ispr_s_1_po_25

2. Инвентаризация

Документирование всех хозяйственных операций и система двой­ной записи на счетах все же не могут обеспечить полный контроль за отражением хозяйственной деятельности организации. Существуют процессы, которые либо вообще не поддаются повседневному доку­ментированию (естественная убыль), либо данные первичных доку­ментов по тем или иным причинам искажаются (ошибки при офор­млении и учете складских операций, злоупотребления, хищения, бесхозяйственность). Данные о таких фактах могут быть выявлены при инвентаризации.

При проведении инвентаризации необходимо руководствоваться статьей 12 Закона о бухгалтерском учете, пунктами 26-28 Положе­ния по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 года № 34н (Приложение 2), и Методическими указа­ниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина РФ от 13 июня 1995г. №49.

При инвентаризации проводится сверка документов бухгалтерс­кого учета с фактическим наличием имущества и проверка полноты отражения в учете обязательств перед кредиторами, банками и т. д. Инвентаризация необходима для того, чтобы проверить сохранность материальных ценностей у материальноответственных лиц и своев­ременно найти ошибки в учете, а также для того, чтобы выявить пропущенные сроки расчетов.

Инвентаризация может быть полная или частичная, плановая или внезапная.

Проведение инвентаризации обязательно в следующих случаях: t<#,

  1. При передаче имущества предприятия в аренду, выкупе, про» даже, а также при преобразовании государственного и муниципального унитарного предприятия.

2. Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.

3. При смене материальноответственных лиц (на день приемки-передачи дел

4. При выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества.

5. В случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычай­ных ситуаций, вызванных экстремальными условиями.

6. При реорганизации или ликвидации организации.

7. В других случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Инвентаризация проводится постоянно действующей инвентари­зационной комиссией, в состав которой включаются представители администрации, работники бухгалтерских служб, специалисты (ин­женеры, экономисты, техники и т.д.). В ее состав можно включать также представителей службы внутреннего аудита и независимых аудиторских организаций.

Имущество проверяется при обязательном присутствии матери­ально ответственного лица.

Выявленные при инвентаризации имущества излишки приходу­ются и соответствующая сумма зачисляется на финансовые резуль­таты организации и отражается как увеличение прибыли. Недостача и порча имущества в пределах установленных законодательством норм естественной убыли списываются на издержки производства ИЛУН обращения, сверх норм естественной убыли — взыскивается с ви­новных лиц согласно распоряжению руководителя организации или по решению суда.