logo search
УАО

10. Особенности деятельности предприятий общественного питания и основные направления ее анализа

Общественное питание — одна из основных отраслей сферы обращения, выполняющая социально-экономическую задачу по удовлетворению потребностей людей. Основными являются следующие особенности:

1) предприятия общественного питания объединяют в себе процессы производства продукции и ее реализации через розничную сеть.

Производственно-торговая деятельность предприятий питания характеризуется прежде всего показателями выпуска собственной продукции и товарооборота.

Собственная продукция предприятий общественного питания подразделяется на обеденную (основную) и прочую. Обеденная продукция (один из основных показателей предприятий - доготовочных) включает выпуск первых, вторых, третьих (сладких) блюд, холодных и горячих закусок. По виду израсходованного сырья на производство вторых блюд их подразделяют на мясные, рыбные, овощные, крупяные, мучные и молочные. К прочей собственной продукции относят выпуск полуфабрикатов, кулинарных, кондитерских и мучных изделий, горячих напитков и другой продукции, подвергшейся кулинарной обработке.

Товарооборот подразделяется на розничный, оптовый и валовой (общий).

2) специфичность товарных запасов (продукты питания) предполагает преобладание в составе оборотного, капитала сырья и отсутствие (или минимальные величины) готовой продукции;

3) нормальные величины оборачиваемости готовой продукции определяются исходя из ее срока годности. Наличие отклонений от нормальных значений свидетельствует о товарных потерях. При этом по некоторым видам пищевых продуктов и сырья допускается наличие определенной величины потерь (изменение веса сыпучих продуктов в зависимости от влажности, усушка, утруска, некондиционная, просроченная продукция).

Главной целью анализа хозяйственной деятельности предприятий питания является выявление, изучение и мобилизация резервов повышения качества обслуживания потребителей, эффективности работы путем устранения недостатков в хозяйствовании, улучшения использования экономического потенциала, достижения наилучших результатов при наименьших затратах труда и средств.

Так как предприятия общественного питания осуществляют свою деятельность и в сфере производства, и в сфере обращения, то при проведении анализа необходимо использовать элементы методик как промышленных, так и торговых предприятий.

Основные направления анализа, учитывающие специфику деятельности; можно представить в следующем виде:

1) оценка качества и достоверности исходной информации;

2) анализ производственно-торговой деятельности предприятия общественного питания:

• анализ выполнения плана и динамики товарооборота;

• анализ выполнения плана и динамики выпуска собственной продукции;

• анализ влияния факторов на развитие товарооборота и выпуск собственной продукции;

• анализ качества и комплексности выпуска продукции, анализ выбора ассортимента блюд;

• сравнительный анализ показателей производственно-торговой деятельности подразделений предприятия общественного питания;

• оперативный анализ товарооборота и выпуска собственной продукции на предприятии общественного питания;

3) анализ издержек предприятия общественного питания:

• анализ издержек предприятия общественного питания по общему объему;

• анализ издержек в разрезе производства и реализации продукции общественного питания;

• факторный анализ издержек предприятия общепита;

• сравнительный анализ издержек предприятия общественного питания;

• оперативный анализ издержек обращения на предприятии общественного питания;

4) анализ финансовых результатов деятельности предприятия общественного питания;

5) анализ финансового состояния предприятия;

6) обобщение результатов анализа и разработка мероприятий по улучшению деятельности.

Анализ проводят по данным производственно-торгового плана, бизнес-плана, прогнозов, бухгалтерской и статистической отчетности, текущего учета и других источников информации. Основными являются квартальный и годовой отчеты по общественному питанию, состоящие из четырех разделов: в первом — подробная информация о составе товарооборота; во втором — данные о расходе продуктов в ассортиментном разрезе, в натуральном и стоимостном выражении; в третьем и четвертом — наличие сети общественного питания. Кроме того, здесь справочно показывается количество произведенных предприятиями общественного питания кондитерских, колбасных, кулинарных изделий и копченостей. Предприятия питания также составляют краткие месячные отчеты о продаже и запасах товаров в ассортиментном разрезе, в которых приводится информация о розничном товарообороте и реализации собственной продукции.